Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Моделирование воспитательного  процесса в хореографическом коллективе

Понятие личности в психологии. Влияние коллектива на личность. Основы воспитательного процесса. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе. Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе. Анализ возрастных особенностей детей.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 

Глава 1. Общие  понятия личности, коллектива и воспитательного  процесса

1.1 Понятие личности в  психологии

1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность

1.3 Основы воспитательного  процесса

1.4 Организация воспитательного  процесса

1.5 Методы педагогического  взаимодействия

Выводы по 1 главе

Глава 2. Воспитательный процесс  в хореографическом коллективе

2.1 Теоретическая часть

2.1.1 Специфика любительского  хореографического коллектива

2.1.2 Формы и методы воспитательной  работы в хореографическом коллективе

2.1.3 Анализ возрастных  и индивидуально-психологических  особенностей детей

2.1.4 Принцип индивидуального  подхода, как ядро воспитательного  процесса участников самодеятельного  коллектива

2.1.5 Роль педагогического  процесса в обучении и воспитании  личности

2.1.6 Хореографическое искусство  как средство эстетического воспитания  детей

2.1.7 Роль хореографии в  развитии детского творчества

2.1.8 Методы воспитательной  работы в хореографическом коллективе  и их воздействие на повышение  активности детей

Выводы по теоретической  части 2 главы

2.2 Практическая часть.  Воспитание личности участников  самодеятельного коллектива в  процессе концертно-творческой деятельности

2.2.1 Диагностика средней  группы коллектива народного  танца «Илимчанка»

2.2.2 Формирующий этап

2.2.3 Контрольный этап

Выводы по практической части

Заключение 

Список использованной литературы

Приложение 1. Тест по выявлению  особенностей темперамента

Приложение 2. Диагностика  нравственной воспитанности

Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»

Приложение 4. Методика «Вербальная  фантазия» 

 

Введение

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все  времена. Особенно сейчас, когда все  чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного  воспитания становится все более  актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены  обострившимися жизненными противоречиями.

Целью воспитания сегодня  является личность разносторонне и  гармонично развитая, личность самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием. Участник хореографического  коллектива должен овладеть базовой  культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, эстетическую и  танцевальную культуру.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий  с детьми по хореографии лежит  принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное  единство. Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, характер. Занятия танцем способствуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, формируют художественный вкус, развивают эмоциональную сферу, способствуют росту общей культуры участников. Можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Вместе с этим каждый ребенок  развивается в обществе, а конкретнее, в коллективе. Каждая личность играет важную роль в воспитании коллектива, в то же время коллектив оказывает  влияние на воспитание личности. Исходя из выше сказанного, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе».

Актуальность исследования. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно  приобрело широкое распространение  в дошкольных учреждениях, общеобразовательных  школах. Хореографические отделения  в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как  перспективная форма эстетического  воспитания и развития детей и  подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Теоретическая значимость данного  исследования:

· изучены основные понятия  личности, коллектива и воспитательного  процесса;

· изучена специфика любительского  хореографического коллектива;

· выявлена структура воспитательного  процесса в хореографическом коллективе.

Практическая значимость данного исследования:

· проведен анализ возрастных и индивидуально-психологических  особенностей детей;

· изучены условия развития и воспитания детей в процессе занятий танцем;

· разработаны методы воспитательной работы в хореографическом коллективе;

· подготовлены методические рекомендации педагогам хореографического  коллектива, направленные на гармоничное  развитие личности в ходе воспитательного  процесса в любительских хореографических коллективах.

Объект исследования - воспитательный процесс в хореографическом коллективе.

Предмет исследования - условия  воспитания и развития личности в  процессе занятий танцем.

Гипотеза - процесс моделирования  воспитательной работы в хореографическом коллективе будет более эффективным  при следующих условиях:

· применении теоретических аспектов руководства воспитательной работой на практике;

· осуществлении индивидуализации личности в процессе воспитательной работы;

· совершенствовании методов педагогического взаимодействия;

· учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности участников коллектива.

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

· рассмотреть основные понятия  личности, коллектива и воспитательного  процесса;

· определить роль танца  в воспитании культуры детей и  развития их творческих способностей;

· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического  воспитания детей;

· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе;

· изучить возрастные и  индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии;

· произвести анализ, а затем  и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе.

Исследуемая проблема нашла  отражение в фундаментальных  работах Сластенина В.А., Макаренко А.С., Ильиной Т.А., Сухомлинского В.А., Харламова И.Ф. и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как Выготский Л.С., Рожков М.И., Гуткина Л.Д., Иванович Б.Н. и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию участников коллектива, что для нас особенно важно. Также были изучены труды Ивлевой Л.Д., Пуляевой Л.Е., Янковской О.Н., где очень точно изложена специфика хореографического коллектива, а также развитие личности в процессе занятий танцем.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Общие понятия  личности, коллектива и воспитательного  процесса

1.1 Понятие личности в  психологии

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.

Стоит выделить несколько  основополагающих понятий, которые  необходимы в понимании индивидуального  подхода к изучению личности.

Личность - это сознательный индивид, занимающий определенное положение  в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Она проявляется  в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид - конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в  рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики  человека обусловлено социально-культурными  условиями жизни. Выготский положил  ряд основных идей:

1. О целостном подходе  к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики  человека развиваются не отдельные  функции, психические процессы, а  психологические системы этих  функций и процессов. Выготский  считал, что в каждом возрасте  образуется система психологических  функций, которая характерна для  этого возраста и определяет  развитие личности. Например: в раннем  возрасте для развития психики  характерна система познавательных  и эмоциональных функций, в  которой ведущее значение имеет  восприятие. В дошкольном возрасте - другая система, где ведущее  место память, в младшем школьном  возрасте - мышление.

2. О развитии высших  психических функций. Он показал,  что у человека возникает особый  вид психических функций, которые  он назвал высшими. Они полностью  отсутствуют у животных, составляют  высший уровень психики человека  и формируются в ходе социальных  взаимодействий. В отличие от  натуральных или природных, которые присущи животным. ВПФ - высшие психические функции имеют свое строение, свойство, происхождение. Они произвольны, социальны, опосредованы. ВПФ: память и т.д. образуются при жизни в процессе воспитания и обучения. Механизмом развития ВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначала возникают, как распорядительные между людьми в процессе общения, деятельности, затем она изменяет свое содержание и строение посредством знака (слова), вступает в определенное отношение с мышлением, становится им управляемым и "взращивается", становится достижением человека. Таким образом, ВПФ представляет ту психологическую основу, которая составляет сущность человека, является содержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, через которую преломляются все внешние воздействия.

Выготский подчинил единство двух факторов развития: элементарные психологические функции больше обусловлены наследственно, а высшие - продукт исторического развития. Наследственные задатки - только предпосылки  развития. Единство наследства социальных факторов не постоянно, а дифференцировано, изменяется в процессе развития. Меняется среда, меняется отношение к ней.

Подлежание обучению должно вести за собой развитие, что позволяет понять процесс учения, как деятельность, специально организованную и управляемую.

Изучение мотивов становления  и утраты личностного смысла продолжилось в трудах Божович. Она, обобщая данные, смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе и индивидуальном развитии человека. Она характеризует личность, как целостную психологическую структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию во взаимоотношениях человека с окружающей средой.

Личность (по Божович) - высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться, необходимо изучать внутренний мир человека, ту "психологическую почву", на которую падает воспитательное воздействие. Бажович ввела новое понятие "внутренней позиции ребенка". Внутренняя позиция - это отражение того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.

Таким образом, личность характеризуется: 1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить  сферу деятельности, действовать  за границами требований ситуации и  ролевых предписаний; 2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют  себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (системами  смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе