Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Назначение. Воспитание как общественное явление имеет  своим назначением исполнение объективной  функции общественного механизма  взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание  подрастающих поколений в жизнь  общества, становление их производительной силой и личностями.

Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический (источником и критерием познания считается чувственный опыт, наблюдение) опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура.

Итак, общественное явление - воспитание - необходимо как  способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в  конкретно-исторических условиях в  результате определенным образом сложившихся  общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием  его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и  качеств личности требования жизни.

 

Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе

2.1 Теоретическая  часть исследования

2.1.1 Специфика любительского  хореографического коллектива

Ведущим звеном любой  деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств  и методов, а также результаты деятельности. Целевой установкой хореографических непрофессиональных объединений должно быть не столько повышение профессионального  мастерства участников, овладение ими  практическими умениями, личными  навыками исполнения танцев, сколько  формирование личности. Вместе с тем необходимо отметить, что попытки недооценивать уровень мастерства в любых хореографических объединениях несостоятельны, так как средством воспитания участников может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания. Однако анализ деятельности любительских хореографических объединений показывает, что основной и порой единственной целью для них становится концертно-исполнительская деятельность, что связано с непониманием основной социальной функции - воспитательной, с неумением выделить главные педагогические цели и задачи, конкретизировать их соответственно каждому из этапов развития коллектива. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.

В современной литературе по вузовской педагогике все большее  внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:

- единство художественного  и педагогического начал в  воспитательном процессе;

- изучение и  учет психологической типологии  участников и руководителей любительского  коллектива;

- выявление структуры  педагогического процесса;

- психолого-педагогические  аспекты руководства любительским  хореографическим коллективом;

- формирование  репертуара в связи с учебно-воспитательной  работой.

Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное  условие творческой деятельности любительского  коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы  творческого роста в первую очередь  зависят от качества учебно-воспитательной работы.

Тенденция разделять  учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленные части (учебную  и воспитательную), либо рассматривать  воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым  подразумевается лишь накопление определенной суммы профессиональных знаний и  навыков, не выдерживает критики.

Наиболее результативно  единство обучения и воспитания непосредственно  в процессе творчества и пробуждение  желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в  котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в любительском коллективе становится и процессом воспитания личности.

Вопросы подбора  репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применения различных  форм и методов обучения, использование  опыта профессиональных школ и фольклорных  традиций, сочетание коллективных занятий  с индивидуальными и мелкогрупповыми  составляют основу для понимания  сущности учебно-воспитательного процесса в любительских коллективах.

Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служат основой его существования, а значит, осуществления широкой  педагогической программы формирования личности участника.

Специфика воспитательной работы в любительском коллективе заключается  в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических  моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую  выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического  развития участников коллектива.

Методика педагогического  руководства любительским хореографическим коллективом предполагает определение  содержания деятельности, выбор системы  методов и приемов, обусловленных  спецификой воспитательного процесса, то есть возможностями и способами  его осуществления. [25, с.5-8]

В основном хореографические коллективы формируются на основе государственных  учреждений и носят самодеятельный характер. Сущностные признаки самодеятельного  творчества: добровольность участия  в самодеятельном коллективе; инициатива и активность участников самодеятельности; духовная мотивация участников самодеятельных коллективов; функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические  признаки самодеятельного творчества: организованность; отсутствие у их участников специальной подготовки к деятельности; более низкий, чем  у профессиональных коллективов  уровень деятельности; безвозмездность  и др.

Важность правильного  проведения организационного оформления коллектива определяется тем, что именно здесь закладываются основы создания добрых традиций, благоприятного психологического микроклимата, атмосферы товарищества, формирования межличностных отношений  участников и управления этим процессом, развитие общественных начал и т. д. Словом, создаются условия для  многогранного воспитательного  воздействия на личность, для формирования высоких эстетических вкусов, культуры общения, творческой активности. Работа самодеятельного коллектива будет протекать успешно при условии правильного планирования различных форм деятельности хореографического коллектива. Прежде всего, необходимо составить общий план работы на год в соответствии с планами учреждения, на основе которого создан коллектив. В нем должны быть отражены следующие направления:

-- организационные  мероприятия;

-- учебно-воспитательная  работа;

-- концертная деятельность.

На основе общего плана руководитель составляет календарный, в котором определяются дни и  часы общих репетиций, групповых  и индивидуальных занятий, темы занятий, посещение театров, концертов, совместных репетиций с другими самодеятельными  коллективами, концертных выступлений  и т. д.

Вся работа, которая  проводится в коллективе, должна фиксироваться  в дневнике или журнале, так как  без учета нет возможности  проверить деятельность руководителя и участников, сделать анализ, выявить  недостатки. В дневнике или журнале  руководитель должен фиксировать содержание и форму проведения каждого занятия, а также отразить свою деятельность по повышению квалификации (посещение  методических совещаний, семинаров  руководителей художественной самодеятельности, участие в конференциях работников культуры, формирование репертуара и  т. д.).

Итогом учебно-воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах является концертное выступление. Это важное событие в духовной жизни коллектива. Концертное выступление  доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своих  занятий танцевальным искусством, еще  более укрепляет и расширяет  кругозор, способствует формированию общественной активности. Концерт, как  и репетиционный процесс, оказывает  большое воспитательное воздействие  на участников. Концертно-творческая деятельность коллектива по своей направленности подразделяется на три типа:

· отчетные концерты (в соответствии с планами коллектива и учреждения);

· тематические выступления (в соответствии с календарными праздниками);

· фестивально-конкурсная деятельность (участие в различных конкурсах и фестивалях).

Целевая установка  репетиций на концертное выступление  изменяет сам характер деятельности участников: вызывает положительное  отношение к занятиям в хореографическом коллективе, пробуждает интерес, изменяет мотивы обучения танцевальному искусству, - все это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности.

2.1.2 Формы и методы  воспитательной работы в хореографическом  коллективе

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [32, с. 94].

1. Педагог, приступая  к постановочной работе, рассказывает  детям об истории, на основе  которой делается постановка, о  быте, костюмах, традициях, об образах  и характерах, о мотивах их  действий и т.д. Все это необходимо  подготовить для детей на доступном  для них языке, возможно с  показом красочных иллюстраций,  преподнести материал эмоционально, выразительно.

2. Просмотр специальных  фильмов, прослушивание музыки. Коллективный  просмотр сближает детей и  педагога. Появляется общая тема  для разговора, в котором педагог  умно и тактично направляет  детей в русло правильных рассуждений.

3. Воспитывают и  традиции, которых в коллективе  может быть множество: это и  посвящение в хореографы, и переход  из младшей группы в старшую, и т.д.

4. Воспитание дисциплины  прививает навыки организованности  в процессе труда, воспитывает  активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

5. Постановки номеров  на современные темы подталкивают  на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

6. Полезен совместный  просмотр и совместное обсуждение  концертных программ, спектаклей  как профессиональных, так и любительских  коллективов.

7. Проведение анализа  концертных выступлений самого  коллектива. Педагог-руководитель обязан  остановиться как на положительных,  так и на отрицательных моментах  программы. Важно уделить внимание  каждому ребенку, учитывая его  индивидуальные особенности характера.  Вовремя сказанное доброе слово,  проявление поддержки, одобрения  во многом помогут раскрыться  способностям детей.

8. Большую воспитательную  работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами  и творческая помощь друг другу.

9. Встречи с талантливыми  творческими людьми. Их рассказ  о своей профессии и творчестве  имеют сильное эмоциональное  воздействие на детей.

10. Проведение вечеров  отдыха с участием детей и  родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля  и т.д.).

11. Воспитательным  моментом в коллективе является  полная занятость детей в репертуаре  коллектива. Это является стимулом  для занятий, так как дети  знают, что никто из них не  останется в стороне.

12. Большую пользу  в художественном воспитании  детей принесет изучение танцев  других народов.

13. Постановка хореографических  произведений, вошедших в «золотой»  фонд хореографии, оказывает большое  эстетическое воздействие на  детей. В данном случае необходимо  помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла  номера, упрощение танцевальной  лексики. И если, все-таки, номер  поставлен, педагогу нужно помнить,  что он обязан указать, кто  является автором постановки  и кто подготовил номер в  данном коллективе.

Подготовка крупной  формы хореографического произведения или же большой общей программы  является одним из хороших методов  воспитания детей.

Хореографический  коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем  у детей: снимает отрицательные  факторы (закомплексованность в  движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере  маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает  тенденцию «исключительности» некоторых  детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает  за их творческим ростом. Для них  он прилагает все старания, не жалея  ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [72, с. 178].

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе