Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.

Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дорофеева.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время психотерапия рассматривается специалистами не только как способ лечения, медицинского оздоровления человека (группы лиц), но и как способ социально-психологического воздействия на социальный объект, широко используемый в практике  социальной работы.

Психотерапевтическое  воздействие может оказываться  на различные характеристики внутреннего  мира человека. В зависимости от  этого ряд авторитетных ученых (Карвасарский Б.Д., Абрамова Г.С. и др.) выделяют четыре основные модели психотерапии: психотерапия как метод лечения, воздействующий на состояние функциональных систем организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель психотерапии); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель психотерапии); психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);  психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель психотерапии).

Социальная терапия, ее психотерапевтические возможности  используются активно в социальной работе, в деятельности различных  социальных учреждений. Способы психотерапевтической помощи применяются в работе со многими  категориями  населения, семьями, группами лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. Поэтому вполне обосновано выделять такие направления социальной терапии как терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личности и др.

Эффект терапевтического воздействия во многом обеспечивается системой  методов. Классификация  методов разнообразна.  В зависимости  от количественной составляющей социального  объекта, на который направлено терапевтическое  воздействие, выделяют методы индивидуальной и групповой терапии. Различие характера терапевтического воздействия служит критерием выделения следующих трех групп методов психотерапии:  методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии; методы суггесивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.

Методы личностно-ориентированной  терапии  имеют широкое распространение  не только в психотерапевтической практике, но и в практической психологии, в социально-педагогической работе, в деятельности  специалистов по социальной работе. К числу таких методов можно отнести: психотерапевтическую беседу,  разговорную терапии,  психотерапевтические тренинги; трудотерапию, терапию физической культурой, библиотерапию, сказкотерапию, эстетотерапию, смехотерапию, гештальт-терапию, морита-терапию и др. [12, 119-121]

Слово «терапия» в  переводе с греческого  означает «забота, уход, лечение».

Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента  авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического  процесса.

Индивидуальные формы  терапии применяются к тем  клиентам, решение проблем которых  требует конфиденциальности, кто  не хочет участвовать в коллективной терапии. Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной  обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.

Технология работы в  группе решает следующие задачи:

    • Исправление корректировка цели,  когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;
    • Предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);
    • Обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критические периоды роста;
    • Утверждение личности;
    • Воспитание чувства гражданственности.[22, 59-72]

Социальная терапия – целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе религиозных на конкретные формы проявления социальных отношений или социальной действительности, тесно связанный с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. [4, 56] Обращаясь к различным источникам, мы может видеть следующие определения социальной терапии. 

И.Г. Зайнышев рассматривает  социальную терапию как «метод косвенного воздействия, способный изменить жизненную  позицию клиента. С помощью социальной терапии формируется система социального контроля клиента, развиваются навыки социально-средовой ориентации» [22, 54].

Именно специалист в  области социальной работы, овладев  современной технологией терапевтического воздействия, способен преодолеть узкую  трактовку причин соматических и психических недугов.  Выслушивая человека целостно, как индивидуальную самоценность, с его переживаниями, проблемами и трудностями, специалист по социальной работе имеет возможность творчески использовать лучшие, апробированные методы в своей практике, сделать терапевтическую помощь более действенной и гуманной.

Авторы выделяют несколько  подходов к определению понятия  «социальная терапия». Социальная терапия  как определенная форма вмешательства (интервенции)  в мир клиента  может быть рассмотрена  как метод «лечения»,  влияющий на психические и соматические  функции организма, как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией, как инструмент социального контроля, как средство коммуникации. Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, друзья, знакомые и т.д.

Целью социально-терапевтического взаимодействия клиента и специалиста  по социальной работе может быть решение  каких-либо эмоциональных проблем,  обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентаций, направление асоциальных ориентаций в конструктивное русло и др.

Видами социальной терапии  являются: арттерапия, иппотерапия, смехотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

Сказкотерапия - метод, использующий метафорические ресурсы сказки, сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования с окружающим миром.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Понимая под ним способы передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Сказка обычно выполняет  три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.  [6, 10-11]

Какие же задачи помогает решить сказка в социально-педагогической деятельности?

