Лекции по методике преподавания психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций

Описание работы

Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии"
В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_MPPP.docx

— 560.67 Кб (Скачать файл)

2. Работа по  сбору и ознакомлению с рекомендуемой  литературой.

3. Глубокое изучение  источников.

4. Углубленная  работа с конспектом: еще раз  внимательно прочитать конспект, произвести его разметку (подчеркнуть  заголовки, выделить наиболее важные  цитаты и т.п.), составить план  выступления.

 

 

Итак,

Семинарское занятие является одной из активных форм обучения в вузе. Семинар, как и любое практическое занятие,  имеет своей целью развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Выделяют следующие виды семинарских занятий: семинар-дискуссия, семинар-конференция, вопрос-ответная форма, развернутая беседа на основе плана, учебно-ролевые игры. Структура семинара может быть различной, зависит она от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовки студентов к самостоятельной работе. Подготовка к семинару требует кропотливой работы не только студентов, но и преподавателя, т.к. именно он руководит всем процессом занятия.

 

Отбор содержания учебного  курса

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Содержание курса должно соответствовать требованиям, содержащимся в образовательном стандарте по дисциплине. Также преподаватель может включать в курс содержание, которое отражает его авторское видение курса, его творческий подход и цели, которые он ставит в процессе обучения.

Как выбираются темы курса? Помимо стандарта выбор определяется собственным представлением преподавателя о важных темах, вытекающих из названия курса. Выбирая содержание курса, важно учитывать, какие студенты будут его изучать (студенты-психологи, студенты непсихологических специальностей).

Содержание программы должно определяться общим количеством занятий в соответствии с учебным планом, возрастом обучающихся и их интересами.

При отборе тематики курса необходимо продумать логическую связь тем друг с другом, их последовательность, а также их соответствие общему названию учебной дисциплины. Можно использовать модульный принцип построения программ. Такие модули представляют собой самостоятельные, независимые единицы учебной информации, которые могут использоваться в структуре разных учебных курсов (как психологических, так и других предметных областей).

Научное содержание в рамках учебного курса может конструироваться на основе двух возможных способов: формально-логического и диалектического. Первый (традиционный для современных учебных программ) представляет психологию как сумму разрозненных знаний. Такое построение программы не способствует формированию у студентов целостного представления о психологическом знании. Второй — предполагает формирование у студентов диалектического понимания психической реальности.

В зависимости от целей курса содержание программы может быть научно или практически ориентированным.

Научная ориентированность курса

Практическая ориентированность курса

Это изучение психологических закономерностей, классификаций, механизмов, описание научных исследований и их результатов. Ориентация на материал такого рода дает студентам описание и объяснение психологических феноменов, понимание доказательности научно-психологических знаний о внутреннем мире человека.

Это изучение материала, представляющего непосредственную практическую значимость, а также освоение умений применения психологических знаний для решения практических задач. Ориентация на материал такого рода дает студентам понимание практической ценности психологических знаний и возможностей их использования.


 

 

Научность и практичность являются только общими ориентирами при отборе содержания курса. Задачи обучения психологии часто требуют, чтобы преподаватель опирался на оба принципа. Акцент на научности особенно важен при обучении студентов-психологов. Практический аспект психологии представляет наибольший интерес и ценность для учащихся школ.

При отборе содержания курса необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами.

Итак,

Перед преподавателем в вузе стоит задача отбора материала, который можно включить в программу курса. Содержание курса должно обязательно соответствовать образовательным стандартам. Но также сам преподаватель может проявлять творческую активность и включать в содержание дисциплины те темы, которые считает необходимыми. При отборе тематики курса должна прослеживаться логическая связь тем друг с другом, их последовательность. В зависимости от целей курса содержание программы может быть научно или практически ориентированным. Также необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами

 

Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения. Семинары-практикумы, семинары-дискуссии, практические занятия, лабораторные занятия. Методические требования по проведению практических занятий по психологии.

Источник: Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии. Учеб. -метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить студентов применению теоретических знаний на практике.

Функции практических занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия.

Основными формами практических занятий являются:

Название

Характеристика

Семинары-практикумы

студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

Семинары-дискуссии

посвящаются обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей, с которыми им придется работать.

Практические занятия

проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности (задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса — для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и постановке примерного диагноза — для медицинских психологов и т. д.)

Лабораторные занятия

Основное предназначение лабораторных занятий — обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Научные идеи находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом студента и поэтому лучшее усваиваются. Благодаря лабораторным работам студент знает не только само теоретическое положение, но и то, как оно может быть получено в реальном исследовании, чтобы потом оформиться в обобщенную, абстрагированную от конкретных частностей стройную теорию.


 

В качестве методического руководства преподавателю можно указать на два общих принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий.

    • принцип «от теории – к практике»,
    • принцип: «от жизни – к теории».

Требования к проведению практических занятий

1) занятия не  должны быть громоздкими.

2) обязательная  для преподавателя теоретическая  интерпретация полученных студентами  тестовых и других фактов, а  также качественных и количественных  данных анкетирования, эксперимента.

3) выводы из  анализа преподаватель должен  делать не только относительно  возможностей самих исследовательских  процедур, но и по содержанию  самих психологических феноменов, которые стали объектом исследования.

Итак,

Практические занятия по психологии имеют цель научить студентов применять теоретические знания на практике. Основными формами таких занятий являются семинары-практикумы, семинары-дискуссии, практические и лабораторные занятия. В качестве методики руководства преподавателю следует придерживаться принципов «от теории – к практике», «от жизни – к теории». Соблюдая определенные требования к проведению практических занятий, преподаватель получит прочное усвоение знаний студентами и развитие их интеллектуальных способностей.

 

Семинар как школа взаимодействия и учебно-познавательного сотрудничества.

Источник: Смолярчук И.В. Методика преподавания психологии. – М., 1990. – 36 с.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Процесс усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. При таком подходе реализуется общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинара обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Источник: Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии. Учеб.- метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Процесс решения студентами учебных задач во время самостоятельной работы при подготовке к групповым занятиям (семинарскому, практическому, лабораторному) становится коллективным творчеством группы, так как завершается обсуждением в учебной группе полученных результатов. Такое обсуждение в группе составляет основную часть деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения знаний. Составление и предъявление студентам учебных заданий (задач, вопросов) представляет собой программирование самостоятельной учебной деятельности. Т.е. преподаватель обеспечивает через учебные задания дистанционное управление процессов усвоения, программируя заранее ход мыслей обучаемых, направляя их познавательные действия в нужное русло.

Также необходимо, чтобы преподаватель в непосредственном контакте с обучаемыми на групповых обсуждениях оказывал прямое управляющее воздействие на их мысли, выявлял и корректировал их в процессе дискуссии. Поэтому формы групповых занятий обеспечивают решение двуединой задачи: с одной стороны, достижение через решение учебных задач усвоения учебного материала студентами и, с другой, — управление преподавателем процессом этого усвоения, уточнение и корректировка усвоенного студентами, создание воспитательного эффекта. Такой эффект от группового занятия возможен только при умелой организации на нем учебной дискуссии, развивающей у студентов теоретическое мышление, формирующей у них умение анализировать факты, события, явления с точки зрения условий их происхождения и развития.

Итак, ценность семинара, как и других практических групповых занятий, заключается в том, что в ходе такого занятия осуществляется коллективное творчество, которое способствует  лучшему усвоению материала. Семинар – это интерактивное взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем.  При этом особая роль отводится преподавателю в процессе проведения семинарского занятия. Он составляет и предъявляет учебные задачи, направляет и корректирует  ход мыслей студентов, подводит итоги семинара.

 

 

 

 

Выбор заданий для реализации внутри- и межгрупповых взаимодействий участников обучения. Реализация системы методов и средств для решения задач усвоения. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивная, продуктивная, творческие задачи; построение системы задач.

Источник: Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 250 с.

Источник: Калошина И.П. Психология творческой деятельности. –  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г., 431 с.

Тип задач

Тип организации занятия

Вопросы семинара (пример)

Репродуктивные задачи: цель дана в условиях "ее достижения", т.е. условие и требование задачи – известные части, а способ решения либо известен субъекту деятельности и последний должен лишь применить его в данной конкретной ситуации (что бывает отнюдь не всегда просто), либо неизвестен, но решающий задачу знает, что способ решения существует и что он выводится из положений данной предметной области.

Репродуктивный тип предполагает активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения.

1. Внимание и  его виды.

2. Понятие о  памяти

3. Основные свойства  характера.

В продуктивных задачах цель дана в более сложных условиях "ее достижения", однако условия и требования также являются известными частями задачи, в то время как способ не только неизвестен, но прямо не выводится из положений данной области; его можно "сконструировать" на основе этих положений (для чего подчас необходимо провести соответствующие исследования в данной области).

Продуктивный тип предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала.

1.Чем отличается...;

2. Что общего  между...;

3. Какие механизмы...;

4. Выделите достоинства  и недостатки...

В творческих задачах цель дана в "отсутствии условий ее достижения", а именно: цель и предмет деятельности могут быть известными частями задачи, хотя и эти части могут быть представлены недостаточно полно. Что касается способа решения задачи, то он всегда неизвестен, и в предметной области отсутствуют знания (положения), на основе которых он мог бы быть разработан.

На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов. Главная отличительная особенность занятия: студентов не просят воспроизвести материал определенного источника, а им  ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках.

1.Найдите отличие...;

2.Найдите сходство...;

3. Проанализируйте...;

4. Найдите связь...;

5. Докажите достоинства  и недостатки определенной позиции.

Информация о работе Лекции по методике преподавания психологии