Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как:
Деятельность в отличии
от реакции – это процесс
В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире.Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н.Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц:
Деятельность определяется мотивом,
Действие определяется целью,
Операция определяется конкретными условиями ее протекания.
Например, учебная деятельность,
которую осуществляет студент, может
направляться мотивом подготовки к
профессиональному труду или
мотивом приобщения к интеллектуальной
элите, или мотивом общения со
сверстниками, или мотивом
На уровне действия в рамках учебной деятельности студент может готовиться к экзамену, т.е. реализовывать конкретную осознанную цель – получить высокую отметку.
Цель представляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее в себе ряд операций.
Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, просматривание конспектов и т.д.
Структурные единицы деятельности
подвижны. Так, то что еще вчера
было действием, сегодня может перерасти
в самостоятельную
Личностный подход (один из принципов психологии) — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.
Желание — это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.
Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.
Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миросозерцанием, обредшим форму познавательного идеала, или стать убеждением.
Основной задачей психологии
как науки является изучение объективных
психологических
Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
2. Отрасли психологии. Связь психологии с другими научными дисциплинами
Психология и другие науки.
Психология и философия. Психология
и естествознание. Психология и социология.
Психология и педагогика. Связь психологии
с медицинскими и биологическими
науками. Психология и технические
науки. Современная структура
а/ Психология и естествознание – связь усилена за счёт углублённого изучения нейрофизиологических механизмов психической деятельности /И.М.Сеченов «Рефлексы головного мозга», И.П.Павлов – условные рефлексы, А.А.Ухтомский/.Доминанта
б/ Психология и философия – с точки зрения этих наук рассматриваются такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности.
в/ Психология и социология – изучают проблемы, связанные с обществом и личностью, взаимодополняют друг друга.
г/ Психология и педагогика – К.Д.Ушинский «чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить».
д/ Психология и технические науки – связь обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов /промышленность, транспорт, военное дело, компьютерная революция/
е/ Психология и медицина и биология – так как человек существо социальное и биологическое.
Психология и другие науки. Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.
Психология характеризуется тесными связями прежде всего с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.
Связи психологии с философией
традиционны, поскольку до XIX века научные
психологические знания накапливались
в рамках философских наук, психология
была частью философии. В современной
психологии существует много философско-
человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.
Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.
Психология взаимодействует
с социологией, поскольку психика
человека социально обусловлена. Объекты
их исследования очень тесно переплетаются.
В поле изучения обеих наук оказываются
личность, группа, межгрупповые отношения,
происходит взаимный обмен фактами,
заимствование теоретических
Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.
Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического
развития ребенка возможно
только на основе понимания педагогических
закономерностей обучения и воспитания.
В решении любых вопросов, касающихся
ребенка, необходимо взаимодействие психологов
и педагогов. На стыке психологии
с педагогикой появилась
Психология и философия. Не так давно психология или
вообще не отделялась от философии, или
считалась ее частью. И только в конце
XIX в., а именно в 1879 г., появилась научная
психология, не зависимая от философии.
В этом году были открыты сначала лаборатория,
а затем Институт психологии в Лейпциге,
основателем которых был В.Вундт (1832-1920).
Согласно Вундту, предметом изучения психологии
является не сознание, а именно состояния
сознания, связи и отношения между ними,
законы, которым они подчиняются. Вундт
строил психологию как экспериментальную
науку по образцу современных ему естественных
научных дисциплин - физики, химии, биологии.
Так, он полагал основным элементом сознания
отдельное ощущение. В экспериментальном
инструментарии центральное место занимал
прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам
- метроном. Ощущение - это состояние сознания,
которое возникает у человека, когда он
слышит один удар ментронома (восприятие
двух ударов соответствует уже более сложному
элементу сознания - представлению). Если
сравнить представление о сознании человека
в философии и ту психическую реальность,
которую можно изучать с помощью данного
простого прибора, то можно сделать вывод:
богатство духовного опыта, тончайшие
оттенки человеческих переживаний сводятся
к элементарным состояниям. Между тем,
используя метроном, Вундт выделил ряд
основных свойств сознания, в том числе
его чувственные элементы, изучил его
структуру и объем. Современная психология
далеко ушла от механицизма Вундта, однако
принцип научного абстрагирования и упрощения
предмета исследования не потерял своей
актуальности.
Однако прошел еще один век, и сейчас взгляды
многих психологов вновь обернулись к
философии - как современной, так и античной.
Психологи конца XX в. пытаются найти выход
из кризиса современной психологической
науки в произведениях М.К.Мамардашвили,
М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, а также Платона,
Аристотеля, Демокрита и других.
В этом подразделе мы попытаемся понять
притягательность философских построений
для психологов, ознакомившись с источником
современной психологии (имеются в виду
европейская и американская традиции)
- античной философией.
В рамках античной философии были впервые
сформулированы представления о предмете
психологии - она тогда была наукой о душе.
Психология и естествознание. Превращению психологии
в самостоятельную науку способствовал
крепнущий союз ее с естествознанием,
начало которому было положено еще во
второй половине XIX в. Сюда относится внедрение
в психологию экспериментального метода
(Г. Фехнер), особенно после выхода в свет
книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного
мозга», в которой было показано, что психические
явления такие же естественные явления,
как все другие функции человеческого
организма, что они не могут быть беспричинными,
а суть результат рефлекторной отражательной
деятельности нервной системы. Рефлекторная
теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее
развитие в учении И.П. Павлова об условных
рефлексах, в трудах учеников Павлова
— Л.А. Орбели, П.К. Анохина, К.М. Быкова,
Н.И. Красногорского, а также в работах
А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили
и др., составила естественнонаучную основу
психологических знаний. В настоящее время
это естественнонаучное обоснование психологической
науки усиливается за счет углубленного
изучения нейрофизиологических механизмов
мозговой деятельности, осуществляемого
российскими и зарубежными учеными. Таким
образом, успехи в исследовании сложной
системы физиологических механизмов психической
деятельности явились конкретным результатом
связи психологии с передовым естествознанием.
Психология и социология. Если говорить об индивидуальной
психологии, то ее объект и объект социология
различны. Индивидуальная психология
исследует состав, строение и процессы
индивидуальной психики и сознания. Она
не может распутать клубок социальных
факторов, а, следовательно, не может отождествляться
с социологией. Психология сосредоточена
на внутреннем мире человека, его восприятии,
а социология - изучает человека через
призму его социальных связей и взаимоотношений.
Коллективная или, как
ее иначе называют, социальная психология
имеет объект изучения, частично совпадающий
с объектом социологии: это явления
человеческого взаимодействия, единицами
которого являются индивиды “ неоднородные
” и “ имеющее слабо
Ясно, что они (социология и социальная психология ) не подменяют друг друга, более того, социальная психология могла бы стать одним из разделом социологии.
Психология и педагогика. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии была задолго до того, как педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную научную отрасль. Психологические знания о ребёнке – это основа для построения педагогического процесса. Связь и тесное взаимодействие физических, умственных и нравственных способностей у ребёнка в обучении, нужно для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие человека.