Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:38, курс лекций
Предмет, объект, основные задачи и принципы психологии как науки
Житейские и научные психологические знания. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятие о категориальном аппарате психологической науки. Основные категории психологии: психика, сознание, индивид, личность, индивидуальность, общение, деятельность. Психика как предмет психологии. Принципы психологии как науки: принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, принцип личностного подхода. Основные задачи психологии как науки.
*одиночное-периодическое-
Недостатки наблюдения:
- невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий
- требует значительных затрат времени
Организация наблюдений, планирование и проведение.
1.Подготовительный этап – изучач. какие есть подходы в науке, определяются с собственной концепцией, подбор технической базы, инструментария
2. Основной этап – проведение исследования, наблюдения.
3. Заключительный этап – обработка данных, вывод.
Эксперимент:
- лабораторный(испытуемый знает о цели и его действия определяются инструкцией)
*аналитичекский(изучает
один компонент деятельности)
*синтетический(моделирует деятельность в целом)
- естественный(испытуемый находится в обычных для него условиях)
Достоинства эксперимента:
- обеспечивается высокая точность результатов, экономит время
-возможны повторные
исследования в аналогичных
- осуществляется
почти полный контроль за
Недостатки эксперимента:
- условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
- испытуемые знают, что они являются объектами исследования
Вспомагательные методы психологии.
Беседа-метод получения информации на основе вербальной коммуникации.Вопросно-ответная форма.Может диагностироваться невербалика.Ход беседы изменяется.
Тестирование
Психологические тесты- система приемов для испытания и оценки отдельных психических черт и свойств человека. Тест- это проба, экзамен, один из способов быстрой психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека.Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах, оценивается и стандартизируется при помощи специального математического (корреляционного, факторного и т.д.) анализа. Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития человека и тесты успешности. с помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровень освоения знания, общего психического развития личности.
Анкетирование.Сбор первичных данных испытуемого. При помощи анкеты исследуются интересы в области литературы, спорта, профессиональные интересы и увлечения. На поставленные в анкете вопросы ответы даются в письменной форме. Причем ответы на них могут быть описательными или альтернативными, могут даваться варианты ответов, среди которых предлагается выбрать один ответ, соответствующий личным взглядам и убеждениям. Анкета может быть именной и анонимной. Анонимные анкеты используют, чтобы получить более правдивые ответы. При помощи анкетного исследования можно собрать количественно большой материал, что дает возможность считать полученные ответы достаточно вероятными.
Метод анализа продуктов деятельности человека, в которой проявляются его знания и умения, привычки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые различные психические качества и свойства личности, уровень их развития. Продуктами деятельности человека могут быть его письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии.Не обязательно присутствие клиента.
История развития методов изучения психических явлений. И в научно-исследовательской, и в практической работе психолог пользуется определенными методами, т. е. способами организации собственной деятельности, направленными на достижение поставленной цели. Метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В то же время выбор и объединение методов, их разработка связана с более общим понятием - методологией.
Методология науки - это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.
Философская методология - та основа, на которой базируется деятельность; это учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия определяет исходные позиции ученого в отношении действительности. Например, в зависимости от философской ориентации исследователь будет пользоваться в интерпретации событий диалектическим методом, предполагающим представления о качественных этапах развития и опирающимся на анализ противоречий, либо метафизическим методом, исходящим из количественного понимания развития.
Крупные философские учения выступают также в роли методологической основы определенных научных направлений.
В рамках специально-научной
К общенаучной методологии
К этому уровню относятся, например:
- концепции системного научного анализа;
- структурно-уровневый подход;
- кибернетические принципы описания сложных систем и др.
Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук - как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.
Методы организации
лонгитюдного метод Часто
называют \"методом продольных срезов\"
В нем прослеживается развитие одного
и того же ребенка в течение
длительного времени Такое
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый “сравнительно-генетический”, получил в зоопсихологии и в детской психологии.
Основные исследовательские методы психологии: наблюдение и самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, моделирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и их виды. Наблюдение старейший метод психологического исследования. С его помощью можно получить обширную информацию о психике человека. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры, вроде тестов и опросников. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуемся согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.
Особо важное значение
метод наблюдения имеет для изучения
психологических особенностей детей,
поскольку ребенок как объект
исследования представляет бóльшие
трудности для
В методе наблюдения в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, поэтому очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме.
Научное наблюдение как исследовательский, психодиагностический метод характеризуется
Ме́тод опро́са — психологическ
Опросы разделяют на стандартиз
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Тестирование. Особым методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования.
Существует множество
Но можно сформулировать более точное определение теста относительно проблем исследования управления. Тест — это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.
Ошибочно бытует представление, что тестирование используется главным образом в изучении психологических проблем. Действительно, в психологии тестирование является наиболее эффективным методом изучения человека. Но сфера использования тестирования не ограничивается только психологической проблематикой.