Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Малишевская Вера - холерик, интроверт. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ей свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. Часто бывает раздражительна, несдержанна, вспыльчива, неспособна к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Шмельц Евгений - флегматик, интроверт. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, в меру общителен, не любит попусту болтать.

Козенюк Александр - холерик, экстраверт. Он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен остальных. Отсюда -- большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Шальнев Никита - сангвиник, интроверт. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активностью, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Без усилий переключается с одной работы на другую.

После выявления  темпераментов была проведена диагностика  нравственной воспитанности участников в 3 этапа (Приложение 2):

1. Диагностика нравственной  самооценки.

2. Диагностика отношения  к жизненным ценностям.

3. Диагностика нравственной  мотивации.

На первом этапе  изучался уровень нравственной самооценки участников. Для этого было озвучено 10 предложений, с которыми нужно  было либо согласиться, либо нет. Итоги  таковы: у всех участников примерно одинаковый уровень нравственной самооценки - средний (от 25 до 31 баллов). Скорее всего, это обусловлено тем, что они занимаются в одном коллективе и очень часто обмениваются мыслями, впечатлениями.

На втором этапе  была проведена диагностика отношения  к жизненным ценностям. Это проводилось  для выявления расстановки приоритетов  данных учеников. Здесь мнения разошлись: в желаниях 1 и 4 дети были солидарны  друг с другом, а в остальном  ответы были разными. Это тестирование показывает, что у детей складывается определенная система ценностей, для  кого-то человеческие качества остаются на первом месте, а вот для кого-то на первый план выходят материальные ценности. Это зависит и от социального  статуса семьи, и от воспитанности  участников. Отсюда результат: у двух участников высокий уровень отношения  к жизненным ценностям, у трех - средний уровень, у одного - ниже среднего.

На третьем этапе  изучалась нравственная мотивация  поступков детей в различных  ситуациях. В этом случае проявляются  внутренние качества участников эксперимента. В итоге общий уровень нравственной мотивации оказался средним, ближе  к низкому.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в современном  мире на первый план выходят материальные ценности, а такие качества, как  человечность, доброта и милосердие уходят на второй план. Для этого  необходимо улучшить воспитательный процесс, смочь заинтересовать ребенка танцем, отвлечь его от повседневной жизни.

Следующим звеном изучения личности участников стал процесс, раскрывающий творческие способности  ребенка, его потенциал. Для этого  был проведен тест «Определение уровня воображения» (Приложение 3). Участникам было предложено 12 вопросов, на которые  нужно было ответить «да» или «нет», за каждый ответ выставлялись баллы. В итоге были получены данные результаты: трое из ребят обладают богатой фантазией, у двоих средний уровень воображения, последний - реалист, у него плохо  развито воображение. Полученные данные говорят о том, что необходимо работать с детьми над их воображением, развивать их творческие способности, фантазию.

Продолжением предыдущего  теста и последним шагом на данном этапе исследования была использована методика «Вербальная фантазия» (Приложение 4). Участникам было предложено придумать  какой-либо сюжет, действие, создать  образы героев в течение пяти минут. Задание оценивалось по 4 основным критериям: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов; богатство фантазии; глубина и  проработанность (детализированность) образов; и 1 дополнительному: внимание и интерес слушателей. По итогам данного эксперимента были сделаны выводы об уровне развития детей: у двоих очень высокий уровень развития, интересное мышление, один имеет высокий уровень развития, двое - средний и один - низкий.

Полученные данные свидетельствуют о различиях  в характере и темпераменте детей  одного возраста, расстановке приоритетов  и разном уровне духовного развития. Также, по результатам этого этапа  исследования можно выявить иные творческие способности детей, отстающих  в танцевальной технике и пластике от остальных. Это означает, что педагог  изначально должен хорошо изучить каждого  участника, его характер, способности  и умения, чтобы в дальнейшем развивать  у ребенка именно то, что у него получается лучше всего.

