Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Современные концепции основных этапов развития психики в животном мире. Возникновение и эволюция психики и поведения животных. Общественно-историческая природа психики человека. Проблема соотношения биологического и социального в психике человека. Возникновение и развитие сознания в истории человечества в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и других факторов. Условия возникновения сознания, коллективная трудовая деятельность и язык. Принцип единства деятельности и сознания.
Современные концепции основных этапов
развития психики в животном мире. ПСИХИКА —
существующее в различных формах свойство
высокоорганизованных живых существ и
продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие
их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое
свойство живого. Взаимодействие живых
существ с внешним миром реализуется посредством
качественно отличных от физиологических,
но неотделимых от них процессов, актов,
состояний психических.
Углубление в филогенетическую историю
психики подводит к вопросу об ее объективном
критерии. То есть такой, который позволяет
определить, есть ли у данного организма
психика. Современные теории не опускаются
в поисках психики ниже животного мира.
Но предлагаемые ими критерии приводят
к разной локализации «порога» психического.
Вот некоторые из них: способность к поведению
поисковому, способность к «гибкому» приспособлению
к среде, способность к «проигрыванию»
действия во внутреннем плане и пр. Само
разнообразие теорий говорит о том, что
они скорее являются дискуссионными гипотезами,
чем разработанными теориями.
Среди этих гипотез одна из самых признанных
(в отечественной психологии) принадлежит
А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного
критерия психики она предлагает способность
организмов реагировать на воздействия
абиотические (нейтральные биологически).
Реагировать на них оказывается полезным
потому, что они находятся в устойчивой
связи с биологически значимыми объектами
и, значит, являются их потенциальными
сигналами. Отражение абиотических свойств
оказывается неразрывно связанным с качественно
иной формой активности существ — поведением.
До того жизнедеятельность сводилась
к усвоению пищи, выделению, росту, размножению
и пр. Теперь появляется активность, «вставленная»
между актуальной ситуацией и витальным
актом — обменом веществ. Смысл этой активности
— обеспечить биологический результат
там, где условия не позволяют ему реализоваться
непосредственно. С предлагаемым критерием
связаны два фундаментальных понятия:
раздражимость и чувствительность. При
этом чувствительность предполагает субъективный
аспект отражения; предположение, что
он впервые появляется вместе с реакцией
на раздражители абиотические, — очень
важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной
проверки.
Возникновение
и эволюция психики и поведения
животных. истории естествознания существовали
различные попытки “локализовать” психику
в природе. Среди них можно назвать теорию
“панпсихизма”, согласно которой душой
наделена вся природа, в том числе и неживая
(например, камни). Теория “биопсихизма”
приписывала психику всему живому, включая
растения. Напротив, сильно сужала круг
обладателей психики теория “антропопсихизма”:
согласно ей психика существует только
у человека, а животные, как и растения,
только “живые автоматы”. Концепция “нейропсихизма”
относила психику только к существам,
обладающим нервной системой и т.п.
Во всех этих представлениях критерии
психического были внешними по отношению
к форме существования организма (предмета).
Психика приписывалась какому-либо существу
не потому, что оно обнаруживало определенные
свойства поведения, а просто потому, что
оно принадлежало к определенному классу
объектов; наличие же психики у данного
класса постулировалось аксиоматически.
на вопрос: “Почему в ходе биологической
эволюции возникла психика?”, - материалистическое
естествознание отвечает так: “Потому
что психика обеспечивает более эффективное
приспособление к среде.”
По существу, такой ответ означает, что
возникновение и развитие психики в животном
мире подчинялось действию общего закона
эволюции, согласно которому закреплялось
то, что было биологически полезно.
Рассмотрим процесс развития психики.
Здесь также, как и в вопросе о происхождении
психики, нет прямых свидетельств, поэтому
мы вынуждены строить гипотезы, опираясь
на общие соображения и доступный фактический
материал.
Таким материалом могут служить, с одной
стороны, данные палеонтологии. Однако
они настолько скудны и отрывочны, что
не позволяют восстановить эволюцию даже
морфологических форм, не говоря уже об
эволюции психики животных. С другой стороны,
имеются данные сравнительной зоопсихологии.
Они неизмеримо более ценны, поскольку
реально наблюдаемы. Однако нужно помнить,
что их значение для восстановления филогенеза
психики ограничено. Дело в том, что ни
одно ныне живущее животное даже самой
примитивной организации, не может рассматриваться
как прародитель более высокоорганизованных
животных.
Прежде чем перейти к краткой характеристике
отдельных стадий эволюционного развития
психики, остановимся на двух важных общих
положениях.Первое положение: как показал
А. Н. Леонтьев, каждая новая ступень психического
развития начинается с усложнения деятельности,
практически связывающей животное с окружающим
его миром. Новая же форма психического
отражения возникает вслед за этим усложнением
деятельности и, в свою очередь, делает
возможным ее дальнейшее развитие.Второе
общее положение: имеет место несовпадение
линий биологического и психического
развития животных. Например, животное,
стоящее на более высокой ступени биологического
развития (согласно зоологической систематике),
не обязательно обладает и более развитой
психикой.
Общественно-историческая природа психики человека. Мы должны теперь более подробно рассмотреть качественные особенности психики человека, которые решительно выделили его из животного мира. Эти особенности возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания. А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания.
Согласно его
определению сознательное отражение
– это такое отражение
В этом определении
подчеркивается «объективность», т. е.биологическая беспристрастность, сознательно
Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».
Как это стало возможным?
В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда.
Давайте вслед за
А. Н. Леонтьевым проследим, как коллективный
труд сделал возможным и одновременно
необходимым возникновение
Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.
Например, преследование и умерщвление дичи охотником прямо отвечает биологическому мотиву – получению пищи. В отличие от этого действия загонщика, который отгоняет дичь от себя, не только не имеют самостоятельного смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте коллективной деятельности – совместной охоты. То же самое можно сказать о действиях по изготовлению орудий.
Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.
В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.
В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. «открыть» для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.
Для успешного выполнения
действия необходимо развитие «беспристрастного»
типа познания действительности. Ведь
действия начинают направляться на все
более и более широкий круг
предметов, и познание «объективных
устойчивых свойств» этих предметов
оказывается жизненной
Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Именно здесь, по словам Ф. Энгельса, у людей «появилась потребность что-то сказать друг другу» (1, т. 20, с. 489). Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также «приказы», адресованные партнеру по совместным действиям. Но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания.
Если учесть, что усложнение форм труда, вовлечение в сферу труда все более широкого круга предметов и орудий требовало постоянного расширения познаваемых, или осознаваемых, содержаний, то станет ясным, что процессы развития труда и языка шли параллельно, тесно переплетаясь друг с другом.
Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь сознание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.
Конечно, человек
– существо биологическое, поскольку
он возник в ходе эволюции животного
мира, продолжавшейся многие миллионы
лет, и в определенном смысле является
результатом этого процесса. С
другой стороны, современный человек
есть продукт культурно-
В человеческой культуре, философии и в конкретных психологических теориях существует широкий спектр ответов на этот последний вопрос: от признания безусловного примата биологического начала в человеке до абсолютизации его духовной сущности.
Проблема
соотношения биологического и социального
в психике человека. Проблема
соотношения биологического и социального
начал в структуре личности человека является
одной из наиболее сложных и дискуссионных
в современной психологии.
Заметное место занимают
теории, которые выделяют в личности две
основные подструктуры, сформированные
под воздействием двух факторов - биологического
и социального. Была выдвинута мысль о
том, что вся личность человека распадается
на “эндопсихическую” и “экзопсихическую”
организацию. “Эндопсихика” как подструктура
личности выражает внутреннюю взаимозависимость
психических элементов и функций, как
бы внутренний механизм человеческой
личности, отождествляемый с нервно-психической
организацией человека. “Экзопсихика”
определяется отношением человека к внешней
среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит
личности, к чему личность может так или
иначе относиться. “Эндопсихика” включает
в себя такие черты, как восприимчивость
, особенности памяти, мышления и воображения,
способность к волевому усилию, импульсивность
и т.д., а “экзопсихика” - систему отношений
человека и его опыт, т.е. интересы, склонности,
идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся
знания и т.д. “Эндопсихика”, имеющая
природную основу, обусловлена биологически,
в противоположность “экзопсихике”,
которая определяется социальным фактором.
Социологический подход
выделяет в личности социальнотипическое.
Основная проблематика социологической
теории личности связана с процессом формирования
личности и развития ее потребностей в
не¬разрывной связи с функционированием
и развитием социальных общностей, изучением
закономерной связи личности и общества,
личности и группы, регуляции и саморегуляции
социального поведения личности.
Личность как субъект
социальных отношений, прежде всего харак¬теризуется
автономностью, определенной степенью
независимости от общества, способной
противопоставить себя обществу. Личная
незави¬симость сопряжена с умением властвовать
над собой, а это, в свою очередь, предполагает
наличие у личности самосознания, то есть
не просто сознания, мышления и воли, а
способность к самоанализу, самооценке,
самоконтролю.
ü биогенетический
подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает
основой развития личности биологические
процессы созревания организма,
ü социогенетический
- (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру
общества, способы социализации, взаимоотношения
с окружающими и т.д.
ü психогенетический
- (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни
биологических, ни социальных факторов,
выдвигает на первый план развитие собственно
психических явлений.