  1. Прежде всего, это установление контакта с ребенком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям ребенка, среды. Будучи эмоционально включен в происходящее, ребенок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность. Это активно использует, например, система ТРИЗ, где сказочный сюжет и как канва некоторого занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, образное мышление и т.д.)
  2. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребенок получает возможность отреагирования многих чувств: страха, радости, обиды и т.д.  Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры – драматизации доступны детям уже с 3-летнего возраста. При соответствующем участии взрослого они приближаются к психодраме, так как ребенок не только переживает  нечто,  но и выражает  чувства в реальном  взаимодействии. Поэтому игры – драматизации на сказочные сюжеты могут входить в программу психотерапевтической работы.
  3. Сказки разговаривают с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.  Они не только «дают ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях», но и предлагают в образной форме аналогичные «обучающие ситуации», то есть ребенок «видит» новые ролевые позиции, новые способы действия.  Многие психолого-педагогические подходы делают акцент на осознание ребенком морально-этических норм, и таким образом, влияют на расширение поведенческого репертуара.
  4. В осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно чувства. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребенка в мир переживаний,  с другой стороны – сохраняет способность видеть происходящее «извне». Поэтому мы получаем возможность работать с этой рефлексией.  Осознание чувств, их опосредованное выражение  и является целью предлагаемой методики.
  5. Сказка помогает в организации процесса гармонизации внутреннего мира клиента для тех из них, кто привык к внутренней дисгармонии и ощущает хаос, как способ адаптации.
  6. Использование сказочной формы способствует формированию в человеке способности к обучению, пробуждению его дремлющей созидательной силы и направлению ее на познание внутреннего и окружающего мира.

Задачами сказкотерапии также являются:

  • снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
  • развитие умения преодолевать трудности и страхи;
  • выявление и поддержка творческих способностей;
  • формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
  • развитие способностей к эмоциональной регуляции естественной коммуникации;
  • передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.

Сказки отличаются от других литературных форм (легенд, мифов) специфическими характеристиками места, времени, структуры, характеров и концовки.

1. Время и место событий в сказках всегда являются неопределенными, и эта неопределенность заявлена уже буквально с первых слов: "Однажды, много лет назад..." Это вводное предложение облегчает вхождение в чарующий мир сказки, который Толкиен называл "Вторичным Миром".

2. Структура. В. Пропп, анализируя русские народные сказки, выделил 31 функцию, указывающую на универсальность и повторяемость в структуре сказки. Функция понимается как действие характера, определяемое с точки зрения его значимости для течения всего действия. Порядок действий всегда один и тот же. Пропп обнаружил, что эти функции применимы ко всем, в том числе и к нерусским сказкам.

3. Характеры. Характеры в сказках всегда являются символическими и постоянными, то есть они не меняются в течение повествования. Например, колдунья злая и остается злой до конца сказки. Если встречаются имена, они означают главных героев и обычно являются описательными, например, Красная Шапочка, Белоснежка. Собственные имена, как правило, являются типичными, например, Ганс и Гретхель в немецких сказках или Иван - в русских. Второстепенные персонажи обычно находятся в определенных отношениях с членами семьи главного персонажа. Анонимность облегчает процесс идентификации читателя с героем сказки.

4. Концовка. Важная черта сказки - счастливый конец. Толкиен писал об "утешении счастливым концом". Это возврат прежних потерь, которые герой перенес (заброшенность, отвержение, смерть родителя, бедность). Герой приходит к счастью и успеху через достижение искомого, вершины знания, богатства или посредством женитьбы.

С помощью метода сказкотерапии  можно проводить:

1) психодиагностическую,

2) психокоррекционную,

3) развивающую работу.

Сказкотерапевтическая психодиагностика заключается в  установлении того, что сильные стороны  личности ребенка помогут скорректировать те его особенности, которые затрудняют его развитие и самовыражение.

Сказкотерапевтическая психокоррекция - это процесс восстановления адекватного поведения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов. [7, 5-8]

Стратегии работы со сказкой:

* Использование сказки  как метафоры. Текст и образцы  сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической  жизни человека, затем эти метафоры  и ассоциации обсуждаются.

* Рисование по мотивам  сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа ведется по графическим материалам.

* “Почему герой поступил  так?” - более активная работа  с текстом, где обсуждение поведения  и мотивов персонажа служит  поводом к размышлению о ценностях  жизни и поведении человека. Вводятся оценки и критерии “хорошо” - “плохо”.

* Проигрывание эпизодов  сказки. Участие в этих эпизодах  дает возможность ребенку или  взрослому прочувствовать некоторые  эмоционально-значимые ситуации  и “сыграть” эмоции.

* Использование сказки  как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта решения ситуации.

* Переделка или творческая  работа по мотивам сказки.[7, 9]

Таким образом, подводя  итог можно утверждать, что сказкотерапия, как технология социальной работы, является наиболее подходящей для организации процесса социальной терапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для  детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Группой дневного пребывания реабилитационного центра является группа  несовершеннолетних, проходящих курс реабилитации в данном учреждении и посещающие его только в дневное время. Спецификой организации групп дневного пребывания является то, что дети по окончании занятий возвращаются в привычную им среду. Специалист по социальной работе при создании групп дневного пребывания должен учитывать этот фактор.

Дети с ограниченными  возможностями – дети, в возрасте от 0 до 18 лет, имеющие физические или интеллектуальные патологии или отставания в развитии. Спецификой организации процессов социальной терапии и социальной реабилитации «особенных» детей является индивидуальность каждого ребенка, как в плане его личностных особенностей, так и в плане его заболевания. При создании группы дневного пребывания специалист по социальной работе должен учитывать особенности детей и возможности наиболее продуктивного  объединения их в коллектив. 

Информация о работе Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями