Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Для развития творческих навыков у менее одаренных  участников необходимо использовать различные  дополнительные приемы -- предоставлять длительное время, небольшие роли, отрывки, партии; заниматься индивидуально по особому плану; не форсировать прохождения программы, заставляя тщательно усваивать задания и т. п. На занятиях важно постоянно обращать внимание на слабые места в подготовке каждого участника и в зависимости от этого подбирать соответствующий учебный материал и средства для достижения поставленных целей. Эти методические приемы особенно важны в первый год занятий, когда происходит становление участника как исполнителя.

Период этот сложный  с точки зрения их психологического настроя на занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении полутора-двух часов репетиции отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому желательно разнообразить  задания, которые ставятся перед  участниками. Помимо постановки рук, выработки  правильной осанки, постановки корпуса, усвоения приемов игры, в занятия  важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средств  его выражения.

Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными  участниками, необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам можно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческое лицо.

Реализация данной задачи основывается на диагностике  творческих способностей участников, точном определении уровня их художественно-исполнительских  и художественно-психологических  данных. Речь идет о выявлении индивидуальности участника, прежде всего с точки  зрения его творческих возможностей. На этом строится, из этого исходит  организация педагогического процесса в художественной самодеятельности.

Разработка проблемы диагностики художественных способностей в целом, несмотря на предпринимаемые  усилия, требует дальнейшего внимания. Это относится и к профессиональному  художественному образованию, и  к самодеятельному художественному  творчеству. В обоих случаях используют при выявлении способностей одни и те же методы. И недостатки, наблюдаемые  при этом, общие: крайняя условность, формализация оценок, эмпиризм и субъективизм. В результате нередки случаи, когда  один и тот же человек может  оцениваться как исполнитель  противоположными оценками. В профессиональном образовании это приводит к большим  отсевам студентов и учащихся как профессионально непригодных  к художественной деятельности, в  художественной самодеятельности - их нравственным издержкам в воспитании. Это недопустимо ни с точки  зрения материальной (впустую расходуются  огромные государственные средства), ни с точки зрения моральной (наносится  иногда непоправимый вред, нравственный ущерб личности, калечатся судьбы).

Диагностика дает возможность определить наиболее интересные нормы вовлечения человека в творчество. Многие руководители принимают в  коллектив не всех желающих, чтобы  не снижать исполнительский уровень  коллектива, так как не все желающие завираться художественным творчеством  имеют ярко выраженные для этого  способности. Тем не менее известно, что практически каждый человек обладает в той или иной мере художественными задатками. Но проявляются и реализуются они по-разному и, естественно, имеют разную направленность и интенсивность. Значит, для их развития нужна очень гибкая и дифференцированная методика. Поэтому так необходима диагностика способностей участников, их психологических и умственных особенностей развития: воображения, творческого мышления, скорости реакции и т. п. Обязательно также знать их интересы и устремления. Эти факторы следует учитывать, ориентируя участника самодеятельности на тот или иной вид творчества.

Диагностика может  касаться различных сторон личности участника или может иметь  как бы несколько уровней:

-- диагностика общих  способностей к художественной  деятельности: способности к восприятию  искусства, художественному воображению,  эмоциональной отзывчивости, художественному  мышлению и т. п.;

-- более частных  способностей к конкретному виду  исполнительской деятельности: овладению  навыками игры на музыкальном  инструменте, пению, актерскому  мастерству, хореографии.

В практике весь комплекс личностных качеств может проявиться более или менее полно с  помощью различных типов деятельности -- обычного восприятия искусства, исполнительства, критического анализа и т. д. Вместе с тем любая деятельность имеет конкретные формы организации и объединяет определенные группы людей -- слушателей, любителей музыки, театра, хореографии, выступающих в основном потребителями искусства; непосредственных исполнителей в рамках организованного или неорганизованного любительства, фольклора и т. п. Что касается художественной самодеятельности, то подготовка участников опирается на исполнительское мастерство, художественные навыки.

2.1.5 Роль педагогического  процесса в обучении и воспитании  личности

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это - важнейшее требование к условиям ее формирования.

Ростислав Захаров  писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и  его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции  и не только в искусстве, а и  в жизни. Ведь в искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем  с молодежью, нельзя не говорить при  этом об окружающей нас жизни. Личность человека, как известно, складывается из его субъективного отражения  объективной действительности. Каждый человек может выбирать из этой действительности то, что он захочет. Одни -- оптимисты, другие -- пессимисты. Оптимисты видят мир в более позитивных красках. Какова психика художника, такое и отражение найдет в его искусстве действительность: в жизнеутверждающем, оптимистическом звучании и унылом, беспросветном. Психический склад художника, его мировоззрение -- вот что определяет акт рождения искусства».

