Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.
Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.
Коррекционная работа осуществляется с использованием следующих психотехник и методик: ролевой игры, совместной игровой деятельности, игротерапии, арттерапии, сказкотерапии, развивающей игры, тренингов, песочной терапии, сказочного рисования, психодинамических медитаций. [24, 21-22]
В 2003 году проект ГУ «Новозенского центра социальной помощи семье и детям «Семья» Саратовской области» «Сказки о «несказочном» стал победителем областного конкурса социальных и культурных проектов. Программа проекта «Сказки о «несказочном» предусматривает систематический подход в реабилитации воспитанников Центра и их «лечение» сказками. В рамках этого проекта была открыта детская сказочная студия «В гостях у сказки», где в полной мере используется метод сказотерапии, в спектаклях принимают участие не только дети, но и их родители. Это позволяет родителям увидеть внутрисемейные проблемы со стороны и переосмыслить нравственные ориентиры. В ходе применения метода сказкотерапии изменился в лучшую сторону эмоциональный фон настроения детей, улучшились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появилось больше доверия и уважения. Метод сказкотерапии успешно применяется в коррекционно-реабилитационной работе с семьями и детьми, состоящими на патронаже по разным направлениям, а именно: в психологической, педагогической, медицинской, социальной реабилитации.
Деятельность в рамках программы «Мир вокруг нас» направлена на формирование у детей представления о нравственных законах развития общества, формирования умения принимать и уважать позицию другого человека, развитие умения правильно вест себя в непредвиденных и опасных ситуациях. На занятиях используются сказки, которые говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет нравственным принципам, он, в конце концов, обязательно победит. Ребята, прошедшие курс занятий по данной программе, приобретают умения находить выходы из различных жизненных ситуаций, правильно оценивать свое поведение и поступки других.[25, 48-49]
II.2 Программа сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
Актуальность и логичность сказкотерапии в работе с детьми-инвалидами объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, социально-коррекционная работа с инвалидами в процессе их социальной реабилитации и социальной терапии ориентирована на оказание помощи в осмыслении жизненных сценариев и действий, в принятии новых идей, восприятии по-новому картины мира. Во-вторых, тем, что на всем протяжении истории мифы и сказки играли и играют важную роль в жизни человеческих поколений, являясь самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Они служат источниками и матрицами при образовании основных форм поведения, придавая смысл, теплоту, целеустремленность и значимость, пробуждая чувства, заставляя задумываться и размышлять, принимать новые идеи, влияя на мышление и ощущения.
Сказка, как и другие формы метафор, нейтральна. Она, с одной стороны, дает ее автору психологическую защиту (это не про меня), а с другой стороны - возникает возможность спроецировать, перенести на сказочную историю свои проблемы и потенциалы, раскрепоститься и раскрыть себя с новой стороны, и прожить эмоциональные состояния, которых не хватает в реальной жизни.
Дети с ограниченными возможностями часто страдают от заниженной самооценки от неуверенности в своих действиях. Выполняя порученные им задания, они часто оборачиваются на работающего с ними специалиста, ожидая увидеть его одобрение и поддержку.
Разработанная мною программа занятий с элементами сказкотерапии была апробирована на базе клубных объединений детей с ограниченными возможностями «Вдохновение» при ОГУ «Центра социальной поддержки населения» г. Кострома и «Солнышко» при ОГУ «Костромской центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов № 2».
Программа содержит в
себе курс занятий с использованием
элементов сказкотерапии, игротерапии,
арттерапии, психодинамических медитаций.
Основой для создания программы
послужила программа
Данный курс занятий
рассчитан на развитие уверенности
у детей с ограниченными
Программа была апробирована на двух клубных объединениях детей с ограниченными возможностями. В первом клубном объединении занимались дети с тяжелой степенью задержки психического развития, во втором клубном объединении занимались дети с легкой и средней тяжести степенью задержки психического развития. Вторая группа детей использовалась в качестве контрольной для проверки эффективности программы. Первую группу посещало 6 человек, вторую – 5 человек.
Результаты проведения программы в группах отличались. Если дети в клубном объединении «Вдохновение» (первая группа) больше были нацелены на создание рисунков после ознакомления с материалом занятия, то дети из второй группы (клубное объединение «Солнышко») были ориентированы более на рассуждения о поступках героев сказок, их поведении и вариантах продолжения сказки. Лишь после этого они могли свободно создавать сказочные образы.
Проведенная на первом занятии диагностика показала, что в первой группе у большинства детей флажок образа цели находится в нижней левой части рисунка, что означает ориентацию этих детей на прошлое, определенную «боязнь» нового, нововведений, эти дети нерешительны, у них возникают проблемы в ситуациях необходимости самостоятельного принятия решений. Во второй группе лишь небольшая часть детей обозначила свою цель в левой нижней половине рисунка, большинство детей отметили цель либо ближе к центру рисунка, либо ближе к его правой нижней части. Данное расположение образа цели свидетельствует о том, что у детей также возникают трудности при самостоятельном принятии решений, но по сравнению с участниками первой группы эти трудности легче преодолеваются детьми. Таким образом, после проведения первичной диагностики, мы утверждали, что реализация данной программы в этих группах детей должна дать положительные результаты. В завершении программы была проведена повторная диагностика обеих групп детей.
По итогам повторной
диагностики можно говорить об эффективности
программы. Положительную динамику
изменений в детях с
Повторная диагностика во второй группе выявила большую положительную динамику. Во время проведения занятий участники проявляли бóльшую активность, чем дети в первой группе. Поэтому повторная диагностика в этой группе показала, что в картах трех четвертей детей образ цели сместился ближе к центру или правой части карты. Линия пути детьми проводилась четче, чем на первой карте, ребенок вел руку с бóльшей уверенностью в собственных действиях.
Сравнив результаты первичной и заключающей диагностик, можно утверждать, что задачи, поставленные в программе занятий, выполнены. Дети стали чутче относиться к членам своей группы, на занятиях стали появляться реплики типа «Я помогу тебе; Давай я тебе помогу». После третьего занятия участники второй группы стали проявлять инициативу в обсуждении сказок, сами задавали вопросы, отвечали на вопросы своих друзей. Уровень конфликтности в обоих коллективах заметно снизился.
Таким образом, можно констатировать успешность проведения программы занятий с элементами сказкотерапии в клубных объединениях детей с ограниченными возможностями.
Заключение
Сказкотерапия является одним из древнейших методов взаимодействия с детьми. Еще в донаучный период вся «человеческая мудрость» передавалась от поколения к поколению именно в форме сказки. Сказка учила жизни, оберегала от опасностей, предостерегала от неверных решений, подсказывала правильный путь. Дети-инвалиды в силу своих особенностей не всегда могут адекватно воспринимать информацию, получаемую ими из бесед с взрослыми. Как было сказано выше, сказка – наиболее близкая к пониманию детьми с ограниченными возможностями форма получения ими новой социально-значимой и социально-приемлемой информации. За свою многовековую историю метод сказкотерапии адаптировал для себя различные формы взаимодействия, это и совместное чтение сказок, и рассказывание известной сказки, и сочинение собственной сказки, проигрывание отдельных эпизодов сказки и всей сказки целиком и т.д.
Таким образом, специалист по социальной работе при организации групповой деятельности в коллективе «особенных» детей, используя сказкотерапию, всегда может подобрать ту форму работы, которая будет наиболее эффективна при работе с конкретными детьми.
Особо важной заслугой сказкотерапии в процессе социальной терапии детей с ограниченными возможностями является ее «пластичность», т. е высокая степень адаптивности элементов сказкотерапии для работы с любым возрастом клиентов и заболеванием. В зависимости от тяжести заболевания, занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе составом не более 10 человек. Конкретная, не меняющаяся в течение программы структура занятий, вносит ясность и порядок в изложение материала, организует участников, помогает проследить динамику занятия.
Рассмотренная в этой работе программа занятий с элементами сказкотерапии, при апробации ее на практике также доказала эффективность использования сказкотерапии в процессе социальной терапии и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Программа была реализована на двух значительно отличающихся друг от друга группах детей с ограниченными возможностями. В итоге положительная динамика отмечена в обеих группах, что говорит о эффективности данного метода применительно к категории детей с ограниченными возможностями. Таким образом, на примере данной программы мы обосновали и в опытно-экспериментальной работе проверили методику организации социальной работы с детьми-инвалидами методом сказкотерапии.
Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что организация социальной работы с детьми-инвалидами методом сказкотерапии, будет успешна, если в учреждениях социального обслуживания населения организуются:
Обоснованность данных требований была проверена нами в практической работе с клубными объединениями детей с ограниченными возможностями.
Список использованной литературы