Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования - обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе методику реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.
Введение ……………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Теоретические основы методики реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
I.1 Сказкотерапия как направление социальной терапии в социальной работе…………………………………………………………………………6 стр.
I.2 Методическое обоснование реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями………………………………………………...……………15 стр.
Глава II. Современная практика реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями
II.1 Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ……………………………21 стр.
II.2 Программа занятий с элементами сказкотерапии в группах дневного пребывания реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………………….…25 стр.
Заключение……………………………………………………………29 стр.
Список использованной литературы…………………………………30 стр.
Приложения……………………………………………………………33 стр.
Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она гордо росла на полянке, смотрела в синее небо и размышляла: вот небо - большое, чистое и светлое, а вот солнце - теплое, ласковое и нежное, но они так далеко от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле.
Она размышляла так изо дня в день, и все больше сжималась от одиночества, и все жестче становились ее иголочки. Но однажды утром случилось что-то необыкновенное. Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Открыв глаза, она увидела солнечный лучик.
- Привет, - сказал он ей. - Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?
- Что значит - цветут? - удивилась Колючка, - я об этом ничего не знаю.
- А ты посмотри вокруг и увидишь, - улыбнулся Лучик.
Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы - яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а птицы пели веселые песни.
- Как же так? - удивилась
Колючка, - вокруг такая интересная
жизнь, а я ничего не видела,
смотрела только в себя и груст
- Лучик! - воскликнула она, - помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!
- Но это же так просто, - ответил ей Лучик, - доверься этому миру, открой ему себя, и все случится само собой.
- Как это? - подумала
Колючка, но все же
И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими соками, подняла голову и ощутила, как согревает солнышко, пошевелила листиками и словила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка вдруг расцвела.
- Расцвела! Я расцвела! - воскликнула она. - Как это просто. И как сложно мне было к этому придти. Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Я смогла открыться и довериться миру, и мир протянул мне руку помощи. Он всегда готов помочь, а я об этом и не догадывалась.
Красавица Колючка радостно трепетала - у нее начиналась Новая Жизнь.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
– Теперь, когда мы с вами узнали, что произошло с колючкой, я попрошу вас взять лежащие перед вами листы бумаги и краски. Нарисуйте, пожалуйста, тот момент сказки, который затронул и взволновал вас больше всего.
ИНТЕГРАЦИЯ
Вопросы для обсуждения:
РЕЗЮМИРОВАНИЕ
— Очень часто мы живем,
полностью погрузившись в свои проблемы,
не замечая мир вокруг. А между
тем там очень много
РИТУАЛ ВЫХОДА
—Сейчас пришло время возвращаться в реальный мир. Прошу вас сесть в круг, протянуть руки к его центру, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленный выдох.… И, открывая глаза, сохранить в себе ощущение волшебника.
Занятие №4
«Одуванчик»
Цель: создать условия для самореализации детей в рамках занятия, повышение самооценки участников.
Задачи:
Материалы и оборудование: аудиокассета (диск) с медитативной музыкой листы бумаги, краски (акварель)
ОРИЕНТАЦИЯ
– Приветствую вас, дорогие друзья! Позвольте узнать о вашем настроении и о том, что было с вами за то время, пока мы не виделись. Дорогие друзья, вспомним, что мы делали на предыдущем занятии, какие выводы мы сделали. Мне очень интересно услышать, нашли ли новые знания применение в вашей повседневной жизни.
РИТУАЛ ВХОДА
– Вы уже знаете, что достаточно протянуть руки к центру круга, закрыть глаза, как мир реального отделяется от мира волшебного и мы перемещаемся в мир волшебной страны. Достаточно сделать глубокий вдох и медленный выдох, и…перенестись в мир, в котором действуют законы волшебного.… Итак, мы — вошли.
РАСШИРЕНИЕ
— Дорогие друзья, настал
черед новой сказке предстать
на ваш суд. Она очень спешила
к вам на встречу и поэтому
я прошу вас слушать
«Одуванчик»
Была весна. На лужайке расцвел Одуванчик. У него была очень красивая желтая шапочка. Он был похож на солнышко. Одуванчику казалось, что он вполне счастлив. Корешки добывали все, что ему необходимо для роста, из земли. Eго резные листья были очень красивы. Но больше всего ему правилась его яркая шапочка. Около него росло много других растений, и он со всеми дружил. Что же еще надо для счастья?
Однажды на лужайку прилетела
очень красивая бабочка. Она кружила
над цветами и присела
- Кто ты? - спросил Одуванчик.
- Бабочка - ответила незнакомка.
- Ты тоже растешь на этой лужайке? Почему я не видел тебя раньше? - удивился Одуванчик.
Ему очень захотелось подружиться с прекрасной бабочкой.
- Я здесь живу, летаю над всей лужайкой и дружу со всеми цветами. Давай и с тобой дружить! - предложила бабочка.
- С удовольствием! - воскликнул Одуванчик. - Я тоже хочу летать вместе с тобой над всей лужайкой!
Рядом с Одуванчиком рос Пырей, он был очень важный и почти ни с кем не разговаривал, но когда одуванчик произнес последние слова, он не выдержал и засмеялся:
- Цветы не летают, ты никогда не сможешь летать!
Одуванчик чуть не заплакал, ему очень хотелось полетать над лужайкой. Бабочка очень рассердилась на злого Пырея, но стала утешать милого Одуванчика:
- Не расстраивайся, ты мечтай. Мечта - это великая сила. Надо только очень сильно верить в нее, тогда она обязательно сбудется, - сказала, улетая, Бабочка.
Одуванчик поверил Бабочке - она ведь умеет летать.
Он стал мечтать. В своих мечтах он летал в голубом небе над лужайкой рядом со своей знакомой Бабочкой. Он так ясно представлял себе этот полет, что всегда был веселым и жизнерадостным. Даже сосед Пырей, глядя на Одуванчика, стал добрее.
Одуванчик ни на минуту не сомневался, что он будет летать. И вот однажды утром Одуванчик почувствовал, что сегодня должно произойти что-то очень важное.
- Что случилось с твоей шапочкой?! - воскликнул Пырей
Одуванчик вскинул свои резные листья и понял, что теперь у него нет желтой шапочки - вместо нее у него пышная воздушная прическа. Прилетела знакомая Бабочка, увидела Одуванчика и позвала ею полетать над лужайкой.
- Давай полетаем, у
тебя такая прекрасная
Одуванчик хотел бы возразить, но не успел. На лужайке вдруг поднялся ветерок, он подхватил воздушную шапочку Одуванчика и поднял ее прямо в голубое небо. Летит Одуванчик, видит, как красиво вокруг, какие красивые и разные цветы растут на лужайке и они все машут Одуванчику, радуясь за него.
- Спасибо тебе Бабочка, спасибо тебе, что подарила мне мечту!
- Я тут не причем, это просто ты очень хотел, чтобы твоя мечта сбылась. Мечтайте и верьте, что мечты сбываются!
Татьяна Горьковая
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
– Теперь, когда мы с вами узнали, что произошло с одуванчиком, я попрошу вас взять лежащие перед вами листы бумаги и краски. Нарисуйте, пожалуйста, тот момент сказки, который затронул и взволновал вас больше всего.
ИНТЕГРАЦИЯ
Вопросы для обсуждения:
РЕЗЮМИРОВАНИЕ
– Маленький одуванчик
поверил в свою большую мечту,
он ни на минуту не сомневался
в ней, и в один прекрасный
миг его мечта исполнилась.
Давайте, как одуванчик,
Ритуал выхода
– Нам пора! Прошу вас, сесть в круг, протяните руки вперед, закройте глаза.… Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох…Мы возвращаемся из волшебного мира в реальный, забирая с собой важные знания… Дорогие друзья, давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, откроем глаза и… вернемся в наш реальный мир!
Занятие № 5
В каждом человеке есть «светлые» и «темные» качества
Задачи:
Материалы и оборудование: аудиокассета с записью медитативной музыки, листы бумаги, цветные карандаши, карточки для упражнения «Неоконченные предложения».
ОРИЕНТАЦИЯ
– Приветствую вас, дорогие друзья! Вспомните, что нового мы узнали на предыдущем занятии? Расскажите, как вы использовали ваши новые знания в повседневной жизни. Позвольте узнать о вашем настроении и о том, что было с вами в то время, пока мы не виделись (Используя метод рефлексии определить психоэмоциональное состояние детей).
– Готовы ли вы продолжать наше путешествие в мир волшебного? Тогда – в путь (Использование психодинамической медитации «Цветы на лугу»).
РИТУАЛ ВХОДА
– Вы уже знаете, что достаточно протянуть руки вперед к центру нашего круга, закрыть глаза, как мир реального отделяется от мира волшебного, и мы можем создать для себя пространство волшебной страны. Достаточно сделать глубокий вдох и медленный выдох, закрыть глаза, и…перенестись в мир, в котором действуют законы волшебного… Итак, мы - вошли.
РАСШИРЕНИЕ
«Туча»
Скажите, вы любите небо? Голубое, глубокое, зовущее. Не правда ли, не раз хотелось улететь в эту бескрайнюю, манящую высь или представить себя облаком, которое плавно плывет по небу. Тогда слушайте.
Представьте: стоит жаркий летний день. Вы лежите на лугу, воздух наполнен ароматами полевых цветов. Вы смотрите в небо. На горизонте виднеются облака. Еще секунда – и вы закрываете глаза, потому что от зноя и аромата трав вас клонит в сон. И вот вы становитесь невесомым и легким, как облако. Вы взлетаете в небо к другим облакам, белым, пушистым и нарядным.
- Здравствуйте, друзья, - говорят они. – Идите к нам! – Облачко осматривается кругом, радуясь, что его так дружелюбно приняли.
- Давайте поиграем во что-нибудь. Например, полетаем над землей и посмотрим, что делают люди, - предложило Облако.
- О, мы с радостью полетим с тобой, ведь это так интересно! – звонко воскликнули все облака разом.
- И я с вами! – раздался глухой голос.
- Ну, вот еще! Ты нам все испортишь. Ты серая и неуклюжая. Люди испугаются тебя и убегут, - отвечали белые облака.
Облачко оглянулось и увидело в стороне пухлое, серое облако. Мы никогда не берем ее с собой, потому что она страшная и уродливая. А люди любят только белые облака.
- Давайте возьмем ее с собой, - робко предложило Облачко, но никто его не услышал.
И они полетели, взявшись за руки. Пролетая мимо тучи, Облачко слышало, как она сокрушалась: «Ах, неужели я никогда не смогу быть полезной людям? Неужели я никогда не смогу стать такой же красивой, как мои братья – облака?!».
… Внизу проплывали облака, села, реки, горы, моря, озера.
- Хотите, я покажу вам страну, в которой я родилось? – спросило Облако.
- Хотим! Хотим! – послышалось со всех сторон.
- Тогда летим! – сказало им Облако.
Вскоре они долетели до тех краев, где всегда жарко грело солнце, где сады были полны фруктов, а на полях колосилась рожь.
Но что это? Облачко тревожно посмотрело вниз и не поверило своим глазам: «Где зеленые луга, полноводные реки, спелые колосья ржи, где великолепные сады и леса?»