Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
Возникновение и развитие сознания в истории человечества в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и других факторов.
Условия возникновения сознания,
коллективная трудовая деятельность и
язык. Главным событием здесь явилось возникновение
сознания.
Классики марксизма не однократно высказывалимысль о том, что что
ведущим фактором возникновения сознания
были труд и язык: «Сначала труд, а затем и вместе с ним
членораздельная речьявились двумя
самыми главными стимулами, под влиянием
которых мозг обезьяны постепенно превратился
в человеческий мозг…»[1,т.20,с.490]; «…язык
есть практическое, существующее и для
других людей и лишь тем самым существующее
также и для меня самого, действительное
сознание…»
Коллективный
труд
Толчком к возникновению сознания послужило
появление новой формы деятельности –коллективного
труда.
При исследовании истории возникновения
и развития психики выявляется тот капитальный
факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе
усложнение образа жизни живых существ,
усложнение их деятельности, которая осуществляет
их связи с внешним миром. Можно сделать
общий вывод, что каков образ жизни живого существа, такова
и его форма психического отражения. Или,
иными словами, каково строение его деятельности,
таково и строение психического отражения
реальности. Отсюда следует, что и сознание как высшая и важнейшая, но не
единственная форма отражения у человека
порождается тем коренным изменением
образа жизни, и, соответственно, коренным
изменением самого строения деятельности,
которые происходят при переходе человека
к обществу, основанному на труде.
Специфическая для человека деятельность,
которая происходит при образовании общества,
основанного на труде, характеризуется
тем, что она является двояко опосредствованной
Трудовая
деятельность опосредствована орудиями труда,
то есть средствами осуществления этой
деятельности, и, вместе с тем, она является
опосредствованной теми отношениями,
в которые человек вступает с другими
людьми в процессе труда, прежде всего
в процессе материального производства.
Переход к опосредствованному орудиями
труда и отношениями к другим людям образу
жизни приводит к ряду очень важных изменений.
Первое, главнейшее из них, состоит в том,
что в условиях жизни в обществе, основанном
на труде, деятельность становится продуктивной. Это значит,
что она находит свое выражение в некотором
вещественном продукте производства.
Продуктивный по самой своей природе характер трудовой деятельности вносит
коренные, принципиальные изменения в
структуру этой деятельности.
Возникновение трудовой деятельности
коренным образом изменило отношение
человека к окружающей среде: человек
начал воздействовать на природу и преобразовывать
ее. Благодаря труду человек изменял не
только окружающий мир, но и самого себя.
Развитие трудовой деятельности вело
к развитию головного мозга, органов деятельности
человека и органов чувств.
В свою очередь развитие мозга и органов
чувств оказывало влияние на совершенствования
труда. В процессе трудовой деятельности
закреплялась и развивалась функция руки, которая приобретала большую
подвижность и ловкость.
Рука становилась не только органом хватания,
но и органом активного познания.
Возникновение речи и языка
Для успешного выполнения
действия необходимо развитие «беспристрастного»
типа познания действительности. Ведь
действия начинают направляться на все
более и более широкий круг
предметов, и познание «объективных
устойчивых свойств» этих предметов
оказывается жизненной
Вокруг проблемы зарождения языка ведется
немало споров, но различные решения этой
проблемы не вступают друг с другом в столкновение и в
общем-то остаются в пределах правдоподобных гипотез, не
меняя принципиально существа дела. Эти
гипотезы связывают происхождение человеческой
речи, а следовательно, и языка как средства
речевого общения с изменением голосового
общения, наблюдаемого у многих животных.
Изменение голосового общения происходит
в том отношении, что голосовые реакции
оказываются предметно отнесенными, то
есть изсигналов, выражающих эмоциональное
или определенное потребностное состояние,
они превращаются в сигналы, относящиеся к некоторому
объективному содержанию.
Предметная отнесенность тех сигналов,
с помощью которых происходит общение, представляет собой основную
черту, характеризующую общение посредством
языка. Эта мысль достаточно ясна: когда
люди пользуются словами языка, они всегда
имеют в виду некоторые объективные события.
Правда, возникает вопрос о том, каким
образом передаются чувства. Однако и
при передаче чувств, которые по своему характеру выступают как субъективные
явления, человек также адресуется к тому,
что, будучи представлено в его опыте,
возникает на объективных основаниях.
На первых этапах развития языка, прежде
всего, появляется отнесенность к объективному
содержанию, которая лишь впоследствии
(и это крайне важный момент) становится
способом выражения некоторых внутренних
психических состояний.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, более содержательной
представляется гипотеза о происхождении
языка, которая исходит не из того,
что в ходе развития голосовых реакций
происходит изменение голосовых сигналов,
заключающееся в том, что они приобретают
предметную отнесенность и тем самым становятся
сигналами языка, а из того, что первоначальные
формы общения, опосредствованные языком,
представляют собой общение, которое происходит
в самом процессе труда, то естьпервоначально собственно
трудовые действия людей и их общение
представляют единый процесс. Иными
словами, в первоначальной форме феномены
общения выступают как своеобразные способы,
средства осуществления производства,
которые затем трансформируются, образуя
язык. При таком решениипроблема происхождения
языка необходимо связывается с внешне двигателъно выраженными сигналами.
Это понятие обычно обозначаюттермином «
Поясним эту гипотезу. Дело в том, что совместная
деятельность с некоторым вещественным
объектом предполагает кооперацию усилий
и, следовательно, распределение этих
усилий в процессе труда. Необходимость
распределения усилий естественно приводит
к появлению внешне двигательныхпроцессов, направленных не на достижение
требуемого эффекта, например на перемещение
тяжелого предмета, а направленных на
других участников совместной деятельности
и, тем самым, выполняющих особую сигнальную функцию.
Так, если человек в кооперации с другими
людьми прилагает в одиночку свое усилие
для того, чтобы сдвинуть тяжесть, препятствующую
осуществлению действия, и оказывается
не в состоянии этого сделать, то самоусилие этого человека выступает
как сигнал, служитуказанием для
совместно действующих с ним людей на
необходимость присоединиться к этому
усилию. Таким образом, в данном примере
действие, направленное на перемещение
тяжести, объективно связывает носителя
этого действия с другими людьми. Установление
факта, что усилия, направленные на объект,
также воздействуют и на соучастников
трудового процесса общения, естественно приводит
к тому, что возникает возможность общения,
которая и реализуется с помощью этих
трудовых действий. Если мы примем это
естественное допущение, то мы должны
принять и то, что участник совместного
трудового процесса, обнаружив для себя
эффект, который его действие по отношению
к объекту производит на других участников
трудового коллектива, начинает осуществлять
свои действия уже специально для этой
цели, то есть начинает использовать их
как средства общения.
Однако при использовании действия как
средства воздействия на других людей
отпадает необходимость использования
его в развернутой форме, так как для того,
чтобы воздействовать на другого человекадвижением, сдвигающим предмет, вовсе
не нужно осуществлять это действие в
его развернутой форме и прилагать то
огромное усилие, которого оно требует.
Именно вследствие этого действие как
бы свертывается и движение выполняет лишь единственно
функцию указания на необходимость осуществления
этого действия и тем самым функцию воздействия
на соучастников трудового процесса. Приобретая
функцию воздействия, движение отвлекается,
отделяется от трудового действия. Это
отвлечение движения и есть не что иное,
как рождение жеста. Жест и
представляет собой движение, отделенное
от своего результата, то есть не приложенное
к тому предмету, на который оно направлено.
Нужно сказать, что идея о том, что первоначально
язык как средство общения появляется
в форме жеста, чрезвычайно стара.
Высказанную гипотезу о происхождении
языка не следует упрощать. При появлении
жеста как средства общения голосовое
общение, разумеется, не замещается, не
подменяется жестом, а, напротив, происходит
связывание голосовых сигналов общения
с некоторым предметным содержанием. С
точки зрения гипотезы, функция отнесения
к предметному содержанию первоначально
выполняется непосредственно самим трудовым
действием, в товремя как другие функции, функции
передачи эмоциональных и потребностных
состояний, продолжают осуществляться
с помощью голосовых сигналов.Первую функцию
можно обозначют как функцию «означения», то
есть предметного отнесения. Другую же
функцию, которая, несомненно, является
более древней по своему происхождению,
обозначают как функцию «выражения», выражения
какого-либо состояния. Функцию «означения»
также часто называют «номинативной» функци
Итак, речь идет о том, что на
заре развития человеческого общения
экспрессивная функция продолжает выполняться
голосовыми средствами, голосовыми сигналами,
а номинативная функция, которая происходит
путем видоизменения, специализации трудовых
движений, начинает осуществляться в самом
процессе общения. Но кинетическая речь,
то есть сигнализация посредством движений,
отделенная от трудового исполнительного
действия, очень ограничена по своим возможностям,
в то время как речь, сохраняющая в своем
первоначальном виде форму голосовых
сигналов, гораздо богаче по своим возможностям,
чем кинетическая речь.
Изложенная гипотеза — это только гипотеза, но она
в высшей степени вероятна и всегда находит
свое, правда, косвенное подтверждение
в целом ряде хорошо установленных фактов.
Переход номинативной функции с внешне
двигательных на звуковые средства общения
и обратный переход экспрессивной функции
с голосовых реакций на внешне двигательные легко проследить на современных
развитых языках. Так, например, когда
человек груб, то предметное содержание
передается, конечно, средствами звукового
языка, а экспрессивная функция, главным
образом, переходит на жест. Отношения
оборачиваются. Жест становится выразителем
слова, языкового элемента речи, а собственно
звуковые элементы речи становятся носителями
предметного звукового содержания.
Принцип единства деятельности и сознания. Единства сознания и деятельности принцип — основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 30-е г. г. С. Л. Рубинштейном в следующей форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство». При этом и сознание, и деятельность понимается Рубинштейном иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как «явления» и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию», образ является «накопленным движением», т.е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т.е. сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней.
Развивая идеи А. Н. Леонтьева, Л. Я.
Гальперин рассматривал психическое
как ориентировочную
Результатами конкретно-
8. Проблема деятельности в российской психологии
Понятие о деятельности. Разработка и развитие теории деятельности в трудах российских ученых. Структура деятельности. Психофизиологические функции деятельности. Психологическое содержание различных видов деятельности. Функциональный, структурный, системный и личностный подходы к исследованию деятельности. Методы изучения деятельности. Деятельность человека и средовые факторы.
Понятие о деятельности. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром - это процесс активного отношения ч-а к действительности, в ходе которой происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Одним из принципов психологии являетсяединство сознания и деятельности – сознание раскрывается в деятельности с одной стороны, а с другой стороны сознание определяет характер и содержание деятельности.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появившейся у него определённой потребности, мотива
Соотношение внешней и внутренней деят-ти (Гальперин, Талызина)
Внешняя деятельность – интериоризация (перенос соот-щих действий из внеш.среды в умственную, внутр. план);
Внутренняя ядеятельность– экстериоризация (процесс порожд-х внутр.действий, на основе преоб-ния ряда внутр.струк-р).
Функции внутренней Д.состоят прежде всего в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Кроме этого, они дают возможность человеку избежать ошибок.
Внутренняя Д.характеризуется двумя основными чертами:
1) внутренняя Д. имеет принципиально то же строение, что и внешняяД., которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя Д., как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально - технический состав.Отличие внутренней Д.от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.
2) внутренняя Д.произошла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий во внутренний план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо его сначала освоить на практике и получить реальный результат.
Основные харк-ки Д:
- целенаправленность
-общесвенно-исторический характер
-плановость
-систематичность
-предметность
-субъектность
-инструментальность
Разработка и развитие теории деятельности в трудах российских ученых. Развитие экономических воззрений в России проходило в тесной связи с общим движением науки в других странах. Труды и разработки российских ученых во многом оригинальны; многие положения, обоснования, выводы имеют не только национальную, но и более широкую значимость.
Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную «Книгу о скудости и богатстве» Ивана Тихоновича Посошкова (1652—1726), и программу революционных преобразований Павла Ивановича Пестеля (1793—1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828—1889), и труды буржуазных-либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821—1884), Александра Ивановича Чупрова (1842— 1908), и работы теоретиков социального направления — Николая Ивановича Зибера (1844—1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919).
На протяжении длительного
времени в центре внимания российских
экономистов оставался
В выдвижении и обосновании
оригинальных идей активно участвовали
нетолько профессиональные экономисты,
но и представители других сфер знания,
публицисты, практики. К. примеру, Сергей
Юльевич Витте (1849—1915) был нетолько
министром финансов, но и автором
теоретических трудов. Он инициатор
и проводник нововведений в экономической
политике, перевода рубля на «золотую»
основу, введения винной монополии. О
неизбежной необходимости решительных
перемен в промышленности и сельском
хозяйстве, в других областях экономической
жизни и управления писал в
«Заветных мыслях» Дмитрий