Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
Экономические взгляды Плеханова формировались в ходе постоянных дискуссий с оппонентами. Он был одним из основных критиков народничества, ревизионистских взглядов Бернштейна. «Апрельские тезисы» Ленина Плеханов характеризовал как переход автора на позиции анархистов, игнорировавших реальные условия, действительный уровень экономического развития страны. Важную роль в формировании российской экономической Мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений — Владимир Владимирович Святловский (1869—1927), А.И. Чупров. В России в меньшей степени, чем где-либо, экономическая .наука была чисто теоретической отраслью знаний, академической наукой. Экономические проблемы оставались предметом широкого обсуждения среди представителей различных слоев общества, дискутировались в печати, ведомственных кругах, государственном аппарате.
Одно из главных
достижений российской
Владимира Карповича
Дмитриева (1868—1913) считают одним
из наиболее ярких
Другой экономист-математик
— Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880—1948)
вскоре после завершения университетского
образования (он учился в Киеве и
Мюнхене) подготовил работу «К теории
сбалансированного бюджета
В дальнейшем положение, впервые
выдвинутое и обоснованное Слуцким,
разрабатывалось и
Одним из наиболее значительных
достижений в области экономико-
Разработка метода линейного программирования началась с решения практической задачи. По просьбе работников фанерного треста Канторович занялся поиском такого способа распределения ресурсов, который обеспечивал наиболее высокую производительность оборудования. На предприятии нужно было найти оптимальный вариант выпуска фанеры при наличии пяти станков и восьми видов сырья.
Канторович предложил
математический метод выбора оптимального
варианта. По сути дела, ученый открыл
новый раздел математики, получивший
распространение в
При активном участии Канторовича
и его ближайших коллег и друзей
— Виктора Валентиновича
В других областях экономической науки одним из наиболее популярных, признанных в стране и за рубежом российских экономистов конца ХIХ — начала ХХ в. был Михаил Иванович Туган-Барановский. В его творческом наследии — исследования кардинальных проблем рынка, особенностей формирования совокупного спроса и совокупного предложения, анализ причин и специфики экономических кризисов, создание системы индикаторов в интересах прогнозирования, выявление путей становления капиталистических отношений. Ряд крупных работ посвящены критике взглядов народников, не понимавших неизбежности складывания новых, капиталистических отношений в деревне. При анализе кризисов и циклов Туган-Барановский обосновал функциональные зависимости и связи, представляющие собой своего рода аналоги категорий, получивших впоследствии название мультипликатора и акселератора.
Рассматривая проблему соотношения «личности и общества», ученый утверждал, что развитие каждой отдельной личности должно быть общественной целью. Не может считаться общественным благом принижение личности, низведение трудящегося человека до простого винта или колеса огромного государственного механизма, до «простого подчиненного орудия общественного целого».
Александра Васильевича
Чаянова (1888—1937) по праву называют энциклопедически
образованным, необычайно разносторонним,
глубоким и смелым, талантливейшим
экономистом. Он был не только выдающимся
ученым, но и поэтом, фантастом, историком,
краеведом. Учение Чаянова — его
концепция семейно-трудового
В начале 20-х гг. Чаянов обосновал необходимость перехода от создания в сельском хозяйстве общественного сектора, грозившего упадком и развалом, к сохранению крестьянских хозяйств.
В разработке и практической
реализации финансовой и денежной политики
самое активное участие принимал
Леонид Наумович Юровский (1884—1938) —
один из талантливейших и продуктивных
теоретиков рыночной экономики. Исключительная
ясность и четкость изложения
являются отличительной чертой Юровского
как теоретика и публициста-
Развитие теории конъюнктуры, концепции больших циклов неразрывно связано с именем Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938).
Согласно разработанной
им концепции длинных волн (названных
длинными волнами Кондратьева) развитие
экономики не сводится к среднесрочным
и коротким циклам. В ряде докладов
и монографических работ
В своих работах Н. Кондратьев
рассмотрел и прокомментировал три
большие волны и выявил ряд
специфических закономерностей
общественной динамики. Так, он считал,
что понижательные волны
С российскими корнями
так или иначе связано
Заканчивая раздел, назовем
имена некоторых известных
Евгений Самойлович Варга (1879—1964),
будучи руководителем коллектива Института
мирового хозяйства и мировой
политики, длительное время возглавлял
школу советских экономистов-
Николай Алексеевич Вознесенский (1903—1950), будучи непосредственно перед началом и в годы Великой Отечественной войны председателем Госплана СССР, сочетал эту работу с творческой деятельностью. Его книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» содержит обширный фактический материал, полезный для понимания процессов развития экономики, подчиненной потребностям войны. Первичный статистический материал к этой работе до сих пор не обнародован.
Александр Иванович Анчишкин
(1933—1987) — экономист, руководитель
коллектива ученых — разработчиков
Комплексной программы научно-
Подлинная картина централизованно управляемого хозяйства еще ждет своего аналитика. От эксперимента социалистического хозяйствования не следует ни отворачиваться, ни пытаться рисовать его какими-либо однотонными красками.
Экономические идеи, выводы, концепции представителей отечественной науки имеют не только национальное значение. Историю экономической науки нельзя понять и проследить без вклада российской школы, российских представителей. По сути, речь следует вести не просто о приоритете наиболее актуальных и значимых исследований, а в более широком плане — о взаимодействии и взаимообогащении отечественной и западной экономической науки.
Структура деятельности.
Подходы к пониманию деятельности в трудахС.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Пс-я теория деятельности стала развиваться в конце 20-х – начале 30-х годов 20-го века. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деят-ть человека имеет сложное иерарх-е строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней.
Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует
уровень действий,
за ним — уровень операций, и самый
низкий — уровеньпсихофизиологи
Центральное
место в этом иерархическом
построении занимает действие, которое
является основной единицей
Цель как представление о результате, который должен быть достигнут
Действие — это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью.
ЦЕЛЬ – осознанный образ ожидаемого резуль-та на достижение к-го и направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определённое действие.
Психофизиологические функции деятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – физиол-е механизмы обеспечения пс-х процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство пс-х функций не может осуществляться /способность к ощущению, моторные способности, врождённые механизмы/. Психофизиоло-е функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления и пс-х функций и средства деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
Психологическое содержание различных видов деятельности. ПОТРЕБНОСТЬ – исходная форма активности живых организмов. Это периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. У чел-а: состояние вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствие необходимого для индивида предмета. Это состояние объекта