Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций

Описание работы

Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.

Файлы: 1 файл

ответы к госам.docx

— 108.95 Кб (Скачать файл)

   Ведущим фактором  развития вообще (как нормального,  так и отклоняющегося) является  обучение. Этот фактор принадлежит  к категории позитивных детерминант.  Для лиц с ограниченными возможностями  обучение выступает также как  способ исправления имеющихся  нарушений. Развитие особого ребёнка  есть точка приложения противодействующих  сил, обозначенных как негативная (основное нарушение) и позитивная (обучение и коррекция) детерминанты, которые преломляются через "внутренние  условия".

   Сущность генетического,  или принципа развития сводится  к положению о том, что все  психические явления необходимо  рассматривать исключительно в  динамическом плане, то есть  в процессе развития и становления.  Развитие есть универсальный  способ существования психических  явлений. С точки зрения С.  Л. Рубинштейна, психология должна  рассматривать психическое, взятое  в процессуальном, динамическом  аспекте, в плане внутренних  механизмов его развития.

   Для специальной  психологии генетический принцип  является центральным в силу  самого предметного содержания  этой отрасли изучение того, как  протекает процесс развития в  неблагоприятных условиях, какие  стороны формирующейся психики  могут быть нарушены, как развиваются  компенсаторные механизмы и т.д.

   Поэтому для специальной  психологии категория развития  предстаёт одной из центральных,  ибо само нарушенное развитие  понимается как особый способ  генеза психики. Несмотря на  наличие определённой специфики,  обозначенной понятием "особый  способ", отклоняющемуся развитию  свойственно то же самое, что  и для развития вообще: перманентное  формирование количественных и  качественных новообразований, необратимость.

   Отклоняющееся развитие  представляет собой весьма сложное  новообразование: одни стороны  развивающейся психики могут  оставаться относительно сохранными, другие проявляют признаки нарушений.  Иначе говоря, в процесс онтогенеза  вплетается системогенез - процесс  последовательного разворачивания  в возрастном плане симптомов  отклонения. Например, врождённое или  рано приобретённое снижение  остроты слуха в своё время  приведёт к отставанию в речевом  развитии, что неминуемо окажет  влияние на формирование мышления, произвольную регуляцию поведения,  коммуникативные навыки.

   Таким образом,  симптомы отклонений следует  рассматривать как динамическое  образование - в качестве закономерного  процесса в генетическом плане.

   Принцип единства  сознания (психики) и деятельности  предполагает, что психика проявляется  в процессе внешней материальной  деятельности человека, составляя  её внутренний план. Внутренняя  психическая деятельность вырастает  из внешней предметной, поэтому  по своему составу они принципиально  схожи. При этом осуществляются  многообразные взаимопереходы: предметная  превращается в психическую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация).

   Объектом восприятия  выступает не сама психика,  а лишь её внешние проявления, анализируя которые изучаются  стоящие за ними внутренние  процессы. Связь сознания и деятельности  не носит прямого характера.  Одно и то же психическое  явление может иметь совершенно  разные поведенческие эффекты,  а один и тот же поведенческий  акт может быть вызван совершенно  разными внутренними феноменами.

   Например, у ребёнка  выраженные трудности в усвоении  письменной речи. Нарушение любого  из внутренних психологических  образований может привести к  нарушениям предметной деятельности  в целом. Одного факта, справился  или не справился ребёнок с  заданием, недостаточно. Психолог должен  ответить на вопрос, по какой  внутренней причине происходят  внешние сбои в деятельности. Для решения этого вопроса  необходимо многообразное варьирование  условий протекания деятельности.

Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность.

Психика -- особая сторона  жизнедеятельности человека и его  взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения  реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Психика находится  во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается  по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется  на определённой ступени биологической  эволюции. Человеку присуща высшая форма психики -- сознание. Изучением  психики в основном занимаются науки  психология, нейрофизиология, психиатрия.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функции  сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, что  обеспечивает разумное регулирование  поведения и деятельности человека.

Индивидом - представитель  человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам  человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индивидные качества характеризуют устойчивость психических  процессов и свойств, они являются врожденными, но человек - социальное существо, поэтому даже врожденные характеристики опосредуются воздействиями процесса социализации, что можно выразить понятием "индивидуальный субъект", "индивидуальная субъектность". Они  характеризуют человека как специфическое  существо, отличающееся от других людей  и сформировавшееся в результате взаимодействия генетических и фенотипических свойств в процессе онтогенеза.

Личность -- относительно устойчивая система поведения индивида, построенная  на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам  человек.

Сформировавшаяся личность отличается самостоятельностью в поступках, способна нести ответственность  и решать проблемы, контролирует поведение, обладает силой воли, способна изменяться с течением времени.

Индивидуальность - это "сплав" врожденных и приобретенных черт, которые составляют своеобразие  психики и личности, делают ее неповторимой, уникальной. Выделяют типические и  дифференциальные свойства индивидуальности - темперамент, характер, способности. Индивидуальные и индивидные характеристики человека опосредуют его активность в формировании природной и социальной жизненной среды, вступают в различного рода взаимоотношения.

Общение – это процесс обмена информацией  и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение  общения позволяет рассмотреть  структуру и выделить функции  общения. 
 
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения): 
1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения. 
2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения. 
3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Деятельность - специфический  вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает  предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет  и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется  в том, что благодаря ей он выходит  за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически  обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера  своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия  на себя и природу. Пользуясь этими  орудиями, он построил современное  общество, города, машины, с их помощью  произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и  в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший  место за последние несколько  десятков тысяч лет, обязан своим  происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической  природы людей.

Психика как предмет  психологии. Предметом психологии как науки является психика: психиче-ские процессы, психические свойства и психиче-ские состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображе-ние, память, мышление. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уров-ни психической активности. Психические свойст-ва (природные, моральные, волевые, интеллекту-альные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность лично-сти. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "дея-тельность" также включена в предмет психологи-ческой науки. 

Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Принцип – (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки,мировозрения.

Принцип системности в психологии – (греч. systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических  явлений, рассматривающий соответствующее  явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и  обладающую структурой, свойства элементов  которой определяются их местом в  ней.

В качестве наиболее общих  положений системного подхода выделяются:

·   системность деятельности, имеющей различные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности. При этом развитие, динамика деятельности заключается в подвижности отдельных ее составляющих, изменении их иерархической взаимозависимости, в превращение одних элементов в другие;

·   признание единства сознания и деятельности, что означает:

- взаимообусловленность  развития сознания в деятельности;

- регулирующее воздействие  сознания на ход, способы осуществления  и результаты деятельности;

· признание за психической  деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой  деятельности – совместную и практическую. При этом основным механизмом развития психики, усвоения общественно-исторического  опыта является интероризация, в  ходе которой происходит переход  внешней деятельности во внутреннюю.

Принцип активности – принцип  психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.

Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться – он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником. Обычно различают  активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической, кратковременной  и т.д.

Применительно к психологии понятие активности используется двояко с выделение специфического и  неспецифического значения. Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более широкое толкование этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск  и осмысление тех характеристик  психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной  деятельности индивида.

Специфическое значение понятие  активности в психологии связано  с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем  значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл  лишь в сопоставлении со своей  противоположностью – пассивностью.

В соответствии с этими  двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический  статус, но и выступает в качестве принципа исследования. Методологическое значение понятия активности применительно  к психологическим исследованиям  раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельности. В  этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного  отношения (мотивации) к задачам, которые  перед ним встают, но и такого отношения, которое исходно требует  от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в  соответствии с конкретными условиями  и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы  заданного, постановки и решения  новых творческих задач.

Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность  психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических  явлений от порождающих факторов.

Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминизму противостоит теологическое  учение (от греч. теос – Бог), индетерминизм. Детерминация, или причинность - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия) поэтому  принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например, корреляций (этот тип отношений проявляется  в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).

Принцип единства сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Информация о работе Лекции по "Психологии"