Педагогический  процесс в любом коллективе -- производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом -- специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.

Не является исключением  в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого -- искусство, а основная цель -- формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.

Роль искусства  в процессе формирования личности можно  определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.

Роль художественного  самодеятельного коллектива как  концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его  педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.

В чем же заключается  специфика искусства как предмета воспитания, средства всестороннего  и гармонического развития личности?

Прежде всего, нужно  подчеркнуть: искусство не является единственной формой общественного  сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку осуществляют наука, политика, идеология, мораль, право. Но воздействие  каждой из этих форм общественного  сознания носит локальный характер. Мораль определяет нравственное воспитание, право -- правовое, идеология, политика -- идейно-мировоззренческое.

Искусство, влияя  на сознание, духовно-эмоциональный  мир человека, тем самым формирует  его целостный облик, активно  содействует духовному росту, воспитывает  идейные и нравственные убеждения, стимулирует, социально-преобразующую  деятельность, повышает политическую культуру, культуру труда и быта.

Эстетическая игра, развлечение незаметно переводят  богатство нравственного содержания искусства в личностное достояние. Формируется целостное отношение  человека к миру, накладывается отпечаток  на все стороны его жизни и  деятельности, на отношения, понимание  цели и смысла жизни. Искусство обостряет  ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» -- «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности; на него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и снижать эффективность процесса.

Советскими психологами, в первую очередь Л. Выготским, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, Л. Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко  проанализировано и экспериментально подтверждено влияние искусства  на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность  человека к искусству как форме  деятельности.

Основной приметой взаимодействия искусства с человеком  является глубокая эмоциональная, чувственная  основа этого процесса. Однако эмоциональная  интенсивность различных видов  деятельности неодинакова. В научном  познании эмоции носят подчиненный, фоновый характер. Здесь на первом плане мышление, сознание. В искусстве, художественной практике доминирующее значение имеют эмоции, эмоционально-чувственный  опыт. На их основании возникает  и сознательное, идейно-образное видение, и понимание содержания искусства.

Эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее  как результат соприкосновения  с искусством, имеет непосредственный выход на действия человека, их смысловое  и эмоциональное наполнение. Эмоции, чувства, как известно, не являются конечным продуктом психической деятельности. Они предстают как вполне конкретный результат (при определенной условности термина) влияния искусства, проявляющийся в форме определенных действий или придания этим действиям соответствующей окраски. Оказывая влияние на поступки, мотивы поведения, эмоции обретают зримые очертания и формы проявления.

Данная особенность  эмоционально-психологической деятельности личности в процессе восприятия искусства  обусловливает и интенсивность  ее художественно-эстетического и  нравственного обогащения, процесс  развития художественно-творческих навыков.

Оригинальность  результатов творчества в художественной самодеятельности можно рассматривать  и с точки зрения художественно-эстетической, и личностно-субъективной, т. е. с  точки зрения того, что оно дает человеку как художнику и как  личности.

Исполнительство в  самодеятельном коллективе связано  с процессом создания эстетических, духовных ценностей. Одной из них  является глубокая нравственная социализация, моральное совершенствование человека. Деятельность эта может заключаться  в самостоятельном решении или  нахождении путей решения разнообразных  художественно-творческих задач. Происходит активное созидание личности, развитие всех ее сторон и духовно-творческого  потенциала. Причем данный потенциал  реализуется не только в сфере  художественной практики, но и во всей системе отношений человека с  окружающими. Творческий подход к решению  возникающих проблем становится его естественной привычкой, сущностной чертой.

Эффективность творческой деятельности может определяться формированием  с ее помощью творческого типа личности. Данный критерий является определяющим для самодеятельного художественного  творчества, ибо эта задача -- важнейшая из его функций.

2.1.6 Хореографическое  искусство как средство эстетического  воспитания детей

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического  воспитания. Хореография - это мир  красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть  это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующее  их самостоятельное мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных». [72, с.112]

В российском образовании  уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают  и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому  развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие  привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий  многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и  в быту. Эти качества годами воспитываются  педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает  детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в  хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид  детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения  самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета  является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что  дети из хореографического класса никогда  не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках  у мальчиков. Внимание и забота о  других - необходимое качество в  характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе