Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.
Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.
В настоящее время психотерапия рассматривается специалистами не только как способ лечения, медицинского оздоровления человека (группы лиц), но и как способ социально-психологического воздействия на социальный объект, широко используемый в практике социальной работы.
Психотерапевтическое воздействие может оказываться на различные характеристики внутреннего мира человека. В зависимости от этого ряд авторитетных ученых (Карвасарский Б.Д., Абрамова Г.С. и др.) выделяют четыре основные модели психотерапии: психотерапия как метод лечения, воздействующий на состояние функциональных систем организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель психотерапии); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель психотерапии); психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель); психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель психотерапии).
Социальная терапия, ее психотерапевтические возможности используются активно в социальной работе, в деятельности различных социальных учреждений. Способы психотерапевтической помощи применяются в работе со многими категориями населения, семьями, группами лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. Поэтому вполне обосновано выделять такие направления социальной терапии как терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия, терапия кризисной личности и др.
Эффект терапевтического воздействия во многом обеспечивается системой методов. Классификация методов разнообразна. В зависимости от количественной составляющей социального объекта, на который направлено терапевтическое воздействие, выделяют методы индивидуальной и групповой терапии. Различие характера терапевтического воздействия служит критерием выделения следующих трех групп методов психотерапии: методы личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии; методы суггесивной терапии, ориентированные на эффект внушения и изменения устойчивых характеристик психической жизни человека; методы поведенческой (условно-рефлекторной) терапии.
Методы личностно-
Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение».
Любой из методов терапевтического воздействия включает два компонента: интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова, и эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника. Он должен быть для клиента авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «связь», возникающую в рамках терапевтического процесса.
Индивидуальные формы терапии применяются к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности, кто не хочет участвовать в коллективной терапии. Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.
Технология работы в группе решает следующие задачи:
Социальная терапия – целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе религиозных на конкретные формы проявления социальных отношений или социальной действительности, тесно связанный с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. [4, 56] Обращаясь к различным источникам, мы может видеть следующие определения социальной терапии.
И.Г. Зайнышев рассматривает социальную терапию как «метод косвенного воздействия, способный изменить жизненную позицию клиента. С помощью социальной терапии формируется система социального контроля клиента, развиваются навыки социально-средовой ориентации» [22, 54].
Именно специалист в
области социальной работы, овладев
современной технологией
Авторы выделяют несколько подходов к определению понятия «социальная терапия». Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма, как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией, как инструмент социального контроля, как средство коммуникации. Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, друзья, знакомые и т.д.
Целью социально-терапевтического взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе может быть решение каких-либо эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентаций, направление асоциальных ориентаций в конструктивное русло и др.
Видами социальной терапии являются: арттерапия, иппотерапия, смехотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.
Сказкотерапия - метод, использующий метафорические ресурсы сказки, сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования с окружающим миром.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Понимая под ним способы передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. [6, 10-11]
Какие же задачи помогает решить сказка в социально-педагогической деятельности?
Задачами сказкотерапии также являются:
Сказки отличаются от других литературных форм (легенд, мифов) специфическими характеристиками места, времени, структуры, характеров и концовки.
1. Время и место событий в сказках всегда являются неопределенными, и эта неопределенность заявлена уже буквально с первых слов: "Однажды, много лет назад..." Это вводное предложение облегчает вхождение в чарующий мир сказки, который Толкиен называл "Вторичным Миром".
2. Структура. В. Пропп, анализируя русские народные сказки, выделил 31 функцию, указывающую на универсальность и повторяемость в структуре сказки. Функция понимается как действие характера, определяемое с точки зрения его значимости для течения всего действия. Порядок действий всегда один и тот же. Пропп обнаружил, что эти функции применимы ко всем, в том числе и к нерусским сказкам.
3. Характеры. Характеры в сказках всегда являются символическими и постоянными, то есть они не меняются в течение повествования. Например, колдунья злая и остается злой до конца сказки. Если встречаются имена, они означают главных героев и обычно являются описательными, например, Красная Шапочка, Белоснежка. Собственные имена, как правило, являются типичными, например, Ганс и Гретхель в немецких сказках или Иван - в русских. Второстепенные персонажи обычно находятся в определенных отношениях с членами семьи главного персонажа. Анонимность облегчает процесс идентификации читателя с героем сказки.
4. Концовка. Важная черта сказки - счастливый конец. Толкиен писал об "утешении счастливым концом". Это возврат прежних потерь, которые герой перенес (заброшенность, отвержение, смерть родителя, бедность). Герой приходит к счастью и успеху через достижение искомого, вершины знания, богатства или посредством женитьбы.
С помощью метода сказкотерапии можно проводить:
1) психодиагностическую,
2) психокоррекционную,
3) развивающую работу.
Сказкотерапевтическая психодиагностика заключается в установлении того, что сильные стороны личности ребенка помогут скорректировать те его особенности, которые затрудняют его развитие и самовыражение.
Сказкотерапевтическая психокоррекция - это процесс восстановления адекватного поведения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов. [7, 5-8]
Стратегии работы со сказкой:
* Использование сказки
как метафоры. Текст и образцы
сказок вызывают свободные
* Рисование по мотивам
сказки. Свободные ассоциации проявляют
* “Почему герой поступил
так?” - более активная работа
с текстом, где обсуждение
* Проигрывание эпизодов
сказки. Участие в этих эпизодах
дает возможность ребенку или
взрослому прочувствовать
* Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта решения ситуации.
* Переделка или творческая работа по мотивам сказки.[7, 9]
Таким образом, подводя итог можно утверждать, что сказкотерапия, как технология социальной работы, является наиболее подходящей для организации процесса социальной терапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
Группой дневного пребывания реабилитационного центра является группа несовершеннолетних, проходящих курс реабилитации в данном учреждении и посещающие его только в дневное время. Спецификой организации групп дневного пребывания является то, что дети по окончании занятий возвращаются в привычную им среду. Специалист по социальной работе при создании групп дневного пребывания должен учитывать этот фактор.
Дети с ограниченными возможностями – дети, в возрасте от 0 до 18 лет, имеющие физические или интеллектуальные патологии или отставания в развитии. Спецификой организации процессов социальной терапии и социальной реабилитации «особенных» детей является индивидуальность каждого ребенка, как в плане его личностных особенностей, так и в плане его заболевания. При создании группы дневного пребывания специалист по социальной работе должен учитывать особенности детей и возможности наиболее продуктивного объединения их в коллектив.