Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:54, курс лекций
Описание работы
Авторские лекции по предмету "методика преподавания психологии" В лекция содержаться выдержки из авторитетной литературы. Материал хорошо переработан, легкодоступен для понимания, не требует обязательного прочтения дополнительной литературы.
К средствам
обучения относят технические средства
обучения, дидактические материалы и т.п.,
которые используются при решении педагогических
задач. В последнее время существенно
изменились средства обучения. В связи
с появлением персональных компьютеров
возник новый вид процесса проблемного
обучения – проблемно-компьютерное обучение.
Появление нового элемента (компьютера)
в педагогической системе во многом может
изменить ее функции и позволяет достичь
нового педагогического эффекта.
В традиционном
учебном процессе средствами обучения
являются:
В современном
процессе обучения используется следующий
ряд новых технических средств:
учебные электронные издания;
компьютерные обучающие системы;
аудио и видео-учебные материалы и
многие др.
Методы активизации продуктивной умственной
деятельности – это специальные практические
психолого-педагогические приемы, направленные
на повышение эффективности протекания
мыслительного процесса, его продуктивности.
Разработка метода обусловлена тем или
иным теоретическим подходом к пониманию
продуктивной природы мышления, его механизмов.
Методы
психологической активизации продуктивной
умственной деятельности направлены на
устранение инерции мышления, препятствующей
всестороннему глубокому рассмотрению
проблемы. Эти методы позволяют значительно
увеличить число выдвигаемых идей и повышают
производительность мыслительной деятельности.
Отличие между
классами продуктивных и творческих задач от
классов задач репродуктивных заключается
в том, что развивающий потенциал продуктивных
и творческих задач выходит далеко за
рамки целей лишь познавательного развития.
Эти задачи обеспечивают развитие личности
в целом, что связано:
во-первых, с тем, что продукт их решения
не имеет ограничений с точки зрения меры
его социальной значимости и культурной
полноценности, которая может неограниченно
возрастать, тогда, как продукт решения
репродуктивных задач имеет лишь одно
измерение - меру соответствия имеющемуся
и заданному образцу.
во-вторых, решение продуктивных и творческих
задач неизмеримо более высоко, чем решение
задач репродуктивных, актуализирует,
вовлекает личностный опыт, повышает чувства
удовлетворенности учебной работой, радости,
а также чувство самоценности личности
ученика, что в большей мере содействует
становлению его самосознания.
в-третьих, их решение ориентирует личность
на настоящее и будущее, тогда как решение
репродуктивных задач обращает личность
на прошлое.
Итак,
Использование технических средств отбора,
передачи, преобразования и отображения
информации позволяет механизировать
и автоматизировать такие интеллектуальные
процессы, которые всегда были прерогативами
человека, - управление, проектирование,
исследование и т. п.
Технические средства обучения позволяют
выйти за рамки учебной аудитории; сделать
видимым то, что невозможно увидеть невооруженным
глазом, имитировать любые ситуации.
Применение ТСО интенсифицирует передачу
информации, значительно расширяет иллюстративный
материал, создает проблемные ситуации
и организует поисковую деятельность
учащихся, усиливает эмоциональный фон
обучения, формирует учебную мотивацию
у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует
учебный процесс.
Основное отличие методов активизации
продуктивного (творческого) мышления
от методов развития репродуктивного
мышления состоит в том, что в первом случае
уделяется значимое внимание, с одной
стороны, знакомству с методологической
основой мыслительной деятельности и
эвристическими приемами, а с другой стороны,
активизации продуктивной личностной
позиции, эмоциональным и интуитивным
процессам, культуре групповой коммуникации;
во втором случае происходит обучение
определенным интеллектуальным приемам.
3.Практические, семинарские и лабораторные
занятия в учебных группах. Основные
формы практических занятий: семинары-практикумы;
семинары - дискуссии; собственно практические
занятия; лабораторные занятия.
Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания
психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават.
и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
Все
формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные
и собственно практические занятия) служат
тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические
действия по психологическому анализу
и оценке действий и поступков (поведения)
людей в разнообразных ситуациях, складывающихся
в реальной действительности.
Все формы практических занятий
по психологии имеют целью научить студентов применению
теоретических знаний на практике.
К основным формам практических
занятий относят:
Семинары-практикумы,
на которых студенты обсуждают различные
варианты решения практических ситуационных
задач, выдвигая в качестве аргументов
психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается
коллективно под руководством преподавателя.
Семинары-дискуссии
посвящаются обычно обсуждению различных методик
психологического исследования применительно
к нуждам практики, в процессе чего студенты
уясняют для себя приемы и методы изучения
психологических особенностей конкретных
людей (детей и взрослых), с которыми им
придется работать.
Собственно практические
занятия проводятся в стенах самого
учебного заведения или в местах практики
студентов и имеют целью обучить их решению
специфических задач по профилю своей
специальности.
Лабораторные занятия помогают студентам
выявлять те или иные психические явления,
особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений
людей в группе и т. п. Основное предназначение
лабораторных занятий — обучение студентов
исследовательскому подходу к изучению
психологии как науки. Благодаря лабораторным работам
студент знает не только само теоретическое
положение, но и то, как оно может быть
получено в реальном исследовании, чтобы
потом оформиться в обобщенную, абстрагированную
от конкретных частностей стройную
теорию.
Процесс решения студентами
учебных задач во время самостоятельной
работы при подготовке к групповым занятиям
(семинарскому, практическому, лабораторному)
является не только индивидуальной учебной
деятельностью каждого отдельного студента,
а становится коллективным творчеством
группы, так как всегда завершается обсуждением
в учебной группе способов, приемов и методов
решения и теоретического обоснования
полученных результатов.
Также необходимо, чтобы преподаватель
в непосредственном контакте с обучаемыми
на групповых обсуждениях оказывал прямое
управляющее воздействие на их мысли,
выявлял и корректировал их в процессе
дискуссии.
Поэтому формы групповых
занятий обеспечивают решение двуединой
задачи: с одной стороны, достижение через
решение учебных задач усвоения учебного
материала студентами и, с другой, — управление
преподавателем процессом этого усвоения,
уточнение и корректировка усвоенного
студентами, создание воспитательного
эффекта.
Такой эффект от группового
занятия возможен только при умелой организации
на нем учебной дискуссии, развивающей
у студентов теоретическое мышление, формирующей
у них умение анализировать факты, события,
явления с точки зрения условий их происхождения
и развития.
Итак,
Семинары-практикумы - решения практических ситуационных задач
Семинары-дискуссии - обсуждение различных методик психологического исследования
Лабораторные занятия – выявление психических
явлений, особенностей социально-психологических механизмов взаимоотношений людей
в группе и т. п.
Формы групповых занятий
обеспечивают решение учебных задач усвоения учебного
материала студентами и управление преподавателем
процессом этого усвоения.
4.Учебная задача - структурная основная
единица практического занятия.
Вторым
по счету компонентом структуры учебной
деятельности является учебная задача.
Она предлагается обучающемуся как определенное
учебное задание (формулировка которого
чрезвычайно существенна для его решения
и результата) в определенной учебной
ситуации, совокупностью которых представлен
сам учебный процесс в целом.
К условиям задачи и ее требованиям относятся
данное и искомое, и основное условие состоит
в том, чтобы «выразить искомое через данное».
Важны две отмеченные В.И. Гинецинским
характеристики психологических задач
— «диагностичность и креациозность»,
где первая соотносится с задачей определения
усвоения учебного материала, а вторая
— со стимулированием познавательной
активности, познавательного усилия.
Состав учебной задачи детально рассмотрен
в работах Л.М. Фридмана, Е.И. Машбица. В
любой задаче, в том числе и в учебной,
выделяются цель (требование), объекты,
которые входят в состав условия задачи,
их функции. В некоторых задачах указаны
способы и средства решения (они даны в
эксплицированной или, что чаще, в скрытой
форме).
Основываясь на определении учебной
деятельности как специфической деятельности
субъекта по овладению обобщенными способами
действий, направленной на его саморазвитие
на основе решения посредством учебных
действий специально поставленных педагогом
и решаемых обучающимся учебных задач,
отметим, что учебная задача — это основная
единица учебной деятельности. Основное
отличие учебной задачи от всяких других
задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается
в том, что ее цель и результат состоят
в изменении самого субъекта, а не предметов,
с которыми действует субъект.
Практически вся учебная деятельность
должна быть представлена как система
учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
Г.А. Балл). Они даются в определенных учебных
ситуациях и предполагают определенные
учебные действия — предметные, контрольные
и вспомогательные (технические), такие
как схематизация, подчеркивание, выписывание
и т.д. При этом, по словам А.К. Марковой,
усвоение учебной задачи отрабатывается
как понимание школьниками конечной цели
и назначения данного учебного задания.
В трактовке Л.М. Фридмана в состав любой
задачи входят одни и те же части:
предметная
область — класс фиксированных обозначенных объектов,
о которых идет речь;
отношения,
которые связывают эти объекты;
требование
задачи — указание цели решения задачи,
т.е. того, что необходимо установить в
ходе решения;
оператор
задачи — совокупность тех действий (операций),
которые надо произвести над условием
задачи, чтобы выполнить ее решение. В данном представлении
понятия «способ решения» и «оператор»
очень близки, но в деятельностной трактовке учебной деятельности
нам удобнее использовать термин «способ
решения».
Итак,
Учебная задача - цель, которую надлежит
выполнить в определенных условиях.
Особенность учебной задачи состоит
в том, что при ее решении учащийся должен
найти общий способ (принцип) подхода ко
многим конкретно-частным задачам определенного
класса, которые в последующем успешнее
им решаются.
Главным методом обучения должен стать
метод введения учащихся в ситуацию учебной
задачи и организации учебных действий. Учебная
задача решается посредством системы учебных
действий. Первым из них является преобразование
проблемной ситуации, входящей в такую
задачу.
Два принципа разработки учебных задач:
"от теории - к практике", "от жизни
- к теории".
Источник: Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания
психологии: Учеб.--метод, пособие для преподават.
и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.
Существует
два общих принципа подхода к разработке
учебных задач для практических занятий.
Первый
– это принцип «от теории – к практике»,
когда подбираются вопросы и задачи из
числа теоретических проблем и предлагается
студентам самим найти соответствующие
примеры в практической жизни (в быту,
в учебной, трудовой, общественн