Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.

Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дорофеева.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1.

Программа занятий с элементами сказкотерапии  в группах дневного пребывания реабилитационного  центра для детей с ограниченными  возможностями

Пояснительная записка

Актуальность и логичность сказкотерапии в работе с детьми-инвалидами объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, социально-коррекционная работа с инвалидами в процессе их социальной реабилитации и социальной терапии ориентирована на оказание помощи в осмыслении жизненных сценариев и действий, в принятии новых идей, восприятии по-новому картины мира. Во-вторых, тем, что на всем протяжении истории мифы и сказки играли и играют важную роль в жизни человеческих поколений, являясь самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Они служат источниками и матрицами при образовании основных форм поведения, придавая смысл, теплоту, целеустремленность и значимость, пробуждая чувства, заставляя задумываться и размышлять, принимать новые идеи, влияя на мышление и ощущения.

Сказка, как и другие формы метафор, нейтральна. Она, с одной стороны, дает ее автору психологическую защиту (это не про меня), а с другой стороны - возникает возможность спроецировать, перенести на сказочную историю свои проблемы и потенциалы, раскрепоститься и раскрыть себя с новой стороны, и прожить эмоциональные состояния, которых не хватает в реальной жизни.

Дети с ограниченными  возможностями часто страдают  от заниженной самооценки от неуверенности  в своих действиях. Выполняя порученные им задания, они часто оборачиваются  на работающего с ними специалиста, ожидая увидеть его одобрение и поддержку.

Данный курс занятий  сказкотерапии рассчитан на развитие уверенности у детей с ограниченными  возможностями в своих силах, преодоление у них комплекса  «ограниченности». Используя различные  методики работы со сказкой, специалист воздействует на подсознание ребенка, что способствует развитию его личности. У ребенка возникает уверенность в своих возможностях, появляется стремление доказать, что он может больше, чем от него ожидают.

Таким образом, при использовании в практической деятельности специалистом по социальной работе подобных сказкотерапевтических методик, происходит не только повышение самооценки детей с ограниченными возможностями, но и профилактика возникновения у них трудных жизненных ситуаций, повышается уровень их стрессоустойчивости.

Программа создана на основе программы Дмитрия Кудзилова  «Школа волшебников».

Диагностика эффективности данной программы может быть отслежена с помощью применения методики исследования индивидуального образа цели, так как она наиболее полно и точно, помогает понять и описать внутренний мир участника программы под углом его жизненных ценностей,  целеполагания и уровня его уверенности в себе и своих действиях.

 Категория, на которую рассчитана эта программа – дети с ограниченными возможностями, в возрасте от 6 до 14(15) лет, посещающие занятия в группах дневного пребывания реабилитационного центра.

Основные задачи программы:

    • развивать умение чувствовать и понимать другого человека,
    • повышать самооценку детей, их уверенность в себе,
    • способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей,
    • развивать наблюдательность в детях,
    • способствовать сплочению детского коллектива.

Предполагаемые результаты программы:

    • повышение самооценки детей,
    • сплочение детского коллектива,
    • снижение конфликтности,
    • развитие у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, наблюдательности.

Структура занятий:

1.Ориентация

 Назначение - необходимо вспомнить, что делали с детьми в прошлый раз, какие они сделали для себя выводы, какой опыт они приобрели и чему научились.

Содержание - ведущий  задает вопрос о том, что было  в прошлый раз на занятии, что  они помнят о занятии, использовали ли они новый опыт в течение  тех дней, пока не было занятий, как  им помогло в жизни то, чему они научились.

2. Ритуал вхождения  в сказку.

Назначение - создать  настрой на совместную работу, а  также “войти” в сказку.

Содержание - проводится коллективное упражнение на сплочение  группы и на создание благоприятного эмоционального состояния (например, психогимнастика).

3. Расширение.

Назначение - расширить  представления ребенка о чем-либо.

Содержание - ведущий  рассказывает или показывает детям  новую сказку; спрашивает у них, хотят  ли они научиться рассказывать сказки; предлагает детям помочь конкретному персонажу из сказки.

4. Закрепление  - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Содержание - ведущий  проводит игры, позволяющие детям  приобрести новый опыт. Здесь может  совершаться символическое путешествие, превращения и т.д.; здесь героем сказки может стать ребенок.

5. Интеграция.

Назначение - необходимо связать новый опыт с реальной жизнью.

Содержание - ведущий  анализирует и обсуждает совместно  с детьми, в каких ситуациях  их жизни, они могут использовать приобретенный на занятии опыт.

6. Резюмирование.

Назначение - обобщить приобретенный  опыт и связать его с уже  имеющимся.

Содержание - ведущий  подводит итоги занятия, четко проговаривает  последовательность происходившего, отмечает отдельных детей и их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта; он проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать полученный опыт.

7. Ритуал выхода  из сказки.

Назначение - необходимо закрепить новый опыт и подготовить  ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Содержание - ведущий  обращается к детям со следующими словами: “Мы берем с Вами все  необходимое, все важное, что было сегодня с Вами; все, чему мы научились. Дети могут стать в круг, вытянуть руки вперед и совершать действия, как будто они берут из круга что-то и прикладывают руки к груди.

Схема рассуждений  над сказками и их обсуждения

1. Анализ основной  темы сказки.

Размышляем с детьми об идее данной сказки.

Вопросы: о чем эта  сказка? чему учит нас эта сказка? в каких ситуациях реальной жизни нам пригодиться то, что мы узнали из сказки? как конкретно мы это знание будем использовать в реальной жизни?

2. Линия героев, мотивы их поступков.

Необходим понять видимую  и скрытую мотивацию героев. Почему герой так поступил? зачем ему это необходимо? Что он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

3. Способы  поведения героев и способы  преодоления трудностей, которые  могут использовать в сказке.

Как герой решает эти  проблемы? Какой способ решения и  поведения он выбирает? Какой персонаж активный или пассивный? Решает ли герой свои проблемы самостоятельно или старается переложить ответственность на другого человека?

4. Линия отношения  сказочных персонажей к окружающему  миру и к самому себе.

Личная направленность героя: созидатель он или разрушитель?

Что приносят поступки главного героя окружающим людям (радость, горе, прозрение)? В каких ситуациях  он созидатель, в каких - разрушитель?

Какие чувства у Вас  возникают после ознакомления с  данной сказкой?  Какие эпизоды сказки вызывали у Вас радостные чувства, какие - грустные, какие - страх, раздражения? Почему герой эмоционально реагирует именно так?

5. Образы и  символы в сказках.

Какие уроки можно  вынести из той или иной сказки? Какие способы поведения существуют у того или иного героя сказки?

Методические  рекомендации

Занятие проводится один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной деятельности.

При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать  индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития.

Подходите к содержанию предложенного материала творчески. При необходимости делите его  на части по вашему усмотрению.

Занятия проводятся в  кругу, а не за столом. Слушание обязательно  должно быть активным, для этого  почаще обращайтесь к детям с вопросами по поводу событий (Как вы думаете, что будет дальше? Жалко вам?.. Хорошо поступил?.. Хотите узнать, что будет дальше?..).

После сказки или рассказа не разбирайте его по «косточкам». Главная  Ваша задача – пробудить чувства  ребенка, его эмоциональную реакцию.

Адаптируйте вопросы  к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению. Пусть дети поймут, что милосердным, добрым надо быть здесь и теперь, а не в далеком будущем.

Все этюды выполняйте вместе с детьми, не делайте замечаний! Пусть на занятиях все дети будут успешны.

На данных занятиях специалисту по социальной работе надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ, обязательно ответят чувством на чувство.

- На занятии старайтесь  не говорить слишком громко, спокойствие принесет здесь больше пользы.

- Никто не должен  вам мешать, ходить мимо, играть  рядом, отвлекать внимание детей,  потому желательно проводить  занятия в закрытом помещении  или в кабинете. Большие пространства  отвлекают детей, им хочется там подвигаться, а небольшие помещения создают атмосферу задушевного разговора.

Главное для вас –  эмоциональное выражение ребенком своих чувств, развитие творческого  начала, причастности к общему делу.

- Не беседуйте с  детьми о том, что дети плохо знают. Обязательно проведите предварительно подготовку, убедитесь, что  выбранная вами тема понятна детям.

- Старайтесь включать  в обсуждение ситуации, которые  возникают в группе, но делайте  это опосредованно через героев  сказок, этюдов, кукол и другие игрушки. Косвенная оценка помогает ребенку осмыслить и понять свою ошибку.

Рассказывая сказку, почаще обращайтесь к детям, спрашивайте  о том, какое настроение у героя, как ему можно помочь, и внимательно  выслушивайте ответы.

- Можно представить  детям возможность самим моделировать ситуацию (А как нужно было сделать? А как у вас?).   

- До начала занятия  приготовьте место для общения  в кругу – мягкие пуфики, стульчики.  

- Каждый раз перед  занятием девайте детям установку  на внимание, взаимоуважение, терпение.

В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание:

Послушаем музыку. Послушаем звуки в комнате. Послушаем звуки на улице. Послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

- Вместо вопроса «Вам  понравилось?  задавайте вопросы  о чувствах и ощущениях детей:

- За кого ты порадовался?

- Что тебя огорчило?

- Что доставило удовольствие, радость?

- Что бы ты хотел  изменить?

- Куда можно отправиться  в следующий раз? 

Переход от одной части  занятия к другой должен быть быстрым, ограниченным. Не давайте детям уйти из-под вашего контроля, отвлечься.

Учебно –  тематический план.

Тема

Часы

1.

Вводное занятие. Карта  сказочной страны.

2

2.

Занятие №1

1

3.

Занятие №2

1

 

Занятие №3

1

 

Занятие №4

1

4.

Занятие №5

1

5.

Заключительное занятие. Карта сказочной страны

2


 

Материалы и  оборудование

Листы бумаги, цветные  карандаши, краски акварель,  аудиокассета с записью спокойной музыки, «волшебная шкатулка», таблички для упражнения «Закончи предложение».

 

 Содержание программы

Занятие №1 «Вводное. Карта сказочной страны»

Цель: знакомство с участниками программы, с волшебством, проведение диагностической методики исследования индивидуального образа цели

Задачи:

Информация о работе Методика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями