Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.

Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дорофеева.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

- Побудьте здесь, я  скоро вернусь, - сказало Облачко.

Оно спустилось вниз, и  его глазам представилась страшная картина. Все пересохло: даже река, которая когда-то была полноводная, стала жалким ручейком.

- Мы умрем от голода  и засухи! – слышалось отовсюду  тревожные и усталые голоса  людей.

Облачко взлетело наверх.

- Я хочу помочь им, но я такое маленькое! – воскликнуло оно. – У меня не хватит сил! Что же делать?

И тут появилась тучка.

Никто не заметил, что  она летела за ними.

- Я помогу! – сказала  тучка.

- Куда тебе! – послышались  недоверчивые голоса.

Но тучка уже делала свое дело. Она приблизилась к земле… Раздался гром, и хлынул такой дождь, какого здесь давно не было. На глазах у всех природа ожила: реки наполнялись водой, леса, поля, сады набирались силы и свежести. А когда выглянуло солнце, его лучи пробились сквозь тучку, которая вдруг стала легкой и прозрачной. И все увидели радугу.

«Радуга – это хорошая  примета! Теперь мы не умрем от голода и засухи!» - послышались радостные  голоса людей. Дождь кончился. Умытая земля поблагодарила тучку, а  все облака любовались ею. А тучка, улыбаясь, медленно поднималась в самую высь, где живут самые красивые и сильные облака.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

– Сегодня мы познакомились с историей тучки, которая своими добрыми делами доказала, что нельзя недооценивать свои возможности и надо всегда верить в свои силы. В тот момент, когда легкие облака не могли помочь людям, только тучка спасла людей от засухи и смерти.

Теперь я предлагаю  вам немного поиграть.

«Ладошка»

Предложите детям положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинув  пальцы. Затем ее контуры обводят  карандашом. На каждом пальце нужно написать что-то хорошее о себе: «Я - красивый», «Я - сильный» и т.д. Затем ведущий собирает «ладошки» и поочередно прочитывает их группе.

«Неоконченные предложения»

Раздайте детям карточки с фразами: «Я мечтаю…», «Я стремлюсь…», «Я верю…» и др. Дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают высказывания.

ИНТЕГРАЦИЯ

Вопросы для  обсуждения:

  • Кто из вас любит небо и облака?
  • В чем ошибались облака, думая о тучке? На что они обратили внимание? (на внешность – не заметили душу)
  • Как можно доказать, что тучка обладала благородством?
  • Какими еще, на ваш взгляд, качествами обладала тучка?
  • С кем из героев сказки у тучки было больше всего похожих качеств, и каких? (с облачком – стремление помогать, умение жалеть окружающих и т.п.)   

РЕЗЮМИРОВАНИЕ

 – Ну что же, уважаемые волшебники, сегодня мы  с вами узнали, что нельзя обращать  внимание только на внешность,  нужно всегда стараться заглянуть  в душу. Красивые внешне облачка  не смогли прийти на помощь  людям в нужный момент, и только  грузная серая тучка спасла людей от гибели. Сегодня мы с вами увидели, как много хороших качеств сокрыто в каждом из вас, и я надеюсь, вы всегда будете пользоваться ими в реальной жизни. Давайте возьмем с собой из нашего путешествия знание о том, что настоящий волшебник и в реальной жизни старается довести каждое дело до красивого, достойного, хорошего конца.

РИТУАЛ ВЫХОДА

—Нам пора! Прошу вас, сесть в круг, протяните руки вперед, закройте глаза.… Давайте сделаем  глубокий вдох и медленный выдох…Мы возвращаемся из волшебного мира в реальный, забирая с собой важные знания…  Дорогие друзья, давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, откроем глаза и… вернемся в наш реальный мир!

Занятие № 6

Карта сказочной  страны. Заключительное.

Цель: проведение диагностической методики исследования индивидуального образа цели

Задачи:

  • оценить эмоциональное состояние детей
  • развитие творческих способностей
  • развитие умения слушать других людей развитие эмпатии,
  • развитие наблюдательность в детях,
  • повышение самооценки детей, их уверенности в себе.

Материалы и  оборудование:  листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, аудиокассета (диск) с записью спокойной медитативной музыки.

Ход занятия:

ОРИЕНТАЦИЯ

- Приветствую вас,  дорогие друзья! Вспомните, что  нового мы узнали  на предыдущем занятии? 

- Расскажите, как вы  использовали ваши новые знания  в повседневной жизни. Позвольте  узнать о вашем настроении  и о том, что было с вами  в то время, пока мы не  виделись (Используя метод рефлексии  определить эмоциональное состояние  детей).

Ритуал входа

- Вы уже знаете, что  достаточно протянуть руки вперед  к центру круга, закрыть глаза,  как мир реального отделяется  от мира волшебного и мы  перемещаемся в сказочный мир.  Достаточно сделать глубокий  вдох и медленный выдох, и…перенестись  в мир, в котором действуют законы волшебного.… Итак, мы — вошли

Расширение

- На самом первом  занятии мы с вами рисовали  карту волшебной страны, которую  собирались посетить. Теперь вы  уже достаточно знаете о ней,  и мне кажется, пришло время  внести поправки в наши карты. Вы уже точно знаете, как выглядит наша волшебная страна, какие очертания она имеет, какие жители ее населяют, равнинная она или горная.

- Мы должны  создать  новую карту Сказочной страны, в которой побывали. Давайте возьмем  наши листы бумаги, карандаши  и начнем рисовать карту.

