Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.

Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дорофеева.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)
  • оценить эмоциональное состояние детей
  • создание условий для преодоления эмоциональной дистанции между участниками
  • развитие творческих способностей
  • развитие умения слушать других людей

Материалы и  оборудование:  листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, аудиокассета (диск) с записью спокойной медитативной музыки.

Ход занятия:

ОРИЕНТАЦИЯ

  – Дорогие друзья, приятно приветствовать вас сегодня  и здесь!  Вместе мы узнаем  много нового и интересного,  но для начала мы конечно,  должны познакомиться!  Итак, я  попрошу каждого из вас по  очереди назвать свое имя, произнести  следующие волшебные слова: «Я очень рад познакомиться с вами!» и улыбнуться!

- Теперь, когда мы с  вами познакомились, пора отправляться  в путь!

Ритуал  входа

-  Мы с вами неслучайно  сидим в круге. Для того чтобы  попасть в мир волшебства, я  попрошу вас протянуть руки  вперед, к центру нашего круга и закрыть глаза. Сделайте глубокий вдох, медленный выдох.… Не торопитесь. Откройте глаза. Ничего не изменилось? Правильно, мы же в волшебной стране, и внешних изменений мы не замечаем, но внутри каждого из нас зародился маленький, но очень сильный волшебник. Вы готовы начать наше путешествие? В путь!

Расширение

- Подождите, у нас  же нет самого главного для  путешествия. Подумайте, чего  нам не хватает? 

- Все вы конечно  правы, но как мы доберемся  до цели нашего путешествия?  Как мы узнаем, куда нам идти? Конечно, нам нужна карта! Но обычная карта нам тут не поможет, разве вы видели на какой-нибудь карте мира сказочную страну?  Мы должны сами создать волшебную карту Сказочной страны. Давайте возьмем наши листы бумаги, карандаши и начнем рисовать карту.

Я попрошу каждого  из вас нарисовать на листе бумаги очертания вашей волшебной страны, как вы ее себе представляете. Дальше давайте нарисуем ландшафт страны, есть ли так горы, луга, поля, реки, а  может и моря? Наша карта почти  готова, осталось определить, куда конкретно мы собираемся идти. Нам нужно отметить цель нашего путешествия. Теперь надо отметить то место, откуда мы начнем наше путешествие, где вы войдете в волшебную страну. И самое главное для путешественников, надо начертить маршрут нашего движения к цели, соединить обе точки стрелочкой от нашего входа в волшебную страну до цели путешествия. Теперь мы должны решить, как мы пойдем обратно, ведь каждый из нас хочет вернуться домой по окончании путешествия. Нарисуйте стрелочкой линию от цели путешествия до того места, где мы с вами выйдем из волшебной страны.

- Итак, у нас есть  карта, есть цель пути и маршрут.  А значит, мы готовы начать  путешествие по волшебной стране.

Закрепление

—Дорогие путешественники! Давайте рассмотрим карты друг друга, ведь нам же предстоит идти вместе! Положите свои карты в круг и рассмотрите их внимательно. Что вы думаете о том, что видите? Конечно, все карты очень разные, так же как и мы с вами! У каждого свое волшебство, свой внутренний мир. Один из секретов волшебства гласит: "Волшебник стремится постоянно изучать свой мир; он с большим уважением относится к миру, волшебству другого волшебника, даже, если тот сильно отличается от него самого".

—У каждого из нас  свой путь и сейчас хотелось бы узнать, какой он у вас. Пожалуйста, глядя на свою карту, по очереди расскажите о том пути, который вы собираетесь пройти. Пожалуйста, держите карту так, чтобы всем было видно, и опишите свой маршрут.

—Описание может начинаться словами: "Я захожу в эту страну в месте…Меня встречают…Я прохожу через…, потом я иду через…Достигаю цели, которая располагается там-то… через некоторое время возвращаюсь обратно через…"

Интеграция

—Мы с вами сегодня  очень плодотворно поработали! Что  полезного нам может дать сегодняшний  опыт для нашей реальной жизни?

—Как же, дорогие друзья! Вы не знаете, как опыт создания карты  и планирования маршрута путешествия  пригодится нам в реальности?! Сегодня  мы с вами учились планировать  свои действия, ставить перед собой  цели, а это очень важно для  каждого из нас в реальной жизни!

РЕЗЮМИРОВАНИЕ

—Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами прикоснулись к  тому, что называют волшебством, волшебным  миром. Вы нарисовали карту своей  сказочной страны, обозначили цель, проложили маршрут для ее достижения. Вы увидели, какие разные карты у нас получились, и это неудивительно — ведь все мы разные. Вы рассказали о том, через какие территории пролегает ваш путь. И благодаря этому мы, как будто, побывали в стране каждого из нас. Мы с вами говорили о том, что умение ставить цель и прокладывать маршрут к ее достижению очень важны не только в волшебном мире, но и в мире реальном.

—  Но… время нахождения в сказочном мире всегда ограничено, и нам пора возвращаться. Позвольте  попросить вас оставить ваши карты  на этом столе, они будут ждать вас здесь.

Ритуал  выхода

—Нам пора! Прошу вас, сесть в круг, протяните руки вперед, закройте глаза.… Давайте сделаем  глубокий вдох и медленный выдох…Мы возвращаемся из волшебного мира в  реальный, забирая с собой важные знания…  Дорогие друзья, давайте  сделаем глубокий вдох и медленный выдох, откроем глаза и… вернемся в наш реальный мир!

Занятие №2

«Все люди разные»

Цель: осознание детьми индивидуальности каждого человека, повышение самооценки.

Задачи:

  • Определить психо-эмоциональное состояние детей (рефлексия)
  • Активизировать коммуникабельные навыки детей
  • Создать атмосферу доброжелательности, преемственности, терпимости, активного  интереса.
  • Стимулировать общение,  сокращение эмоциональных дистанций между участниками группы
  • Развивать умение слушать других людей

Материалы и  оборудование: кассета (диск) с медитативной музыкой  листы бумаги, краски (акварель)

Ход занятия

ОРИЕНТАЦИЯ

—Приветствую вас, дорогие  друзья! Вспомните, что нового мы узнали  на предыдущем занятии? Расскажите, как  вы использовали ваши новые знания в повседневной жизни. Позвольте узнать о вашем настроении и о том, что было с вами в то время, пока мы не виделись (Используя метод рефлексии определить психоэмоциональное состояние детей).

После того, как  участники группы обменяются репликами, ведущий продолжает:

— Готовы ли вы продолжать наше путешествие в мир волшебного? Тогда — в путь (Использование  психодинамической медитации «Цветы на лугу»).

Ритуал  входа

— Вы уже знаете, что  достаточно протянуть руки вперед к  центру нашего круга, закрыть глаза, как мир реального отделяется от мира волшебного и мы можем создать для себя пространство волшебной страны. Достаточно сделать глубокий вдох и медленный выдох, закрыть глаза, и…перенестись в мир, в котором действуют законы волшебного… Итак, мы — вошли.

— Ребята, представьте себе,  что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу, в лесу, в цветнике.  Давайте представим, что мы с вами тоже цветы, и растем мы  в маленьком, но очень красивом саду. Все мы такие красивые, разноцветные, яркие!

Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох, выдох. Теперь каждый из нас это цветок.

Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты, бутончики обхватили лепестками. Дышат глубоко, ровно, спокойно.

Но вот, выглянул первый лучик солнца. Погладил по головке цветочки.

Цветочки открыли сначала  один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились  от яркого солнышка.

Открыли глаза широко и улыбнулись, улыбнулись цветочку справа, улыбнулись цветочку слева. Какие  красивые цветы растут в этом маленьком садике.

РАСШИРЕНИЕ

Сказка "Роза и ромашка"

В маленьком городе без  названия был крошечный садик, в  котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная  ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел  по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой  красивый цветок!". Ромашка сначала  не могла понять этих слов, до этого  момента она считала себя самым уродливым растением.  Малыш сказал: «Что ты, ромашка! Ты прекрасна! У тебя такие чудесные, белые лепестки, а твоя желтая серединка так похожа на теплое солнышко!» Ромашке так понравились слова малыша, что она засияла от счастья, и стала еще прекрасней. Теперь она поняла, что каждый цветок хорош по-своему,  и величественная роза, и полевая ромашка.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

—А сейчас я попрошу  вас взять лежащие перед вами листы бумаги и краски. Нарисуйте, пожалуйста, тот момент сказки, который  затронул и взволновал вас больше всего.

ИНТЕГРАЦИЯ

Вопросы для  обсуждения:

  • Как вам показалось, о чем эта сказка?
  • Как вы думаете, чему она учит?
  • Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?
  • Что значит "все цветы хороши по-своему"?
  • Можно ли эту фразу сказать про людей?
  • Что значит понятие «внутренний мир человека»? Можем ли мы  говорить о «внутренней красоте»?

РЕЗЮМИРОВАНИЕ

— Ну что же, уважаемые  волшебники, сегодня мы с вами узнали, что каждый из нас индивидуален. Красота человека, да и любого существа это не всегда то, что мы видим наружи. Она сокрыта внутри, надо только приглядеться, и мы увидим волшебную, неповторимую, ни с чем не сравнимую внутреннюю красоту человека. Мы с вами сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного.  Давайте возьмем с собой из нашего путешествия знание о том, что настоящий волшебник и в реальной жизни старается довести каждое дело до красивого, достойного, хорошего конца.

РИТУАЛ ВЫХОДА

—Сейчас пришло время  возвращаться в реальный мир. Прошу  вас протянуть руки вперед, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох.… И, открывая глаза, сохранить в себе ощущение волшебника.

Занятие №3

«Колючка»

Цель: создать условия для самореализации детей в рамках занятия, повышение самооценки участников.

Задачи:

  • Определить психо-эмоциональное состояние детей (рефлексия)
  • Создать атмосферу доброжелательности, преемственности, терпимости, активного  интереса.
  • Стимулировать общение,  сокращение эмоциональных дистанций между участниками группы
  • Развивать умение слушать других людей
  • Развивать творческие способности

Материалы и  оборудование: кассета (диск) с медитативной музыкой  листы бумаги, краски (акварель)

Ход занятия

ОРИЕНТАЦИЯ

- Приветствую вас,  дорогие друзья! Вспомните, что  нового мы узнали  на предыдущем  занятии?  (Все люди разные, нет двоих одинаковых. Даже близнецы, которые внешне очень похожи, отличаются характерами. Поэтому, не надо стесняться своего отличия, наоборот, надо гордиться тем, что похожего на вас человека уж точно нет!)

- Расскажите, как вы  использовали ваши новые знания в повседневной жизни. Позвольте узнать о вашем настроении и о том, что было с вами в то время, пока мы не виделись (Используя метод рефлексии определить психоэмоциональное состояние детей).

РИТУАЛ ВХОДА

- Вы уже знаете, что  достаточно протянуть руки вперед к центру круга, закрыть глаза, как мир реального отделяется от мира волшебного и мы перемещаемся в сказочный мир. Достаточно сделать глубокий вдох и медленный выдох, и…перенестись в мир, в котором действуют законы волшебного.… Итак, мы — вошли

РАСШИРЕНИЕ

— Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по сказке. И послушаем новую историю. Но, я попрошу вас не просто слушать  сказку, принять участие в этой истории. Давайте закроем глаза…. Сделаем глубокий вдох, выдох, представьте,  что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу, в лесу, в цветнике.  Давайте представим, что мы с вами тоже цветы, среди нас растет колючка. И вот однажды… 

Сказка «Колючка»

На большой солнечной  поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много разных цветов и трав, высоко в небе светило солнышко и пели птицы, но колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, и если кто и растет рядом, то одни только репейники - колючие, жесткие и холодные.

Информация о работе Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями