Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.
Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Костромской государственный университет
им. Н.А. Некрасова»
Институт педагогики и психологии
Кафедра социальной работы
Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
Курсовая работа: студентки
4 курса 7 группы
Специальности
«Социальная работа»
Дорофеевой Натальи Александровны
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры
Веричева Ольга Николаевна
Кострома
2008
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной
терапии в социальной работе………………………………………………………………
I.2 Методическое обоснование реализации
сказкотерапии в группах дневного пребывания
реабилитационного центра для детей с
ограниченными возможностями……………………………………………
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями обусловлена рядом факторов. На современном этапе государство придает большое значение различным аспектам работы с детьми с ограниченными возможностями. Об общественно-государственном внимании к указанному направлению свидетельствуют федеральные законы РФ (ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от24 июля 1998 года N 124-ФЗ), Постановления Правительства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861), а также международные законодательные акты, ратифицированные на территории РФ (Европейская социальная хартия (Страсбург, 3 мая 1996 года), "Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов" (Заключено в г. Москве 12.04.1996), "Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств" (Одобрена в г. Санкт-Петербурге 29.10.1994 Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ) и т.д.).
Однако анализ массовой практики учреждений социального обслуживания населения показывает, что большое внимание уделяется решению задач социально-медицинской реабилитации, чем методике реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
За 2007 год на базе государственного учреждения реабилитационного центра социально-оздоровительного клуба инвалидов «Надежда» прошли реабилитацию 529 детей с ограниченными возможностями в возрасте от 7 до 18 лет. На базе областного реабилитационного центра «Лесная сказка» за 2007 год прошли реабилитацию 713 ребенка-инвалида, в том числе 593 ребенка находились в стационарном отделении, 120 детей-инвалидов проходили курс реабилитации в группе «Мать и дитя». 35 детей-инвалидов, проходивших реабилитацию в стационарном отделении, получили в качестве социально-педагогической реабилитации курс сказкотерапии.
В учреждениях системы социального обслуживания населения Костромской области и других регионов (г. Санкт-Петербург, г. Тольятти, г. Березовский Свердловской области) специалистами по социальной работе, заведующими отделениями в комплексе с процессом реабилитации детей с ограниченными возможностями организуется процесс сказкотерапевтической работы с ними. В то же время социально-терапевтическая работа в социальных службах показывает, что в программах работы отдельных учреждений не выполнен в полном объеме сравнительный анализ, не выделены особенности детей с ограниченными возможностями.
Поэтому можно констатировать наличие противоречий между имеющимся значительным числом учреждений, работающих с детьми – инвалидами, как в регионе, так и в стране в целом, разнообразием программ организации работы с данной категорией и недостаточной оформленностью представлений о методике реализации сказкотерапии в условиях социальных служб.
При анализе опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями можно опираться на подход к рассмотрению сказкотерапии, изложенных в работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Соколова, Е.Прудиус. Теоретические основы детской инвалидности рассмотрены на основании подходов Е.И.Холостовой, В.И. Юркиной, Е.Р. Ярской-Смирновой, Е.М. Мастюковой, А.Г.Московкиной и Е.В.Кулагиной.
Специфика методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, обусловлена особыми обстоятельствами, в которых она находится, вытекающими из трудной жизненной ситуации самого ребенка-инвалида.
Теоретическая основа для рассмотрения методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями заложена подходами к анализу трудной жизненной ситуации Н.Г. Корельской, Г.М. Иващенко, Л.И.Савинова, Е.В. Кузнецова и Г. Фигдора.
Методика социально-
Из вышесказанного представляется возможным сформулировать второе противоречие между существованием подходов к рассмотрению сущности социальной терапии, разработанностью теории и практики работы с детьми с ограниченными возможностями с одной стороны, а с другой, недостаточной разработанностью особенностей методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Названные противоречия позволяют определить проблему исследования: как организовать реализацию методики сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями и в условиях учреждения социального обслуживания так, чтобы процесс их социализации был успешен?
Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Объект исследования – процесс реализации методики сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования – особенности реализации методики сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
В качестве гипотезы исследования избрано следующее предположение. Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями будет успешна, если в учреждениях социального обслуживания населения организуются:
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
2. Обосновать методики
3. Провести анализ
Теоретико-методологическую
основу исследования составляет совокупность
идей о сказкотерапии как направлени
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической, литературы, обобщение опыта деятельности учреждений социального обслуживания населения, опытно-экспериментальная работа.
В качестве базы опытно-экспериментального исследования были использованы клубные объединения детей с ограниченными возможностями, действующие при ОГУ «Костромской центр социальной поддержки населения» г. Кострома.
Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, степень ее разработанности в теории, определена цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуются его методы.
В первой главе – «Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями» - раскрываются особенности методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, определены характерные особенности трудной жизненной ситуации детей-инвалидов.
Во второй главе – «Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями» - представлен опыт организации сказкотерапевтических занятий с детьми с ограниченными возможностями в социальных службах, выявлены методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
В заключении формулированы выводы исследования, определены дальнейшие разработки в направлении исследования.
В приложении описывается программа занятий с элементами сказкотерапии, разработанная и апробированная на базе клубных объединений детей с ограниченными возможностями.
Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция - вот основные возможности сказкотерапии.
Актуальность и логичность сказкотерапии в работе с детьми-инвалидами объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, психолого-коррекционная работа с инвалидами в процессе их социальной реабилитации ориентирована на оказание помощи в осмыслении жизненных сценариев и действий, в принятии новых идей, восприятии по-новому картины мира. Во-вторых, тем, что на всем протяжении истории мифы и сказки играли и играют важную роль в жизни человеческих поколений, являясь самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Они служат источниками и матрицами при образовании основных форм поведения, придавая смысл, теплоту, целеустремленность и значимость, пробуждая чувства, заставляя задумываться и размышлять, принимать новые идеи, влияя на мышление и ощущения.
Сказкотерапия не противопоставляется другим психокоррекционным подходам в развитии личности, а напротив, может объединять их. Ведь она ориентирована на то, чтобы сделать человека способным помочь самому себе и своим близким. При помощи сказкотерапии человек мобилизует имеющиеся у него способности и потенциалы (познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический) для решения его проблем.
Сказка, как и другие формы метафор, нейтральна. Она, с одной стороны, дает ее автору психологическую защиту (это не про меня), а с другой стороны - возникает возможность спроецировать, перенести на сказочную историю свои проблемы и потенциалы, раскрепоститься и раскрыть себя с новой стороны, и прожить эмоциональные состояния, которых не хватает в реальной жизни.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе
Социальная терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект. С целью его социального оздоровления. Социальная терапия – это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения устойчивых нарушений в социальном функционировании. В том случае, когда социально-терапевтическое воздействие направлено на психику, то под социальной терапией вполне правомерно принимать психотерапию. Специфика психотерапии заключается в ее лечебном характере воздействия на психику, а через психику и на организм человека в целом, на его состояние и поведение.