Я попрошу каждого  из вас нарисовать на листе бумаги очертания вашей волшебной страны, как вы ее себе представили. Дальше давайте нарисуем ландшафт страны, есть ли так горы, луга, поля, реки, а  может и моря? Наша карта почти  готова, осталось определить, до какой точки на карте вы дошли. Нам нужно отметить цель нашего путешествия, которую мы достигли. Теперь надо отметить то место, откуда вы начали путешествие, где вы вошли в волшебную страну. И самое главное для путешественников, надо начертить маршрут вашего движения к цели, соединить обе точки стрелочкой от вашего входа в волшебную страну до цели путешествия. Теперь мы должны решить, как вы шли обратно. Нарисуйте стрелочкой линию от цели путешествия до того места, где вы вышли из волшебной страны.

Закрепление

– Дорогие путешественники! Давайте рассмотрим карты друг друга, ведь нам же предстоит идти вместе! Положите свои карты в круг и рассмотрите  их внимательно. Что вы думаете о  том, что видите? Конечно, все карты  очень разные, так же как и мы с вами! У каждого свое волшебство, свой внутренний мир. Один из секретов волшебства гласит: "Волшебник стремится постоянно изучать свой мир; он с большим уважением относится к миру, волшебству другого волшебника, даже, если тот сильно отличается от него самого".

 – У каждого  из вас свой путь и сейчас  хотелось бы узнать, какой он  у вас. Пожалуйста, глядя на  свою карту, по очереди расскажите  о том пути, как вы прошли  его. Пожалуйста, держите карту  так, чтобы всем было видно,  и опишите свой маршрут.

– Описание может начинаться словами: "Я зашел в эту страну в месте…Меня встретили…Я прошел через…, потом я иду через…Достиг цели, которая располагается там-то… через некоторое время возвращаюсь обратно через…"

Интеграция

– Мы с вами сегодня  очень плодотворно поработали! Что полезного нам может дать сегодняшний опыт для нашей реальной жизни?

– Как же, дорогие друзья! Вы не знаете, как опыт создания карты  и планирования маршрута путешествия  пригодится нам в реальности?! Сегодня  мы с вами учились планировать  свои действия, ставить перед собой цели, а это очень важно для каждого из нас в реальной жизни! Мы учились  анализировать ваше путешествие по сказочной стране, что тоже немало важно в реальной жизни.

А, теперь, я попрошу  каждого из вас ответить на вопрос: А чему вас научило это путешествие?

РЕЗЮМИРОВАНИЕ

– Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами прикоснулись к  тому, что называют волшебством, волшебным  миром. Вы нарисовали карту своей  сказочной страны, обозначили цель, проложили маршрут для ее достижения. Вы увидели, какие разные карты у нас получились, и это неудивительно — ведь все мы разные. Вы рассказали о том, через какие территории пролегает ваш путь. И благодаря этому мы, как будто, побывали в стране каждого из нас. Мы с вами говорили о том, что умение ставить цель и прокладывать маршрут к ее достижению очень важны не только в волшебном мире, но и в мире реальном.

– Но… время нахождения в сказочном мире всегда ограничено, и нам пора возвращаться.

РИТУАЛ ВЫХОДА

 – Сейчас пришло  время возвращаться в реальный мир. Прошу вас сесть в круг, протянуть руки к его центру, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох.…

Представьте, что на вас  светит солнце. Вы чувствуете тепло  его лучей и яркий белый  свет, озаряющий все ваше тело. Вы спокойны, расслаблены и очень счастливы.

Давайте, вообразим, что  над вашими головами есть полка, на которой лежат красивые, расписные  ящики, наполненные чудесными вещами. Там есть ящик, наполненный дружбой. Представьте, что в нем есть дырка  и на вас сыплются новые чудесные друзья. Есть ящик полный любви и доброты. Представьте, что доброта и любовь льются на вас из него, заполняя всю вашу жизнь.

Теперь представьте, что  на вас сыплется содержимое ящика  с наклейкой «крепкое здоровье». Почувствуйте, как это крепкое  здоровье пропитывает все ваше тело.

А из еще одного ящика  на вас льется счастье. Оно льется вам на голову и проникает в  ваше тело.

В последнем ящике  на полке над вами храниться изобилие. Изобилие означает, что вам всегда хватит того, что вам нужно. Представьте, что через дырочку в ящике изобилие льется вам на голову. На протяжении всей вашей жизни у вас всегда всего будет в достатке, потому что вы чувствуете, как изобилие льется на вас и наполняет вашу жизнь хорошими вещами.

 И, открывая глаза,  сохранить в себе ощущение волшебника.

 

 

Приложение  №2

Интерпретация диагностической методики исследования образа цели

Семь  ключей от «Карты сказочной страны»

1. Энергия рисунка

Энергия рисунка –  это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.

2. Расположение «флажка цели» относительно центра карты.

Если «флажок цели»  расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим  для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать  его состояние, мироощущение, обрести  покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.

Всю карту можно условно  разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали.  Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.

По  вертикали

Левая, «женская» часть  – символизирует прошлое, то, что  человек уже имеет, на что может  опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.

Центральная часть –  символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем  он думает, к чему стремится, что  является для него значимым.

Правая, «мужская» часть  – символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.

По  горизонтали

Верхняя часть символизирует  ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.

Центральная часть символизирует  эмоциональные процессы.

Нижняя часть символизирует  сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.

Если «флажок цели»  находится в верхней части  карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой  верхней части, - перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.

Смещение «флажка цели»  в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.

3. Характер маршрута

Теперь область наших  исследований – маршрут от «флажка  входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер  расскажут о  том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.

Вопросы для анализа  пути к цели

- Через какие территории  пролегает маршрут к цели?

Например,  маршрут  к цели пролегает сначала через  Горы препятствий, потом через Долины разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия,  ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).

Информация о работе Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями