Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»
Назначение. Воспитание
как общественное явление имеет
своим назначением исполнение объективной
функции общественного
Содержание. Воспитание
как объективное конкретно-
Итак, общественное явление - воспитание - необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требования жизни.
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть исследования
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
Ведущим звеном любой
деятельности является цель, ибо ею
определяется содержание, выбор средств
и методов, а также результаты
деятельности. Целевой установкой хореографических
непрофессиональных объединений должно
быть не столько повышение
В современной литературе по вузовской педагогике все большее внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:
- единство художественного и педагогического начал в воспитательном процессе;
- изучение и
учет психологической
- выявление структуры педагогического процесса;
- психолого-педагогические
аспекты руководства
- формирование
репертуара в связи с учебно-
Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности любительского коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.
Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленные части (учебную и воспитательную), либо рассматривать воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым подразумевается лишь накопление определенной суммы профессиональных знаний и навыков, не выдерживает критики.
Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в любительском коллективе становится и процессом воспитания личности.
Вопросы подбора
репертуара, овладение средствами художественной
выразительности, применения различных
форм и методов обучения, использование
опыта профессиональных школ и фольклорных
традиций, сочетание коллективных занятий
с индивидуальными и
Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служат основой его существования, а значит, осуществления широкой педагогической программы формирования личности участника.
Специфика воспитательной
работы в любительском коллективе заключается
в органичном сочетании художественно-
Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом предполагает определение содержания деятельности, выбор системы методов и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, то есть возможностями и способами его осуществления. [25, с.5-8]
В основном хореографические коллективы формируются на основе государственных учреждений и носят самодеятельный характер. Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе; инициатива и активность участников самодеятельности; духовная мотивация участников самодеятельных коллективов; функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность; отсутствие у их участников специальной подготовки к деятельности; более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности; безвозмездность и др.
Важность правильного проведения организационного оформления коллектива определяется тем, что именно здесь закладываются основы создания добрых традиций, благоприятного психологического микроклимата, атмосферы товарищества, формирования межличностных отношений участников и управления этим процессом, развитие общественных начал и т. д. Словом, создаются условия для многогранного воспитательного воздействия на личность, для формирования высоких эстетических вкусов, культуры общения, творческой активности. Работа самодеятельного коллектива будет протекать успешно при условии правильного планирования различных форм деятельности хореографического коллектива. Прежде всего, необходимо составить общий план работы на год в соответствии с планами учреждения, на основе которого создан коллектив. В нем должны быть отражены следующие направления:
-- организационные мероприятия;
-- учебно-воспитательная работа;
-- концертная деятельность.
На основе общего
плана руководитель составляет календарный,
в котором определяются дни и
часы общих репетиций, групповых
и индивидуальных занятий, темы занятий,
посещение театров, концертов, совместных
репетиций с другими
Вся работа, которая проводится в коллективе, должна фиксироваться в дневнике или журнале, так как без учета нет возможности проверить деятельность руководителя и участников, сделать анализ, выявить недостатки. В дневнике или журнале руководитель должен фиксировать содержание и форму проведения каждого занятия, а также отразить свою деятельность по повышению квалификации (посещение методических совещаний, семинаров руководителей художественной самодеятельности, участие в конференциях работников культуры, формирование репертуара и т. д.).
Итогом учебно-воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах является концертное выступление. Это важное событие в духовной жизни коллектива. Концертное выступление доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своих занятий танцевальным искусством, еще более укрепляет и расширяет кругозор, способствует формированию общественной активности. Концерт, как и репетиционный процесс, оказывает большое воспитательное воздействие на участников. Концертно-творческая деятельность коллектива по своей направленности подразделяется на три типа:
· отчетные концерты (в соответствии с планами коллектива и учреждения);
· тематические выступления (в соответствии с календарными праздниками);
· фестивально-конкурсная деятельность (участие в различных конкурсах и фестивалях).
Целевая установка репетиций на концертное выступление изменяет сам характер деятельности участников: вызывает положительное отношение к занятиям в хореографическом коллективе, пробуждает интерес, изменяет мотивы обучения танцевальному искусству, - все это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности.
2.1.2 Формы и методы
воспитательной работы в
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [32, с. 94].
1. Педагог, приступая
к постановочной работе, рассказывает
детям об истории, на основе
которой делается постановка, о
быте, костюмах, традициях, об образах
и характерах, о мотивах их
действий и т.д. Все это
2. Просмотр специальных
фильмов, прослушивание музыки. Коллективный
просмотр сближает детей и
педагога. Появляется общая тема
для разговора, в котором
3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.
4. Воспитание дисциплины
прививает навыки
5. Постановки номеров
на современные темы
6. Полезен совместный
просмотр и совместное
7. Проведение анализа
концертных выступлений самого
коллектива. Педагог-руководитель обязан
остановиться как на
8. Большую воспитательную
работу играют творческие
9. Встречи с талантливыми
творческими людьми. Их рассказ
о своей профессии и
10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
11. Воспитательным
моментом в коллективе
12. Большую пользу
в художественном воспитании
детей принесет изучение
13. Постановка хореографических
произведений, вошедших в «золотой»
фонд хореографии, оказывает
Подготовка крупной
формы хореографического
Хореографический
коллектив в определенном смысле
и в определенных условиях способствует
разрешению возникающих проблем
у детей: снимает отрицательные
факторы (закомплексованность в
движении, в походке, поведении на
дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность
(необходимая черта в
Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [72, с. 178].
Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе