Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций

Описание работы

Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.

Файлы: 1 файл

ответы к госам.docx

— 108.95 Кб (Скачать файл)

*одиночное-периодическое-лонгитюдное              

Недостатки  наблюдения:

- невозможность  контролировать ситуацию, вмешиваться  в ход событий

- требует значительных  затрат времени        

Организация наблюдений, планирование и проведение.

1.Подготовительный этап – изучач. какие есть подходы в науке, определяются с собственной концепцией, подбор технической базы, инструментария 

2. Основной этап – проведение исследования, наблюдения. 

3. Заключительный этап – обработка данных, вывод. 

Эксперимент:                

- лабораторный(испытуемый знает о цели и его действия определяются инструкцией)                

                 *аналитичекский(изучает один компонент деятельности)                              

*синтетический(моделирует  деятельность в целом)

- естественный(испытуемый находится в обычных для него условиях)  

 Достоинства  эксперимента:

- обеспечивается  высокая точность результатов,  экономит время

-возможны повторные  исследования в аналогичных условиях

- осуществляется  почти полный контроль за всеми  переменами  

Недостатки  эксперимента:

- условия деятельности  испытуемых не соответствуют  реальности

- испытуемые знают,  что они являются объектами  исследования 

Вспомагательные методы психологии. 

Беседа-метод получения информации на основе вербальной коммуникации.Вопросно-ответная форма.Может диагностироваться невербалика.Ход беседы изменяется. 

Тестирование

Психологические тесты- система приемов для испытания и оценки отдельных психических черт и свойств человека. Тест- это проба, экзамен, один из способов быстрой психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека.Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах, оценивается и стандартизируется при помощи специального математического (корреляционного, факторного и т.д.) анализа. Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития человека и тесты успешности. с помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровень освоения знания, общего психического развития личности.

Анкетирование.Сбор первичных данных испытуемого. При помощи анкеты исследуются интересы в области литературы, спорта, профессиональные интересы  и увлечения. На поставленные в анкете вопросы ответы даются в письменной форме. Причем ответы на них могут быть описательными или альтернативными, могут даваться варианты ответов, среди которых предлагается выбрать один ответ, соответствующий личным взглядам и убеждениям. Анкета может быть именной и анонимной. Анонимные анкеты используют, чтобы получить более правдивые ответы. При помощи анкетного исследования можно собрать количественно большой материал, что дает возможность считать полученные ответы достаточно вероятными. 

Метод анализа продуктов деятельности человека, в которой проявляются его знания и умения, привычки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые различные психические качества и  свойства личности, уровень их развития. Продуктами деятельности человека могут быть его письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии.Не обязательно присутствие клиента.

 

История развития методов  изучения психических явлений. И в научно-исследовательской, и в практической работе психолог пользуется определенными методами, т. е. способами организации собственной деятельности, направленными на достижение поставленной цели. Метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В то же время выбор и объединение методов, их разработка связана с более общим понятием - методологией.

Методология науки - это ее мировоззренческие  позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.

Философская методология - та основа, на которой базируется деятельность; это учение о наиболее общих законах  природы, общества и мышления. Философия  определяет исходные позиции ученого  в отношении действительности. Например, в зависимости от философской  ориентации исследователь будет  пользоваться в интерпретации событий  диалектическим методом, предполагающим представления о качественных этапах развития и опирающимся на анализ противоречий, либо метафизическим методом, исходящим из количественного понимания  развития.

Крупные философские учения выступают  также в роли методологической основы определенных научных направлений.

В рамках специально-научной методологии  выделяются несколько уровней: уровень  общенаучной методологии, уровень  конкретно-научной методологии, уровень  метода как конкретной методики (или  способа действий с объектом).

К общенаучной методологии относятся  универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые - хотя бы потенциально - не с какой-либо конкретной наукой, а применимые к  широкому кругу наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок).

К этому уровню относятся, например:

-  концепции системного научного  анализа;

-  структурно-уровневый подход;

-  кибернетические принципы  описания сложных систем и  др.

Конкретно-научная методология  разрабатывает аналогичные (общенаучной  методологии) проблемы в рамках конкретных наук - как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследовательской  и практической работы.

Методы организации психологического исследования: лонгитюдный метод, метод  поперечных срезов, сравнительный метод. Сравнительный метод (Метод \"поперечных срезов\") заключается в сопоставлении свойств у лиц разного возраста с целью изучения динамики психических явлений Он требует критериев в формировании выборки испытуемых (по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе и т.д.) В достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например, уровень развития интеллекта В резуль тати получают данные, характерные для этой группы - детей одного возраста, или школьников, учащихся по одной учебной программой Таких срезов делается несколько и данные по каждой группе сравниваются между собой Н а основании этого делается вывод о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены Например, при исследовании интеллекта можно выявлять возрастные тенденции - сравнивая особенности мышления дошкольников (5 лет), младших школьников (8 лет) и подростков (13 лет) Если задача исследования заключается в определении зависимости развития интеллекта от типа обучения, подбираются и дети одного возраста, но такие, обучающихся по разным учебным программам В этом случае делается другой вывод: там, где полученные лучшие данные, обучение эффективнее, дети, обучающиеся по определенной програм мою быстрее развиваются интеллектуально, и можно делать вывод о развивающий эффект обучения Метод поперечных срезов требует однозначных критериев в формировании выборки испытуемых Например, при изучении особенностей потребностей взрослых, значительно отличающихся по возрасту, часто трудно сформировать выборку по уровню образования, принадлежности к определенной социальной группе или пола, а также отделить эффекты хр онологичного возраста от эффектов исторического периода, в котором жили люду, в якому жили люди.

лонгитюдного метод Часто  называют \"методом продольных срезов\" В нем прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение  длительного времени Такое исследование позволяет точно выявить тенденции  разви итку, незначительные изменения, происходящие в интервалах, которые  не охватывает метод \"поперечных\" срезов Вместе с тем существует вероятность  привыкания исследователя к группе, проявляющаяся в некритическом  осмыслении одержа ной информации Сложности  в проведении лонгитюдных исследований обусловлены миграцией индивидов, их отказом от участия в эксперименте, привыканием к нему и \"производством\" желательных для исследователя  данных, которые не соответствуют  реальности, значительными затратами  средств, обновляемость теорий и  методыів, оновлюваністю теорій і  методик.

Сравнительный метод заключается  в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических  актов в процессе развития и в  сравнении со сходными явлениями  у других организмов. Наибольшее распространение  этот метод, называемый “сравнительно-генетический”, получил в зоопсихологии и  в детской психологии.

Основные исследовательские  методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды. Наблюдение старейший метод психологического исследования. С его помощью можно получить обширную информацию о психике человека. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры, вроде тестов и опросников. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуемся согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.

Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет бóльшие  трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

В методе наблюдения в качестве измерительного инструмента  выступает сам наблюдатель, поэтому  очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в  полном объеме.

Научное наблюдение как исследовательский, психодиагностический метод характеризуется

  • постановкой проблемы,
  • выбором ситуаций для наблюдения,
  • определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения,
  • разработанной системой фиксации и записи результатов.
  • Самонаблюдение - наблюдение человека за внутренним планом своей собственной психической жизни, с последующей фиксацией ее проявлений (т.е. фиксацией переживаний, мыслей, чувств и др.). В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты самонаблюдения могут фиксироваться в различных документах - письмах, автобиографиях, анкетах и др.
  • Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом. Самонаблюдение характеризуется тем, что наблюдаемые явления, процессы должны завершиться, и только потом события восстанавливаются по памяти; именно поэтому искажения, обусловленные процессом самонаблюдения, как таковым, отсутствуют. Интроспекция, наоборот, представляет собой попытку "подглядеть" за событиями психической жизни по ходу дела, в результате чего наблюдаемые психологические явления безнадёжно искажаются. Поэтому интроспекция в отличие от самонаблюдения никакой научной ценностью не обладает.
  • Результатом самонаблюдения является в ряде случаев самоотчет - описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете.

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют  программные вопросы, соответствующие  решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся  в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Тестирование. Особым методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования.

Существует множество определений  теста. Тест — это удовлетворяющая  критериям исследования эмпирико-аналитическая  процедура. Очень общее определение. Но есть определения и более конкретные. Например: тест — это система  высказываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений между людьми, их свойств, признаков и количественных параметров.

Но можно сформулировать более  точное определение теста относительно проблем исследования управления. Тест — это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.

Ошибочно бытует представление, что  тестирование используется главным  образом в изучении психологических  проблем. Действительно, в психологии тестирование является наиболее эффективным  методом изучения человека. Но сфера  использования тестирования не ограничивается только психологической проблематикой.

Информация о работе Лекции по "Психологии"