Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций

Описание работы

Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.

Файлы: 1 файл

ответы к госам.docx

— 108.95 Кб (Скачать файл)

Обеспечение адаптации  к условиям внешней среды- интегративная  функция психики. Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.  
Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая адаптация.  
Cпособ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае — это уровень отдельных ощущений, в другом — предметное восприятие.  
Наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.

6. Проблема бессознательного

Проблема бессознательного в психологии. Типы и формы проявления бессознательного: неосознаваемые механизмы сознательных действий; несознаваемые побудители сознательных действий; «подсознательные процессы». Современные направления исследования проблем бессознательного Психологические защитные механизмы человека.

Проблема бессознательного в психологии. Часть физических явлений и процессов человеком осознаются, но существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которые не отражаются в сознании человека. Эти процессы относятся к группе так называемых неосознаваемых процессов или к бессознательному.

В бессознательном  невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Впервые об этом феномене заговорил  Лейбниц, он считал бессоз-е как низшую форму психики, лежащую за порогом  осознанных представлений. Герберт, сознание имеет 3 области: ясного сознания, «просто» сознания и бессознательного, между ними нежесткие границы(пороги). Несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Фехнер известен своими работами по иллюзорному восп-ю (фехнера парадокс), методу установки и выделением порогов между созн-ем и бессозн-ым.

Вундт—считал что, изучать надо путем исследования мифов, обрядов, религиозных представлений, анализа языка и др. продуктов человеческого духа.

Типы и формы проявления бессознательного: неосознаваемые механизмы сознательных действий; несознаваемые побудители сознательных действий; «подсознательные процессы». Все неосознаваемые психологические процессы можно разделить на 3 группы:

1. Неосознаваемые  механизмы сознательных действий.

-Неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы « сами собой», (врожднные- зевание,мигание,чихание,хватание+приобретённые в жизни навыки и привычки)

-Неосознаваемые установки. По мнению Д.Н.Узнадзе установка – это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия.

Виды установок:

-моторная – готовность к выполнению конкретного действия

-умственная – готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных вам средств

- перцептивная установка – готовность воспринять то, что вы ожидаете увидеть (каша – сладкая – солёная)

-Неосознаваемые сопровождения  сознательных действий:

Сюда относятся  непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, вегетативные движения, сопровождающие действия и  состояние человека. Например: человек  слушает музыку и в такт покачивает ногой. 

2.Неосознаваемые побудители сознательных действий.

Эти процессы исследовались  в 20-ом веке З.Фрейдом, который создал свою теорию бессознательного. Согласно этой теории существуют 3 сферы или  области: сознание, предсознание и бессознательное:

- к категории  сознания он относил всё, что  осознаётся и контролируется  человеком

- к области предсознания  относил скрытые или латентные  знания

- область бессознательного  обладает следующими свойствами:

а/ свойство заключается  в том, что содержание этой области  не осознаётся, но оказывает существенное влияние на наше поведение

б/ свойство заключается  в том, что информация, находящаяся  в области бессознательного, с  трудом переходит в сознание. Объясняется  это работой 2-х механизмов: вытеснения и сопротивления.

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых  – сексуальное /либидозное/. Оно  есть уже у младенца, но из-за социальных запретов сексуальные переживания  вытесняются из сознания в бессознательное. Влечения имеют большой энергетический заряд, но в сознание не пропускаются, т.к. сознание оказывает им сопротивление. Но иногда они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искажённую или символическую форму.

Основные формы проявления бессознательного:

- сновидения

- ошибочные действия  – описки, оговорки, забывание определённых  фактов, имён, названий

- невротические  симптомы могут быть вызваны  потребностью продолжения рода, которые проявляются у человека  в форме сексуальных влечений  или подавления сексуального  влечения. Могут быть причины,  например, переживания.

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа  были разработаны методы их изучения:

- метод свободных ассоциаций: больному предлагается быстро, не задумываясь, назвать слова, в ответ на слово, произнесённое психоаналитиком. Из нескольких десятков проб, в ответах появляются слова, связанные со скрытыми переживаниями.

- метод анализа сновидений: во время сна снижается уровень сознания и в сознание частично прорываются его влечения, которые блокированы сознанием во время бодрствования.

По Фрейду психика человека состоит  из 3-х основных структур:

«Я» - «эго», «сверх-Я» - «суперэго», «оно»- «ид» - подсознательное.

В состоянии бодрствования  человек не может осознать свои неприемлемые желания и поступки, т.к. «сверх-Я» контролирует это. Во сне контроль ослабевает и вытесненные желания вновь  попадают в сознание человека «Я»  в форме сновидений. Сновидения могут  иметь явный смысл, а могут  быть замаскированы, символичны, условны. Т.о. сновидения выполняют активную защитную функцию клапана парового котла, снижая напряжение в структуре  подсознания человека.

Невротические симптомы – это следы вытесненных, травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряжённый очаг и оттуда производят разрушительную работу на дестабилизацию психического состояния человека.

3. Надсознательные  процессы

Это процессы образования  некоего интегрального продукта в результате большой, сознательной, /как правило, интеллектуальной работы/ .С этим явлением мы сталкиваемся, когда  пытаемся решить какую-то сложную и  значимую для нас проблему. Мы долго  перебираем возможные варианты, анализируем  имеющуюся информацию, но решения  проблемы ещё нет. И вдруг «инсайт», мы чётко представляем себе суть проблемы и знаем, как её решить. Это уже  качественно новый взгляд, который  может изменить всю нашу жизнь.

Современные направления  исследования проблем бессознательного. Современные эпистемологические исследования бессознательного связаны, прежде всего, с изучением проблем множественности Я, спонтанности и творчества, а также с проблемой соотношения сознания и телесности человека.

Проведенное исследование показало, что в рамках когнитивного подхода  бессознательная компонента в познавательных способностях интерпретируется в контекстах понятия информации и идеи эволюции. Модель переработки информации реализует  рационалистические решения относительно бессознательной компоненты познавательных способностей.

Модели, предлагаемые синергетическим  подходом, наиболее эффективны для  описания структурной динамики творчества. Бессознательная компонента познавательных способностей в рамках синергетики  присутствует и описывается через  понятия динамического хаоса, «перемешивающего слоя». Модели синергетики, ее принципы и центральные понятия успешно применяются к описанию механизмов организации восприятия неоднозначных образов и ассоциативной памяти, актов принятия решений и творчества.

Автор пришла к выводу о том, что  для эпистемологического изучения бессознательной компоненты в познавательных способностях продуктивно привлечение  языка квантовой теории. Модели квантового подхода обладают большим эвристическим  потенциалом для описания парадоксов границы осознаваемого и бессознательного, что наиболее отчетливо проявлено  в актах интроспекции и творчества. В рамках данного подхода бессознательная  компонента в познавательных способностях является принципиально неустранимой.

В результате проведенного исследования были очерчены границы и выявлены преимущества рассмотренных подходов для исследования бессознательной  компоненты познавательных способностей. В то же время, отмечается важность обращения к ресурсам всех подходов для изучения данной проблемы.

Психологические защитные механизмы  человека. Первичные защитные механизмы

  • Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
  • Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  • Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.
  • Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.
  • Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.
  • Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.
  • Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.
  • Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.
  • Соматизация или Конверсия — тенденция переживатьсоматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Вторичные защитные механизмы

  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.
  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.
  • Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения».
  • Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.
  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.
  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.
  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.
  • Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодолениефрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.
  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.
  • Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.
  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.
  • Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.
  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.
  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.
  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.
  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.
  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.
  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Информация о работе Лекции по "Психологии"