Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.
Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.
- Побудьте здесь, я скоро вернусь, - сказало Облачко.
Оно спустилось вниз, и его глазам представилась страшная картина. Все пересохло: даже река, которая когда-то была полноводная, стала жалким ручейком.
- Мы умрем от голода и засухи! – слышалось отовсюду тревожные и усталые голоса людей.
Облачко взлетело наверх.
- Я хочу помочь им, но я такое маленькое! – воскликнуло оно. – У меня не хватит сил! Что же делать?
И тут появилась тучка.
Никто не заметил, что она летела за ними.
- Я помогу! – сказала тучка.
- Куда тебе! – послышались недоверчивые голоса.
Но тучка уже делала свое дело. Она приблизилась к земле… Раздался гром, и хлынул такой дождь, какого здесь давно не было. На глазах у всех природа ожила: реки наполнялись водой, леса, поля, сады набирались силы и свежести. А когда выглянуло солнце, его лучи пробились сквозь тучку, которая вдруг стала легкой и прозрачной. И все увидели радугу.
«Радуга – это хорошая примета! Теперь мы не умрем от голода и засухи!» - послышались радостные голоса людей. Дождь кончился. Умытая земля поблагодарила тучку, а все облака любовались ею. А тучка, улыбаясь, медленно поднималась в самую высь, где живут самые красивые и сильные облака.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
– Сегодня мы познакомились с историей тучки, которая своими добрыми делами доказала, что нельзя недооценивать свои возможности и надо всегда верить в свои силы. В тот момент, когда легкие облака не могли помочь людям, только тучка спасла людей от засухи и смерти.
Теперь я предлагаю вам немного поиграть.
«Ладошка»
Предложите детям положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинув пальцы. Затем ее контуры обводят карандашом. На каждом пальце нужно написать что-то хорошее о себе: «Я - красивый», «Я - сильный» и т.д. Затем ведущий собирает «ладошки» и поочередно прочитывает их группе.
«Неоконченные предложения»
Раздайте детям карточки с фразами: «Я мечтаю…», «Я стремлюсь…», «Я верю…» и др. Дети придумывают к ним окончания и по очереди озвучивают высказывания.
ИНТЕГРАЦИЯ
Вопросы для обсуждения:
РЕЗЮМИРОВАНИЕ
– Ну что же,
уважаемые волшебники, сегодня мы
с вами узнали, что нельзя обращать
внимание только на внешность,
нужно всегда стараться
РИТУАЛ ВЫХОДА
—Нам пора! Прошу вас, сесть в круг, протяните руки вперед, закройте глаза.… Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох…Мы возвращаемся из волшебного мира в реальный, забирая с собой важные знания… Дорогие друзья, давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, откроем глаза и… вернемся в наш реальный мир!
Занятие № 6
Карта сказочной страны. Заключительное.
Цель: проведение диагностической методики исследования индивидуального образа цели
Задачи:
Материалы и оборудование: листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, аудиокассета (диск) с записью спокойной медитативной музыки.
Ход занятия:
ОРИЕНТАЦИЯ
- Приветствую вас, дорогие друзья! Вспомните, что нового мы узнали на предыдущем занятии?
- Расскажите, как вы
использовали ваши новые
Ритуал входа
- Вы уже знаете, что
достаточно протянуть руки
Расширение
- На самом первом
занятии мы с вами рисовали
карту волшебной страны, которую
собирались посетить. Теперь вы
уже достаточно знаете о ней,
и мне кажется, пришло время
внести поправки в наши карты.
- Мы должны создать новую карту Сказочной страны, в которой побывали. Давайте возьмем наши листы бумаги, карандаши и начнем рисовать карту.
Я попрошу каждого
из вас нарисовать на листе бумаги
очертания вашей волшебной
Закрепление
– Дорогие путешественники! Давайте рассмотрим карты друг друга, ведь нам же предстоит идти вместе! Положите свои карты в круг и рассмотрите их внимательно. Что вы думаете о том, что видите? Конечно, все карты очень разные, так же как и мы с вами! У каждого свое волшебство, свой внутренний мир. Один из секретов волшебства гласит: "Волшебник стремится постоянно изучать свой мир; он с большим уважением относится к миру, волшебству другого волшебника, даже, если тот сильно отличается от него самого".
– У каждого
из вас свой путь и сейчас
хотелось бы узнать, какой он
у вас. Пожалуйста, глядя на
свою карту, по очереди
– Описание может начинаться словами: "Я зашел в эту страну в месте…Меня встретили…Я прошел через…, потом я иду через…Достиг цели, которая располагается там-то… через некоторое время возвращаюсь обратно через…"
Интеграция
– Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали! Что полезного нам может дать сегодняшний опыт для нашей реальной жизни?
– Как же, дорогие друзья! Вы не знаете, как опыт создания карты и планирования маршрута путешествия пригодится нам в реальности?! Сегодня мы с вами учились планировать свои действия, ставить перед собой цели, а это очень важно для каждого из нас в реальной жизни! Мы учились анализировать ваше путешествие по сказочной стране, что тоже немало важно в реальной жизни.
А, теперь, я попрошу каждого из вас ответить на вопрос: А чему вас научило это путешествие?
РЕЗЮМИРОВАНИЕ
– Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами прикоснулись к тому, что называют волшебством, волшебным миром. Вы нарисовали карту своей сказочной страны, обозначили цель, проложили маршрут для ее достижения. Вы увидели, какие разные карты у нас получились, и это неудивительно — ведь все мы разные. Вы рассказали о том, через какие территории пролегает ваш путь. И благодаря этому мы, как будто, побывали в стране каждого из нас. Мы с вами говорили о том, что умение ставить цель и прокладывать маршрут к ее достижению очень важны не только в волшебном мире, но и в мире реальном.
– Но… время нахождения в сказочном мире всегда ограничено, и нам пора возвращаться.
РИТУАЛ ВЫХОДА
– Сейчас пришло время возвращаться в реальный мир. Прошу вас сесть в круг, протянуть руки к его центру, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох.…
Представьте, что на вас светит солнце. Вы чувствуете тепло его лучей и яркий белый свет, озаряющий все ваше тело. Вы спокойны, расслаблены и очень счастливы.
Давайте, вообразим, что над вашими головами есть полка, на которой лежат красивые, расписные ящики, наполненные чудесными вещами. Там есть ящик, наполненный дружбой. Представьте, что в нем есть дырка и на вас сыплются новые чудесные друзья. Есть ящик полный любви и доброты. Представьте, что доброта и любовь льются на вас из него, заполняя всю вашу жизнь.
Теперь представьте, что на вас сыплется содержимое ящика с наклейкой «крепкое здоровье». Почувствуйте, как это крепкое здоровье пропитывает все ваше тело.
А из еще одного ящика на вас льется счастье. Оно льется вам на голову и проникает в ваше тело.
В последнем ящике на полке над вами храниться изобилие. Изобилие означает, что вам всегда хватит того, что вам нужно. Представьте, что через дырочку в ящике изобилие льется вам на голову. На протяжении всей вашей жизни у вас всегда всего будет в достатке, потому что вы чувствуете, как изобилие льется на вас и наполняет вашу жизнь хорошими вещами.
И, открывая глаза,
сохранить в себе ощущение волш
Приложение №2
Интерпретация диагностической методики исследования образа цели
Семь ключей от «Карты сказочной страны»
1. Энергия рисунка
Энергия рисунка – это особое ощущение от рисунка; чувства, которые вызывает карта.
2. Расположение «флажка цели» относительно центра карты.
Если «флажок цели» расположен в центре карты, это означает, что образ цели является интегрирующим для личности автора. То есть достижение данной цели позволит гармонизировать его состояние, мироощущение, обрести покой и стабильность. С другой стороны, центральное положение «флажка цели» указывает на способность автора находить общее в различных точках зрения, координировать, балансировать, уравновешивать разнообразные процессы в команде.
Всю карту можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.
По вертикали
Левая, «женская» часть – символизирует прошлое, то, что человек уже имеет, на что может опираться. Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы. Интроверсия.
Центральная часть – символизирует настоящее, актуальные для человека процессы, то, о чем он думает, к чему стремится, что является для него значимым.
Правая, «мужская» часть – символизирует будущее, социальные процессы, взаимоотношения в социуме, устремленность в будущее. Экстраверсия.
Верхняя часть символизирует ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания.
Центральная часть символизирует эмоциональные процессы.
Нижняя часть символизирует сферу реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.
Если «флажок цели» находится в верхней части карты, можно говорить о склонности автора рисунка к ментальным построениям. Если «флажок цели» расположен в правой верхней части, - перед нами «генератор идей», человек, устремленный в будущее. Ему нетрудно искать и находить новые, нестандартные решения.
Смещение «флажка цели» в правую часть свойственно людям, ориентированным в будущее, стремящимся к социальным достижениям, инновациям.
3. Характер маршрута
Теперь область наших исследований – маршрут от «флажка входа» до «флажка цели». Линия маршрута и его характер расскажут о том, каким образом и по какому сценарию человек склонен добиваться желаемого, идти к своей цели.
Вопросы для анализа пути к цели
- Через какие территории пролегает маршрут к цели?
Например, маршрут к цели пролегает сначала через Горы препятствий, потом через Долины разочарований, затем через Пустыню поиска, к Озеру надежды на Вершину успеха. Это означает, что в начале пути автор склонен рисовать себе препятствия, ограничения (Горы препятствий). Это приводит его к разочарованию, он может потерять веру в свои силы (Долина разочарований). Но потом он берет себя в руки и начинает искать выход из создавшегося положения (Пустыня поиска). Благодаря этому у него появляется надежда и энергия для достижения цели (Озеро надежды). И при условии, что он будет верить в победу, он достигнет цели (Вершина успеха).