Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.

Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дорофеева.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Коррекционная работа осуществляется с использованием следующих психотехник и методик: ролевой игры, совместной игровой деятельности, игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, развивающей игры, тренингов, песочной терапии, сказочного рисования, психодинамических медитаций. [24, 21-22]

В 2003 году проект ГУ «Новозенского центра социальной помощи семье и детям «Семья» Саратовской области» «Сказки о «несказочном» стал победителем областного конкурса социальных и культурных проектов. Программа проекта «Сказки о «несказочном» предусматривает систематический подход в реабилитации воспитанников Центра и их «лечение» сказками. В рамках этого проекта была открыта детская сказочная студия «В гостях у сказки», где в полной мере используется метод сказотерапии,  в спектаклях принимают участие не только дети, но и их родители. Это позволяет родителям увидеть внутрисемейные проблемы со стороны и переосмыслить нравственные ориентиры. В ходе применения метода сказкотерапии изменился в лучшую сторону эмоциональный фон настроения детей, улучшились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появилось больше доверия и уважения. Метод сказкотерапии успешно применяется в коррекционно-реабилитационной работе с семьями и детьми, состоящими на патронаже по разным направлениям, а именно: в психологической, педагогической, медицинской, социальной реабилитации.

Деятельность в рамках программы «Мир вокруг нас» направлена на формирование у детей  представления  о нравственных законах развития общества, формирования умения принимать  и уважать позицию другого человека, развитие умения правильно вест себя в непредвиденных и опасных ситуациях. На занятиях используются сказки, которые говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит. Ребята, прошедшие курс занятий по данной программе, приобретают умения находить выходы из различных жизненных ситуаций, правильно оценивать свое поведение и поступки других.[25, 48-49]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2  Программа сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Актуальность и логичность сказкотерапии в работе с детьми-инвалидами объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, социально-коррекционная работа с инвалидами в процессе их социальной реабилитации и социальной терапии ориентирована на оказание помощи в осмыслении жизненных сценариев и действий, в принятии новых идей, восприятии по-новому картины мира. Во-вторых, тем, что на всем протяжении истории мифы и сказки играли и играют важную роль в жизни человеческих поколений, являясь самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Они служат источниками и матрицами при образовании основных форм поведения, придавая смысл, теплоту, целеустремленность и значимость, пробуждая чувства, заставляя задумываться и размышлять, принимать новые идеи, влияя на мышление и ощущения.

Сказка, как и другие формы метафор, нейтральна. Она, с  одной стороны, дает ее автору психологическую  защиту (это не про меня), а с другой стороны - возникает возможность спроецировать, перенести на сказочную историю свои проблемы и потенциалы, раскрепоститься и раскрыть себя с новой стороны, и прожить эмоциональные состояния, которых не хватает в реальной жизни.

Дети с ограниченными возможностями часто страдают  от заниженной самооценки от неуверенности в своих действиях. Выполняя порученные им задания, они часто оборачиваются на работающего с ними специалиста, ожидая увидеть его одобрение и поддержку.

Разработанная мною программа занятий с элементами сказкотерапии была апробирована на базе клубных объединений детей с ограниченными возможностями «Вдохновение» при ОГУ «Центра социальной поддержки населения» г. Кострома и «Солнышко» при ОГУ «Костромской центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 2». 

Программа содержит в  себе курс занятий с использованием элементов сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, психодинамических медитаций. Основой для создания программы  послужила программа сказкотерапевтических занятий Дмитрия Кудзилова «Школа волшебников». В качестве  диагностической методики использована методика исследования индивидуального образа цели, «так как она наиболее полно и точно, помогает понять и описать внутренний мир участника программы под углом его жизненных ценностей,  целеполагания и уровня его уверенности в себе и своих действиях»[10, 56-58].

Данный курс занятий  рассчитан на развитие уверенности  у детей с ограниченными возможностями  в своих силах, преодоление у  них комплекса «ограниченности». Используя различные методики работы со сказкой, специалист опосредованно воздействует на ребенка, что способствует развитию его личности. У ребенка возникает уверенность в своих возможностях, появляется стремление доказать, что он может больше, чем от него ожидают.

Программа была апробирована на двух клубных объединениях детей  с ограниченными возможностями. В первом клубном объединении  занимались дети с тяжелой степенью задержки психического развития, во втором клубном объединении занимались дети с легкой и средней тяжести степенью задержки психического развития.  Вторая группа детей использовалась в качестве контрольной для проверки эффективности программы. Первую группу посещало 6 человек,  вторую – 5 человек. 

Результаты проведения программы в группах отличались. Если дети в клубном объединении «Вдохновение» (первая группа) больше были нацелены на создание рисунков после ознакомления с материалом занятия, то дети из второй группы (клубное объединение «Солнышко») были ориентированы более на рассуждения о поступках героев сказок, их поведении и вариантах продолжения сказки. Лишь после этого они могли свободно создавать сказочные образы. 

Проведенная на первом занятии  диагностика показала, что в первой группе у большинства детей флажок образа цели находится в нижней левой части рисунка, что означает ориентацию этих детей на прошлое, определенную «боязнь» нового, нововведений, эти дети нерешительны, у них возникают проблемы в ситуациях необходимости самостоятельного принятия решений. Во второй группе лишь небольшая часть детей обозначила свою цель в левой нижней половине рисунка, большинство детей отметили цель либо ближе к центру рисунка, либо ближе к его правой нижней части. Данное расположение образа цели свидетельствует о том, что у детей также возникают трудности при самостоятельном принятии решений, но по сравнению с участниками первой группы эти трудности легче преодолеваются детьми. Таким образом, после проведения первичной диагностики, мы утверждали, что  реализация данной программы в этих группах детей должна дать положительные результаты. В завершении программы была проведена повторная диагностика обеих групп детей.

По итогам повторной  диагностики можно говорить об эффективности  программы. Положительную динамику изменений в детях с ограниченными возможностями мы отследили по изменениям в из рисунках. Говоря о первой группе необходимо заметить, что при работе с подобной категорией детей мы не можем говорить о ярко выраженной положительной динамике. Особенности заболеваний детей, их нестабильность зачастую «сводят не нет» все усилия специалистов, работающих с детьми с тяжелой степенью задержки психического развития. Опираясь на работы нескольких детей из группы, мы может утверждать о наличии положительной динамики в группе. Образ цели в рисунках этих детей сместился по направлению к центру и правому краю карты, линия пути становится более прямой, что свидетельствует о том, что ребенок становится увереннее в своих действиях и поступках, он не боится возможных трудностей на пути. 

Повторная диагностика во второй группе выявила большую положительную динамику. Во время проведения занятий участники проявляли бóльшую активность, чем дети в первой группе. Поэтому повторная диагностика в этой группе показала, что в картах трех четвертей детей образ цели сместился ближе к центру или правой части карты. Линия пути детьми проводилась четче, чем на  первой карте, ребенок вел руку с  бóльшей уверенностью в собственных действиях.

Сравнив результаты первичной  и заключающей диагностик, можно  утверждать, что задачи, поставленные в программе занятий, выполнены. Дети стали чутче относиться к членам своей группы, на занятиях стали появляться реплики типа «Я помогу тебе; Давай я тебе помогу».  После третьего занятия участники второй группы стали проявлять инициативу в обсуждении сказок, сами задавали вопросы, отвечали на вопросы своих друзей. Уровень конфликтности в обоих коллективах заметно снизился.

Таким образом, можно  констатировать успешность проведения программы занятий с элементами сказкотерапии в клубных объединениях  детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сказкотерапия является одним из древнейших методов взаимодействия с детьми. Еще в донаучный период вся «человеческая мудрость»  передавалась от поколения к поколению  именно в форме сказки. Сказка учила жизни, оберегала от опасностей, предостерегала от неверных решений, подсказывала правильный путь. Дети-инвалиды в силу своих особенностей не всегда могут адекватно воспринимать информацию, получаемую ими из бесед с взрослыми. Как было сказано выше, сказка – наиболее близкая к пониманию детьми с ограниченными возможностями форма получения ими новой социально-значимой и социально-приемлемой информации. За свою многовековую историю метод сказкотерапии адаптировал для себя различные формы взаимодействия, это и совместное чтение сказок, и рассказывание известной сказки, и сочинение собственной сказки, проигрывание отдельных эпизодов сказки и всей сказки целиком и т.д.

Таким образом, специалист по социальной работе при организации  групповой деятельности в коллективе «особенных» детей, используя сказкотерапию, всегда может подобрать ту форму работы, которая будет наиболее эффективна при работе с конкретными детьми.

Особо важной заслугой сказкотерапии  в процессе социальной терапии детей  с ограниченными возможностями является ее «пластичность», т. е высокая степень адаптивности элементов сказкотерапии для работы с любым возрастом клиентов и заболеванием. В зависимости от тяжести заболевания, занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе составом не более 10 человек. Конкретная, не меняющаяся в течение программы структура занятий, вносит ясность и порядок в изложение материала, организует участников, помогает проследить динамику занятия.

Рассмотренная в этой работе программа занятий с элементами сказкотерапии, при апробации ее на практике также доказала эффективность использования сказкотерапии в процессе социальной терапии и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Программа была реализована  на двух значительно отличающихся друг от друга группах детей с ограниченными возможностями. В итоге положительная динамика отмечена в обеих группах, что говорит о эффективности данного метода применительно к категории детей с ограниченными возможностями. Таким образом, на примере данной программы мы обосновали и в опытно-экспериментальной работе проверили методику организации социальной работы с детьми-инвалидами методом сказкотерапии.

Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что  организация социальной работы с  детьми-инвалидами методом сказкотерапии, будет успешна, если в учреждениях социального обслуживания населения организуются:

  • подготовка или переподготовка специалистов по социальной работе работающих с детьми с ограниченными возможностями по дополнительной специализации – сказкотерапевт;
  • сказкотерапевтические занятия на основе интересов и потребностей конкретной группы клубного объединения детей с ограниченными возможностями;
  • занятия в клубном объединении детей инвалидов на основании последовательного алгоритма.

Обоснованность данных требований была проверена нами в практической работе с клубными объединениями детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вызов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Академический проект, 2000, - 512с.      Стр 256-301.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь методистам и воспитателям дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.
  3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов/ А.К. Болотова, И.В. Макарова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383с. Стр. 346, 362- 364
  4. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. Социальная работа в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -184с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества: сказкотерапия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1997.-№3.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. Спб.: Институт Сказкотерапии., 1997. - 40с
  8. Зинкевич Т.Д. , Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Пб.:Смарт, 1996.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Формы и методы работы со сказками. – СПб.: "Речь", 2006. – 240 с.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: "Речь", 2003.
  11. Кудзилов Д. «Школа волшебников». Авторская программа сказкотерапевтических занятий
  12. Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Дону: Феникс, 2004.- 160 с.
  13. Основы социальной работы: Учеб.  пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Под ред. Н.Ф.Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  14. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. (Пособие для социальных работников, психологов, педагогов реабилитационных центров). / Под ред. С.А. Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1998. – 210 с.
  15. Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  16. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие. / Под ред. проф. Л.И. Савинова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2006. – 216 с.
  17. Словарь по педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368с
  18. Смирнова О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1999.-№2.
  19. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.
  20. Социальная работа: Словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко.-М.,1998
  21. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд.; перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 480 с.
  22. Технологии социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-240с.
  23. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400с.
  24. Любушкина Т.Л.  Детям – особое внимание.// Социальная работа, №6, 2007
  25. Чурикова Н.В. Сказки о «несказочном». // Социальная работа №4, 2007 стр. 48-49

Информация о работе Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями