Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций
Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.
Научная ориентированность курса |
Практическая ориентированность курса |
Это изучение психологических закономерностей, классификаций, механизмов, описание научных исследований и их результатов. Ориентация на материал такого рода дает студентам описание и объяснение психологических феноменов, понимание доказательности научно-психологических знаний о внутреннем мире человека. |
Это изучение материала, представляющего непосредственную практическую значимость, а также освоение умений применения психологических знаний для решения практических задач. Ориентация на материал такого рода дает студентам понимание практической ценности психологических знаний и возможностей их использования. |
Название |
Характеристика |
Семинары-практикумы |
студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя. |
Семинары-дискуссии |
посвящаются обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей, с которыми им придется работать. |
Практические занятия |
проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности (задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса — для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и постановке примерного диагноза — для медицинских психологов и т. д.) |
Лабораторные занятия |
Основное предназначение лабораторных занятий — обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Научные идеи находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом студента и поэтому лучшее усваиваются. Благодаря лабораторным работам студент знает не только само теоретическое положение, но и то, как оно может быть получено в реальном исследовании, чтобы потом оформиться в обобщенную, абстрагированную от конкретных частностей стройную теорию. |
Тип задач |
Тип организации занятия |
Вопросы семинара (пример) |
Репродуктивные задачи: цель дана в условиях "ее достижения", т.е. условие и требование задачи – известные части, а способ решения либо известен субъекту деятельности и последний должен лишь применить его в данной конкретной ситуации (что бывает отнюдь не всегда просто), либо неизвестен, но решающий задачу знает, что способ решения существует и что он выводится из положений данной предметной области. |
Репродуктивный тип предполагает активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения. |
1. Внимание и его виды. 2. Понятие о памяти 3. Основные свойства характера. |
В продуктивных задачах цель дана в более сложных условиях "ее достижения", однако условия и требования также являются известными частями задачи, в то время как способ не только неизвестен, но прямо не выводится из положений данной области; его можно "сконструировать" на основе этих положений (для чего подчас необходимо провести соответствующие исследования в данной области). |
Продуктивный тип предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. |
1.Чем отличается...; 2. Что общего между...; 3. Какие механизмы...; 4. Выделите достоинства и недостатки... |
В творческих задачах цель дана в "отсутствии условий ее достижения", а именно: цель и предмет деятельности могут быть известными частями задачи, хотя и эти части могут быть представлены недостаточно полно. Что касается способа решения задачи, то он всегда неизвестен, и в предметной области отсутствуют знания (положения), на основе которых он мог бы быть разработан. |
На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов. Главная отличительная особенность занятия: студентов не просят воспроизвести материал определенного источника, а им ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. |
1.Найдите отличие...; 2.Найдите сходство...; 3. Проанализируйте...; 4. Найдите связь...; 5. Докажите достоинства
и недостатки определенной |
Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии