Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста.
Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные (типа "согласен" — "не согласен" или шкалированные (типа "совершенно верно", "верно", "скорее верно, чем неверно", "трудно сказать", "скорее неверно, чем верно", "неверно", "совсем неверно"). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.
Конструкция теста должна предполагать
возможность обработки его
Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.
Эксперимент - комплексный метод исследования, при котором происходит активное воздействие на изучаемое явление путем создания специальных условий (введение экспериментальной. Факторов), которые соответствуют цели исследователя. Он должен характеризоваться достаточной длительностью, обоснованным выбором экспериментальных и контрольных Основное назначение любого эксперимента в науке - подтверждения или отклонения гипотезы, положенной в основу, предполагает активное воздействие исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы. Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичности явления, исследуется. Вместе условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, вследствие чего возможны ложные выводы. Преимущества и недостатки метода следует учитывать при разработке программ исследования. результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение.
Моделирование в психологии — применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях;
1знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности —моделирование психики;
2 организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности —моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы; последнее принято называтьпсихологическим моделированием.
Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в мо-
дели можно выделить след.
классы и подклассы моделей психики:
знаковые (образные, вербальные, математические),
программные (жестко алгоритмические,
эвристические, блок-схемные), вещественные
(бионические). Такая последовательность
моделей отражает постепенный переход
от описательной имитации результатов
и функций психической
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Биографический метод и их виды. Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод
исследования направлен на выявление
стиля жизни индивида, типа его
адаптации в среде. Он используется
как для анализа, так и для
коррекции жизненного пути личности.
Возможна диагностика обследуемого
при помощи компьютерной программы
«Биограф». Метод позволяет выявить
факторы, наиболее влияющие на поведение
личности. Полученные данные используются
для коррекции поведения
5. Психика и сознание
Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений. Раздражимость. Чувствительность и ощущение, их свойства и основные различия по сравнению с раздражимостью. Поведение как способ приспособления к условиям внешней среды. Сознание как высший уровень психического отражения. Основные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды- интегративная функция психики.
Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Природа и механизмы психических явлений. Природа и механизмы:
Раздражимость – это способ-ть живых орг-мов реагировать на биологически значимые воздействия.
Чувствит-ть –это способ-ь организмов отражать воздейс-е, реагировать на сигнальные раздражения.
стадии развития психики:
- сенсорная (отражение
- перцептивная (способность отражать
комплекс раздражителей в
- интеллектуальная (тип поведения
является вершиной
А.Н.Леонтьев указывает, на допсихическом
уровне живая материя обладает способностью
простой раздражимости – то есть
отражает только жизненные значимые
воздействия среды. В ходе эволюции
возникает новая форма
5 внешних чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувств-сть.
Функции психики:
1.отражение окружающей
2. сохранение целостности
3.регуляция поведения
Т.о. главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесение её с потребностями человека.
Раздражимость. Раздражимость – определенное свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне выражается в проявлении вынужденной активности живого организма (наблюдается уже у простейших организмов – амеба и даже у растений, так называемый «тропизм» - вынужденное движение).
Чувствительность и ощущение,
их свойства и основные различия по
сравнению с раздражимостью. Чувствительность –
более сложная форма реагирования, сочетающая
более сложное анатомическое строение
живого организма и его реагирование на
сложный комплекс факторов внешней среды.
По Леонтьеву – появление чувствительности
у животных может служить объективным
биологическим признаком возникновения
психики. Характеризует общую способность
к ощущениям.
Дальнейшее
развитие раздражимости у живых существ
в значительной степени связано с усложнением
условий жизни более развитых организмов,
которые соответственно имеют и более
сложное анатомическое строение. Живые
организмы данного уровня развития вынуждены
реагировать на более сложный комплекс
факторов внешней среды. Сочетание этих
внутренних и внешних условий предопределяет
возникновение у живых организмов более
сложных форм реагирования, получивших
название чувствительности. Чув
Отличительной
чертой чувствительности по сравнению
с раздражимостью является то, что с возникновением
ощущений живые организмы получают возможность
реагировать не только на биологически
значимые факторы среды, но и на биологически
нейтральные, хотя для простейших представителей
данного уровня развития, таких как черви,
моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему
являются биологически значимые факторы
среды. Однако в этом случае характер реагирования
животных, обладающих чувствительностью,
на факторы внешней среды принципиально
отличается от реагирования живых организмов
более низкого уровня. Так, наличие чувствительности
позволяет животному реагировать на имеющий
для него смысл объект до непосредственного
контакта с ним. Например, животное данного
уровня развития психики может реагировать
на цвет объекта, его лапах или форму и
т. д. В дальнейшем в процессе развития
органической материн у живых существ
постепенно формируется одно из главных
свойств психики — способность опережающего
и целостного отражения реального мира.
Это означает, что в процессе эволюции
животные, обладающие более высоко развитой
психикой, способны получать информацию
об окружающем мире, анализировать ее
и реагировать на возможное воздействие
со стороны любых окружающих объектов,
как биологически значимых, так и биологически
нейтральных.
Поведение как способ приспособления к условиям внешней среды. Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Сознание как высший уровень психического отражения. Сознание – высший уровень пс-го отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку, как социальному существу. Представление о сознании возникло в философии, и означает высший уровень психической активности человека, как социального существа.
Отличительные признаки сознания: речь,
мышление, воображение.
Свойства сознания:
1.активность( связано с деятельностью,с
активным воздействием на окружающий
мир) 2.
4.рефлексия- способность к самонаблюдению и самооценке
Стуктура:
-Система знаний об окр действительности.
-Система целеполагания
-Система знаний о себе
-Система отношений
Детерминация созняния и деятельность (Леонтьев)
1.Труд, способствовал образованию челов–х сообществ, которые отличались от сообществ животных, изобретение орудие труда.
2.Речь–вначале выступает как способ общения, а затем, как способ мышления. Одновременно развитие органов чувств. Зрение – гл. источник получения инфо об окр.мире. Развитие НС в целом, прежде всего головного мозга.
3.Формирование
законов существования и
Основные функции психики. Наиболее точно можно определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды . С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.