личность коллектив хореографический воспитательный

2.2.2 Формирующий  этап

1. Распределение  обязанностей.

Для начала был  выбран староста ансамбля Шмельц Евгений, назначен костюмер - Корецкая Юлия (в «Илимчанке» всегда была традиция, что костюмерной комнатой ансамбля заведуют лучшие участники коллектива). Появились свои художники - это Малая Юлия и Шальнев Никита, которые работали над эскизами афиш и плакатов для приглашения на отчетный концерт, в свою очередь Малишевская Вера и Козенюк Александр были ответственными за расклеивание этих объявлений на улицах города. Такое распределение обязанностей позволило педагогу более плодотворно простроить работу коллектива.

Было осуществлено разделение состава, то есть появился хороводный состав девушек высокого роста и плясовой состав, который  разделился по степени сложности  репертуара. Всё это позволяло  работать сольный концерт в два отделения самостоятельно и при этом все участники ансамбля были заняты в репертуаре коллектива.

За долгие годы существования коллектива некоторые  костюмы, атрибуты и реквизит износились, либо были утеряны. Художественный руководитель обратился с предложением к участникам ансамбля, восстановить утерянное и отреставрировать костюмы собственные силами. Молодые исполнители и их родители с энтузиазмом отнеслись к этой идее, так как понимали, что внешний вид артистов должен радовать глаз зрителей. И в короткий срок были восстановлены головные уборы и пошиты новые фартуки к танцу «Топотухи», мужской костюм к номеру «Яблочко», женский костюм к танцу «Кадриль» и многое другое. С первых же дней педагог старался приучать исполнителей следить за своими костюмами: костюмы были подогнаны каждому исполнителю по фигуре; постираны и выглажены; обязательно подписаны; пуговицы, и крючки заново крепко пришиты; установили единую длину юбок отдельно для каждого номера. Каждый костюм в костюмерной комнате повесели на отдельную вешалку. Тем самым за 3 месяца внешний вид ансамбля значительно изменился и смотрелся цельно и опрятно.

Юными художниками - Юлией и Никитой - были созданы  эскизы костюмов для некоторых номеров, а также, нарисованы афиши с приглашением на отчетный концерт коллектива, а  Вера и Александр обошли главные  улицы города и расклеили плакаты  на досках объявлений.

Таким образом, совместная работа не только делает коллектив  более сплоченным, но и воспитывает  в участниках ответственность, инициативность, решительность, организованность, самостоятельность, заботливость, аккуратность, развивает  творческий потенциал, а также, чувство  долга перед остальными участниками  и руководителем коллектива.

2. Репетиционный  период.

Репетицию можно  представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит  коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень  подготовки участников.

Педагогом были найдены  такие приёмы и методы работы с  коллективом на репетиции, которые  позволили успешно решить стоящие  перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи, применяя при этом знания основных принципов и условий проведения репетиций.

Репетиции ансамбля проводились три раза в неделю по 2 часа. Каждая встреча была спланирована до минуты (разминка, время на тот  или иной номер, перерыв).

Репетиции начинались всегда вовремя, независимо от того, сколько  участников пришло к назначенному часу. Это послужило хорошим уроком тем, кто опаздывал, и приучило всех приходить на репетицию за 10 - 15 минут  до начала. Если бы руководитель из-за несвоевременной явки участников задерживал репетицию, число опозданий могло  увеличиться, что привело бы к  потере времени, отведённого на репетицию. От этого снизилась бы не только художественная отдача репетиции, но и  терялся бы её воспитательный, нравственно-организующий смысл.

Репетиция начиналась с разминки, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной  и репетиционной работы. Но разминка не должна быть затянутой, так как  у исполнителей должны остаться силы для работы над репертуаром коллектива.

Если вся организационная  часть репетиции обеспечена должным  образом, то усиливается и её воспитательное воздействие. Поэтому важно продумывать  репетиционные занятия до мельчайших подробностей их организационно-методическую и техническую стороны.

После разминки переходили к разучиванию танцевальных номеров.

На репетиции  обязательно использовался необходимый  реквизит (например: лавочка для  номера «Кадриль») и необходимые  костюмные атрибуты (например: платочки в руку и венки для «Весеннего хоровода», шали для хороводной пляски «Праздничная» и так далее). Это  всегда было приготовлено заранее костюмером. Благодаря заранее спланированным, продуманным репетициям, коллектив  успевал справиться с поставленными  задачами, при этом, точно укладываясь  в репетиционное время. Очень  важно, что после каждой встречи  у исполнителей оставалось чувство  удовлетворения от работы.

В завершение репетиции  делался общий поклон и апплодисменты в благодарность педагогу за проведенную работу.

Вывод: репетиция  является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей  эстетической направленности и характере  исполнительских принципов.

2.2.3 Контрольный  этап

На контрольном, завершающем, этапе исследования был  проведен отчетный концерт коллектива «Илимчанка» в Районном Доме Культуры «Горняк».

Концертное выступление - ответственейший момент в жизни  хореографического коллектива. Оно  является качественным показателем  всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного  руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят  о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о  творческом почерке, самобытности и  оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько  правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства  им.

Через 7 месяцев  работы с коллективом была собрана  концертная программа из 10 номеров:

1. Хореографическая  композиция «Кадриль»;

2. «Весенний хоровод»;

3. Мужская пляска  «Яблочко»;

4. Женский перепляс  «Топотухи»;

5. Хореографическая  миниатюра «Подарок»;

6. Пляска «Барыня»;

7. Стилизация русского  народного танца «Деревенское  танго»;

8. Хореографическая  картинка «На гулянии»;

9. «Грузинский хоровод»;

10. Массовая пляска  «Праздничная».

Все участники коллектива принимали участие в концерте, некоторые исполняли сольные  номера.

Для подготовки к  концерту, были организованы совместные репетиции с ансамблем русских  народных инструментов «КАПРИС», этот коллектив много лет сотрудничает с «Илимчанкой». И исполнители и оркестр должны были чувствовать друг друга, музыкантам необходимо было видеть, что происходит на сцене и зрительно знать все нюансы номеров.

Благодаря тому, что  в течение шести месяцев в  коллективе был поднят репертуар, пошиты костюмы, продуктивно простроен  репетиционный процесс, за месяц  до выступления, концерт был полностью  готов. И это было не случайно, так  как художественный руководитель поставил себе задачу до отчетного концерта несколько раз «обкатать» программу  на зрителя во время выездных выступлений.

Результат кропотливой  и тщательной работы был достигнут. На отчетном концерте ансамбля «Илимчанка» перед зрителями предстала насыщенная по характеру и содержанию, богатая и разнообразная программа. Где были и жизнерадостные пляски, и кадрили, и лирические хороводы и многое другое, что не оставило зрителей равнодушными.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это  не только показ определённых художественных результатов, но и эффективная форма  нравственного и эстетического  развития исполнителей.

Г. Струве пишет: «Участие в концертах выявляет все возможности  коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплочённость, дисциплину, способность подчиняться  воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет  и воспитательное значение. Для участников коллектива должно быть не всё равно, оценят ли их общий, коллективный труд».

Выводы по практической части исследования

В итоге проведенного практического исследования воспитания личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности были сделаны следующие выводы:

1. В самодеятельном  хореографическом коллективе возможно:

· формирование индивидуального  воспитательного пути;

· обеспечение каждому  ученику «ситуации успеха»;

· самореализация личности ребенка и педагога;

· приобщение детей  к искусству хореографии;

· формирование общей  и художественно-эстетической культуры личности ребенка;

· развитие индивидуальных творческих способностей детей;

· совместная художественная творческая деятельность участника  и педагога.

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе