Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
В середине XIX века педагогическая психология стала складываться самостоятельно как область знания и далее начала развиваться интенсивно. Вопрос о целостном и разностороннем изучении ребёнка подняли учёные того времени, полагаясь на потребности воспитания и обучение личности. Исследования основывались на трёх основных источников педагогики: физиологии, психологии и логики. Изучение детского развития и их возрастных особенностей было удачным благодаря связи психологии с педагогикой. Учёные разных специальностей принимали участие в разработке системы педагогической психологии. Психологические исследования человека и их результаты, позволяют организовать педагогам процесс воспитания и обучения ребёнка так, что бы он мог формироваться как индивидуальная личность.
Связь психологии с медицинскими и биологическими науками.Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания, И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.
Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.
Психология и технические науки. Взаимосвязь психологии с техническими науками в современных условиях очевидна, поскольку именно технические науки крайне необходимы для решения таких проблем, как создание компьютеров, средств отображения информации; разработки систем управления; проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики. С одной стороны, психология помогает созданию систем управления, роботов, прочих сложных механизмов, психологическом обеспечении профессиональной деятельности. С другой, технические науки помогают психологии развиваться за счет совершенствования методик исследования и т.д.
Современная структура психологической науки. В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.
Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимаетистория психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.
Отрасли психологии.1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология трудаисследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания; юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях; инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек – машина»; спортивная психологиярассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки; а также отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
2. Отрасли психологии, изучающие различные
аспекты психического развития: возрастная психология прослеживает
развитие психики в онтогенезе – ее разделами
являются детская психология, психология
подростка, психология юности, психология
взрослого человека, геронтопсихология; сравнительн
3. Отрасли психологии, изучающие отношения
личности и общества:социальная психология исследует
психические явления в процессе взаимоотношения
людей друг с другом, этнопсихология акценти
Даже упоминание небольшой части
развивающихся в настоящее
Фундаментальные и прикладные отрасли психологии
Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».
Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, медицинская психология, юридическая психология и многие другие[2].
Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:
педагогическая психология;
медицинская психология;
психология искусства;
психология религии;
психология семьи и др.
3. Становление предмета психологии
Эволюция взглядов на предмет психологии: душа, сознание, поведение, бессознательное, личность, психика, деятельность.психология - наука о душе психология – наука о сознании психология – наука о поведении психология - наука о психике
1-й этап. Первые представления
о психике носили
2-й этап. В XVII в. были
заложены методологические
В XVIII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
3-й этап. Большую роль
в выделении психологии как
самостоятельной отрасли
4-й этап (современный). Для
него характерно многообразие
подходов к сущности психики,
превращение психологии в
Российская психологическая
наука придерживается диалектико-
Сознание человека – высший
этап развития психики и продукт
общественно-исторического
Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное – это
форма отражения
Личность – это человек
с присущими ему
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Поведение – внешние проявления психической деятельности.
4. Методы психологии
История развития методов изучения психических явлений. Методы организации психологического исследования: лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, сравнительный метод. Основные исследовательские методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды.
Метод – способ научного познания. Методика – средство получения знаний.
Методы научных исследований –
Классификация методов: по Ананьеву
1.Организационные: сравнительн
2.Эмпирические:обсервационные (наблюдение,самонаблюдение)
,эксперимент , психофизиологические ,анализ
продуктов деятельности,моделирование,
3.методы
обработки данных: мат.
4. интерпретационные
методы:генетические(фило,онто)
Основными методами
является наблюдение и эксперим
Наблюдение:
1.Житейское(ограничивается регистрацией фактов и носит случайный, неорганизованный характер)
2.Научное(организованное,имеет чёткий план)
-субъективное(самонаблюдение,
-объективное(предполагает наличие
наблюдателя)
*включённое-невключённое
*открытое-скрытое