Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций

Описание работы

Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.

Файлы: 1 файл

ответы к госам.docx

— 108.95 Кб (Скачать файл)

В середине XIX века педагогическая психология стала складываться самостоятельно как область знания и далее  начала развиваться интенсивно. Вопрос о целостном и разностороннем  изучении ребёнка подняли учёные того времени, полагаясь на потребности воспитания и обучение личности. Исследования основывались на трёх основных источников педагогики: физиологии, психологии и логики. Изучение детского развития и их возрастных особенностей было удачным благодаря связи психологии с педагогикой. Учёные разных специальностей принимали участие в разработке системы педагогической психологии. Психологические исследования человека  и их результаты, позволяют организовать педагогам процесс воспитания и обучения ребёнка  так, что бы он мог формироваться как индивидуальная личность.

Связь психологии с медицинскими и биологическими науками.Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания, И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.

Таким образом, современная  психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Психология и технические  науки. Взаимосвязь психологии с техническими науками в современных условиях очевидна, поскольку именно технические науки крайне необходимы для решения таких проблем, как создание компьютеров, средств отображения информации; разработки систем управления; проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики. С одной стороны, психология помогает созданию систем управления, роботов, прочих сложных механизмов, психологическом обеспечении профессиональной деятельности. С другой, технические науки помогают психологии развиваться за счет совершенствования методик исследования и т.д.

Современная структура  психологической науки. В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимаетистория психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии.1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология трудаисследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания; юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях; инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек – машина»; спортивная психологиярассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки; а также отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе – ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом, этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах; и т. д.

Даже упоминание небольшой части  развивающихся в настоящее время  отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна  эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную  дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

Фундаментальные и прикладные отрасли психологии

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, медицинская  психология, юридическая психология и многие другие[2].

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология; 
медицинская психология; 
психология искусства; 
психология религии; 
психология семьи и др.

3. Становление предмета  психологии

Эволюция взглядов на предмет психологии: душа, сознание, поведение, бессознательное, личность, психика, деятельность.психология - наука о душе психология – наука о сознании психология – наука о поведении психология -  наука о психике

1-й этап. Первые представления  о психике носили анимистический  характер, наделявший каждый предмет  душой. В одушевленности видели  причину развития явлений и  движения. Аристотель распространил  понятие психическое на все  органические процессы, выделяя  растительную, животную и разумную  души.Позже сложились две противоположные  точки зрения на психику –  материалистическая (Демокрит) и идеалистическая  (Платон). Демокрит считал, что психика,  как и вся природа, материальна.  Душа состоит из атомов, только  более тонких, чем атомы, составляющие  физические тела. Познание мира  происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не  имеет ничего общего с материей  и в отличие от последней  идеальна. Познание мира – это  не взаимодействие психики с  внешним миром, а воспоминания  души о том, что она видела  в идеальном мире до того, как  попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были  заложены методологические предпосылки  научного понимания психики и  сознания. Р. Декарт считал, что  животные не обладают душой  и их поведение является рефлексом  на воздействия извне. По его  мнению, человек обладает сознанием  и в процессе мышления устанавливает  наличие у себя внутренней  жизни. Д. Локк утверждал, что  в разуме нет ничего, что не  прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического  анализа сознания, согласно которому  психические явления могут быть  доведены до первичных, далее  неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы  через ассоциации более сложные  образования.

В XVIII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское  представление об ассоциациях, лежащих  в основе функционирования психики, а французские исследователи  П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль  в выделении психологии как  самостоятельной отрасли знаний  сыграли разработка метода условных  рефлексов в физиологии и практика  лечения психических заболеваний,  а также проведение экспериментальных  исследований психики. В начале XX века основатель бихевиоризма  американский психолог Д. Уотсон  указал на несостоятельность  декартовско-локковской концепции  сознания и заявил, что психология  должна отказаться от изучения  сознания и сосредоточить свое  внимание только на том, что  доступно наблюдению, т.е. на поведении  человека.

4-й этап (современный). Для  него характерно многообразие  подходов к сущности психики,  превращение психологии в многоотраслевую,  прикладную область знаний, обслуживающую  интересы практической деятельности  человека.

Российская психологическая  наука придерживается диалектико-материалистического  взгляда на происхождение психики.

Сознание человека – высший этап развития психики и продукт  общественно-исторического развития, продукт труда, выполняющее функции  отражения окружающей действительности и регуляции деятельности.

Кроме того, психология изучает  такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное – это  форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек  с присущими ему индивидуальными  и социаль¬но-психологическими особенностями, включенный в систему общественных, в том числе правовых отношений  и обладающий сознанием, а так  же самосознанием.

Деятельность – это  совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение – внешние проявления психической деятельности.

4. Методы психологии 

История развития методов  изучения психических явлений. Методы организации психологического исследования: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, сравнительный метод. Основные исследовательские методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды.

Метод – способ научного познания. Методика – средство получения знаний. 

Методы научных исследований – это приёмы и средства, с помощью которых получают сведения необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Классификация методов: по Ананьеву

1.Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный

2.Эмпирические:обсервационные (наблюдение,самонаблюдение) ,эксперимент , психофизиологические ,анализ продуктов деятельности,моделирование,биографический.

3.методы  обработки данных: мат.статистика, качественное описание.

4. интерпретационные  методы:генетические(фило,онто),структурные(классификация)

Основными методами является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение:

1.Житейское(ограничивается регистрацией фактов и носит случайный, неорганизованный характер)

2.Научное(организованное,имеет чёткий план)               

-субъективное(самонаблюдение,интроспекция)                

-объективное(предполагает наличие наблюдателя)                              

*включённое-невключённое                               

*открытое-скрытое                              

Информация о работе Лекции по "Психологии"