Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.
Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.
Для организации терапевтической работы в группе дневного пребывания детей с ограниченными возможностями предлагается программа сказкотерапевтических занятий.
Цель программы – формирование полноценной психически здоровой личности, с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределении в обществе. Данная цель реализуется через решения следующих задач:
В ходе реализации программы используются следующие формы работы с детским клубным объединением:
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 10 до 16 лет, но пластичность использованных элементов сказкотерапии позволяет легко адаптировать данную программу для работы с любым возрастом. В зависимости от тяжести заболевания, занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе составом не более 10 человек.
Каждое занятие в
программе построено по разработанной сказкотерапевтом
Структура занятий:
1. Ритуал вхождения в сказку.
Назначение - создать настрой на совместную работу, а также “войти” в сказку.
Содержание - проводится коллективное упражнение на сплочение группы и на создание благоприятного эмоционального состояния (например, психогимнастика).
2. Повторение.
Назначение - необходимо вспомнить, что делали с детьми в прошлый раз, какие они сделали для себя выводы, какой опыт они приобрели и чему научились.
Содержание - ведущий задает вопрос о том, что было в прошлый раз на занятии, что они помнят о занятии, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий, как им помогло в жизни то, чему они научились.
3. Расширение.
Назначение - расширить представления ребенка о чем-либо.
Содержание - ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку; спрашивает у них, хотят ли они научиться рассказывать сказки; предлагает детям помочь конкретному персонажу из сказки.
4. Закрепление - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Содержание - ведущий
проводит игры, позволяющие детям
приобрести новый опыт. Здесь может
совершаться символическое
5. Интеграция.
Назначение - необходимо связать новый опыт с реальной жизнью.
Содержание - ведущий
анализирует и обсуждает
6. Резюмирование.
Назначение - обобщить приобретенный опыт и связать его с уже имеющимся.
Содержание - ведущий подводит итоги занятия, четко проговаривает последовательность происходившего, отмечает отдельных детей и их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта; он проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать полученный опыт.
7. Ритуал выхода из сказки.
Назначение - необходимо закрепить новый опыт и подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Содержание - ведущий обращается к детям со следующими словами: “Мы берем с Вами все необходимое, все важное, что было сегодня с Вами; все, чему мы научились. Дети могут стать в круг, вытянуть руки вперед и совершать действия, как будто они берут из круга что-то и прикладывают руки к груди.[5, 13]
Схема рассуждений над сказками и их обсуждения
1. Анализ основной темы сказки.
Размышляем с детьми об идее данной сказки.
Вопросы: о чем эта сказка? чему учит нас эта сказка? в каких ситуациях реальной жизни нам пригодиться то, что мы узнали из сказки? как конкретно мы это знание будем использовать в реальной жизни?
2. Линия героев, мотивы их поступков.
Необходимо понять видимую и скрытую мотивацию героев. Почему герой так поступил? зачем ему это необходимо? Что он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
3. Способы поведения героев и способы преодоления трудностей, которые могут использовать в сказке.
Как герой решает эти проблемы? Какой способ решения и поведения он выбирает? Какой персонаж активный или пассивный? Решает ли герой свои проблемы самостоятельно или старается переложить ответственность на другого человека?
4. Линия отношения
сказочных персонажей к
Личная направленность героя: созидатель он или разрушитель?
Что приносят поступки главного героя окружающим людям (радость, горе, прозрение)? В каких ситуациях он созидатель, в каких - разрушитель?
Какие чувства у Вас возникают после ознакомления с данной сказкой? Какие эпизоды сказки вызывали у Вас радостные чувства, какие - грустные, какие - страх, раздражения? Почему герой эмоционально реагирует именно так?
5. Образы и символы в сказках.
Какие уроки можно
вынести из той или иной сказки?
Какие способы поведения
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Мы предлагаем несколько вариантов начала коррекционного занятия.
1. Волшебный Клубочек
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.
2. Доброе Животное
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох—все делают шаг вперед, выдох—шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.
3. Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
4. Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
5. Эстафета дружбы
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
6. Солнечные лучики
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
7. Речевка
Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло! [5, 10]
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
Использование сказкотерапии
в процессах реабилитации и адаптации
детей с ограниченными
На базе Специальной (коррекционной) школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга создан Клуб родителей детей-инвалидов, который был назван “Велонта”. В этом имени объединены первые буквы активных участников Клуба.
В Родительском клубе создана социо-
В процессе реализации образовательного и психотерапевтического аспекта работы, преобладают моделирование, прогнозирование, интервьюирование, тестирование, методы психолого-педагогического воздействия с акцентом на современной креативной методологии (сказкотерапия, арттерапия, игротерапия, песочная терапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинотерапия, релаксационный практикум и пр.). Для обобщения и систематизации полученного опыта мы используем методы обобщения и систематизации, описание полученных результатов (публикации в прессе, издание брошюры, видеофильма, распространение информации в системе Интернет).
Цель мероприятий, проводимых в рамках психотерапевтического направления – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.
Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, данс-терапия, формопластика, эвритмия и пр.
Благодаря мероприятиям
психотерапевтического
«Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Полянка» в г. Березовский Свердловской области создан в феврале 2002 года. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-педагогической. социально-трудовой и социально-бытовой помощи с целью. достижения их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе и семье, обучению и труду. Для осуществления комплексной реабилитации в Центре созданы отделения диагностики, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, стационарное отделение на 50-койко мест. В Центре получаю реабилитацию дети с ограниченными возможностями от 3 до 18 лет включительно, проживающие на территории Свердловской области. Продолжительность реабилитационного процесса составляет 21 день. дети распределяются по группам в зависимости от возраста.
С учетом индивидуальных возможностей и реабилитационного потенциала ребенка, рекомендованных мероприятий в индивидуальной программе реабилитации, составляется карта социальной реабилитации ребенка. В карте социальной реабилитации имеются разделы социально-медицинской и социально-психологической реабилитации, социально-педагогической и образовательной реабилитации, адаптационного обучения, социокультурной реабилитации, реабилитации методами физической культуры и спорта, профессиональной реабилитации.
Ведущим направлением Центра является психолого-педагогическая, социальная и профессиональная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями. Специалисты по социальной работе, педагоги, психологи, работающие с группой детей, основываются на следующих принципах личностно-ориентированных подход, соблюдение прав детей, разнообразие в выборе форм и средств воспитательной работы, коррекционная направленность, принципы создания ситуации успеха, сотворчество.
Психокоррекционная работа осуществляется как в групповой, так и в индивидуальной форме. В коррекционной работе с детьми специалисты Центра используют как стандартизированные, так и адаптированные и авторские программы. В настоящее время в Центре разработано и внедрено 12 компилятивных и авторских программ.