Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций

Описание работы

Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.

Файлы: 1 файл

ответы к госам.docx

— 108.95 Кб (Скачать файл)

Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как:

  • самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека);
  • как объяснительный принцип.

Деятельность в отличии  от реакции – это процесс активного  отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного  подхода включает в себя и проблему личности.

В деятельностном подходе  впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в  животном мире.Для объяснения того, как и почему возникла психика  в филогенезе, А.Н.Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая  из трех структурных единиц:

  • Деятельность—Действие—Операция

Деятельность определяется мотивом,

Действие определяется целью,

Операция определяется конкретными  условиями ее протекания.

Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может  направляться мотивом подготовки к  профессиональному труду или  мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования  и т.д. в реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько  мотивов (не или/или, а и/и), поэтому  говорят о полимотивированности деятельности.

На уровне действия в рамках учебной деятельности студент может  готовиться к экзамену, т.е. реализовывать  конкретную осознанную цель – получить высокую отметку.

Цель представляет собой  образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить  действие, в свою очередь заключающее  в себе ряд операций.

Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, просматривание конспектов и т.д.

Структурные единицы деятельности подвижны. Так, то что еще вчера  было действием, сегодня может перерасти  в самостоятельную деятельность. Например, если вы читаете учебник  для того, чтобы сдать экзамен, то впоследствии можете увлечься и  перечитать всю доступную литературу по этому предмету. Он станет вам  интересен сам по себе. Такое явление  А.Н.Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель». Деятельность можно различать  по направленности: на объекты внешнего мира, на другого человека и на самого себя. Деятельность различается по предмету: игровая деятельность, учебная  деятельность, трудовая деятельность и т.д. Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая  соответствует наиболее значимому  мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно  значимой ситуации.

Личностный  подход (один из принципов психологии) — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание — это  уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может  быть пассивным, но при включении  в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит  ориентировочный рефлекс, связанный  с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью, которую  можно определить как интерес  к определенной деятельности.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миросозерцанием, обредшим форму познавательного идеала, или стать убеждением.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных  психологических закономерностей (психических  процессов, психологических свойств  личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно  связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

 

2. Отрасли психологии. Связь психологии с другими научными дисциплинами

Психология и другие науки. Психология и философия. Психология и естествознание. Психология и социология. Психология и педагогика. Связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Психология и технические  науки. Современная структура психологической  науки. Отрасли психологии. Фундаментальные  и прикладные отрасли психологии.

а/ Психология и естествознание – связь усилена за счёт углублённого изучения нейрофизиологических механизмов психической деятельности /И.М.Сеченов «Рефлексы головного мозга», И.П.Павлов – условные рефлексы, А.А.Ухтомский/.Доминанта

б/ Психология и философия – с точки зрения этих наук рассматриваются такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности.

в/ Психология и социология – изучают проблемы, связанные с обществом и личностью, взаимодополняют друг друга.

г/ Психология и педагогика – К.Д.Ушинский «чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить».

д/ Психология и технические науки – связь обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов /промышленность, транспорт, военное дело, компьютерная революция/

е/ Психология и медицина и биология – так как человек существо социальное и биологическое.

 

 

Психология и другие науки. Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется  тесными связями прежде всего  с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные  психологические знания накапливались  в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной  психологии существует много философско-психологических  проблем: предмета и методологии  психологического исследования, происхождения

человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов  в изучении этих проблем может  быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что  психика человека имеет природную  основу. Поэтому многие психологические  проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно  взаимодействие с физиологией. На стыке  этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание  работы мозга помогает в решении  многих психологических проблем.

Психология взаимодействует  с социологией, поскольку психика  человека социально обусловлена. Объекты  их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются  личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций  и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических  и социологических исследований. Для успешного изучения групповых  и межгрупповых отношений, проблем  национальных отношений, политики и  экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке  этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика  человека развивалась в ходе исторического  процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических  явлений абсолютно необходимо для  правильного понимания их психологической  природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и  истории возникла культурно-историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических  знаний для педагогической науки  и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического

развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология.

Психология и философия. Не так давно психология или вообще не отделялась от философии, или считалась ее частью. И только в конце XIX в., а именно в 1879 г., появилась научная психология, не зависимая от философии. 
В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем Институт психологии в Лейпциге, основателем которых был  В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является не сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Так, он полагал основным элементом сознания отдельное ощущение. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам - метроном. Ощущение - это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар ментронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания - представлению). Если сравнить представление о сознании человека в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то можно сделать вывод: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувственные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механицизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования  и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности. 
Однако прошел еще один век, и сейчас взгляды многих психологов вновь обернулись к философии - как современной, так и античной. Психологи конца    XX в. пытаются найти выход из кризиса современной психологической науки в произведениях М.К.Мамардашвили, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, а также Платона, Аристотеля, Демокрита и других. 
В этом подразделе мы попытаемся понять притягательность философских построений для психологов, ознакомившись с источником современной психологии (имеются в виду европейская и американская традиции) - античной философией. 
В рамках античной философии были впервые сформулированы представления о предмете психологии - она тогда была наукой о душе.

Психология и естествознание. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с естествознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова — Л.А. Орбели, П.К. Анохина, К.М. Быкова, Н.И. Красногорского, а также в работах А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила естественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование психологической науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности, осуществляемого российскими и зарубежными учеными. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием. 
Психология и социология. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его  восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

Коллективная или, как  ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения, частично совпадающий  с объектом социологии: это явления  человеческого взаимодействия, единицами  которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ (толпа, театральная публика  и т. д.) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в  агрегатных ” однородных “ и  “ органически соединенных “группах, которые изучает социология.

Ясно, что они (социология и социальная психология ) не подменяют  друг друга, более того, социальная психология могла бы стать одним  из разделом социологии.

Психология и педагогика. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии была задолго до того, как педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную научную отрасль. Психологические знания о ребёнке – это основа для построения педагогического процесса. Связь и тесное взаимодействие физических, умственных и нравственных способностей у ребёнка в обучении, нужно для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека.

Информация о работе Лекции по "Психологии"