Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
Ведущим фактором
развития вообще (как нормального,
так и отклоняющегося) является
обучение. Этот фактор принадлежит
к категории позитивных
Сущность генетического,
или принципа развития
Для специальной
психологии генетический
Поэтому для специальной
психологии категория развития
предстаёт одной из
Отклоняющееся развитие
представляет собой весьма
Таким образом,
симптомы отклонений следует
рассматривать как
Принцип единства
сознания (психики) и деятельности
предполагает, что психика проявляется
в процессе внешней
Объектом восприятия
выступает не сама психика,
а лишь её внешние проявления,
анализируя которые изучаются
стоящие за ними внутренние
процессы. Связь сознания и деятельности
не носит прямого характера.
Одно и то же психическое
явление может иметь
Например, у ребёнка
выраженные трудности в
Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность.
Психика -- особая сторона
жизнедеятельности человека и его
взаимодействия с окружающей средой;
способность активного
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Индивидом - представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индивидные качества характеризуют устойчивость психических процессов и свойств, они являются врожденными, но человек - социальное существо, поэтому даже врожденные характеристики опосредуются воздействиями процесса социализации, что можно выразить понятием "индивидуальный субъект", "индивидуальная субъектность". Они характеризуют человека как специфическое существо, отличающееся от других людей и сформировавшееся в результате взаимодействия генетических и фенотипических свойств в процессе онтогенеза.
Личность -- относительно устойчивая система поведения индивида, построенная на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Сформировавшаяся личность отличается самостоятельностью в поступках, способна нести ответственность и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени.
Индивидуальность - это "сплав" врожденных и приобретенных черт, которые составляют своеобразие психики и личности, делают ее неповторимой, уникальной. Выделяют типические и дифференциальные свойства индивидуальности - темперамент, характер, способности. Индивидуальные и индивидные характеристики человека опосредуют его активность в формировании природной и социальной жизненной среды, вступают в различного рода взаимоотношения.
Общение
– это процесс обмена информацией
и взаимодействия между людьми, основанный
на восприятии и понимании людьми
друг друга (Андреева). Данное определение
общения позволяет рассмотреть
структуру и выделить функции
общения.
Общение является
слагаемым 3-х основных компонентов (структура
общения):
1. Обмен информации
– коммуникативная сторона общения.
2. Взаимодействие
и взаимовлияние – интерактивная сторона
общения.
3. Восприятие
и понимание людьми друг другом – перцептивная
сторона общения.
Деятельность - специфический
вид активности человека, направленный
на познание и творческое преобразование
окружающего мира, включая самого
себя и условия своего существования.
В деятельности человек создает
предметы материальной и духовной культуры,
преобразует свои способности, сохраняет
и совершенствует природу, строит общество,
создает то, что без его активности
не существовало в природе. Творческий
характер человеческой деятельности проявляется
в том, что благодаря ей он выходит
за пределы своей природной
Психика как предмет психологии. Предметом психологии как науки является психика: психиче-ские процессы, психические свойства и психиче-ские состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображе-ние, память, мышление. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уров-ни психической активности. Психические свойст-ва (природные, моральные, волевые, интеллекту-альные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность лично-сти. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "дея-тельность" также включена в предмет психологи-ческой науки.
Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Принцип – (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки,мировозрения.
Принцип
системности в психологии – (греч.
systema – составленное из частей) методологический
подход к анализу психических
явлений, рассматривающий
В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются:
· системность деятельности, имеющей различные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности. При этом развитие, динамика деятельности заключается в подвижности отдельных ее составляющих, изменении их иерархической взаимозависимости, в превращение одних элементов в другие;
· признание единства сознания и деятельности, что означает:
- взаимообусловленность
развития сознания в
- регулирующее воздействие
сознания на ход, способы
· признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности – совместную и практическую. При этом основным механизмом развития психики, усвоения общественно-исторического опыта является интероризация, в ходе которой происходит переход внешней деятельности во внутреннюю.
Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.
Человек, как субъект деятельности,
может по-разному к ней
Применительно к психологии
понятие активности используется двояко
с выделение специфического и
неспецифического значения. Неспецифическое
(по отношению к собственному психологическому
уровню анализа), более широкое толкование
этого понятия связано с
Специфическое значение понятие
активности в психологии связано
с характеристикой особого
В соответствии с этими
двумя значениями понятие активности
в системе современного психологического
знания имеет не только общепсихологический
статус, но и выступает в качестве
принципа исследования. Методологическое
значение понятия активности применительно
к психологическим
Принцип детерминизма – принцип,
предполагающий причинную обусловленность
психических явлений. Детерминизм (от
лат. determinare – определять) – закономерная
и необходимая зависимость
Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминизму противостоит теологическое учение (от греч. теос – Бог), индетерминизм. Детерминация, или причинность - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия) поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например, корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).
Принцип единства
сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым
он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант
деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «