Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную  потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование  в них, и обнаруживает способность  быть личностью, реализуемую в социально  значимой деятельности. Наличие и  особенности способности быть личностью  могут выявляться с помощью метода субъективности. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и  его воспитания.

1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность

Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения:

1. Коллектив не является  простой суммой, конгломератом отдельных  личностей, это особое образование,  которое, будучи раз созданным,  формирует личности своих членов.

2. Не через личность  мы воздействуем на коллектив,  а наоборот, коллектив есть средство  воздействия на личность.

3. Коллектив изначально  формируется "питательной средой", в которой он существует; будучи  уже сформированным, коллектив сам  начинает поддерживать свою "питательную  среду".

4. Не личность существует  для коллектива, а коллектив для  личности.

Коллектив, как и человек, имеет свое лицо. Формирует же коллектив "питательная среда". Что это  такое?

Создание коллектива всегда происходит в определенной среде. Основные характеристики любой "питательной  среды":

· характер ведущей деятельности, цель;

· постоянство/непостоянство;

· свобода/несвобода;

· общая психологическая  атмосфера.

Отдельные личности в коллективе формируются коллективом; коллектив  же формируется "питательной средой", важнейшей характеристикой которой  является характер ведущей деятельности. Задача педагога в том, чтобы с  самого начала создать положительную "питательную среду".

Следует помнить, что формирование личности и среды - процесс двусторонний: среда поддерживает определенное сознание отдельной личности, а отдельная  личность, в свою очередь поддерживает эту среду. Если это уже произошло, то что-то изменить становится чрезвычайно  трудно. Интересно, что в этом случае начинать педагогическое воздействие  нужно прямо противоположным  образом, т. е. воздействие на сознание отдельных личностей, так как  изменение среды без изменения  сознания ее обитателей оказывается  совершенно невозможным.

Не всякая группа людей  является коллективом. Психология определяет коллектив как группу людей, которая  занята определенной общей деятельностью  и имеет общую цель. Только одна деятельность и цель способны создать коллектив - это человеческое общение - главная сфера, на которую должен обращать внимание педагог.

Нужно помнить - все для  личности, все для человека. Это  не значит, что на первый план выдвигаются  индивидуалистические установки. Коллектив  для личности - это значит, что  человек не должен приноситься в  жертву коллективу, так как человек - цель, коллектив только средство.

А. С. Макаренко выделяет стадии развития коллектива. Количественные изменения, которые по крупицам накапливаются  в коллективе на первой и второй стадии его развития, переходят при  нормальном течении воспитательного  процесса в качественные. На третьей стадии развития коллектива уже не директор непосредственно, а сам коллектив предъявляет личности необходимые требования и регулирует ее поведение. Коллектив превращается в целостный социальный организм, с четко отлаженной системой саморегуляции. На этой стадии окончательно складывается тот особый стиль и тон жизни, по которому развитый коллектив можно отличить от неразвитого. Вошедшая в плоть и кровь демократия, реальная самоуправляемость, предпочтение общих интересов, умение подчиниться и приказать, полная защищенность личности, ответственность за себя и за весь коллектив - таковы основные признаки развитого коллектива. Поэтому главной целью педагогов - руководителей коллективов должен стать развитый коллектив.

Известно, что коллектив  влияет на личность. Это может быть как положительное влияние, так  и отрицательное. Рассмотрим факторы  каждого из них, так как они  имеют большое значение для правильной организации референтных взаимоотношений в творческом коллективе.

Положительное влияние группы на личность:

1. В группе человек  встречается с людьми, которые  являются для него основным  источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группе, являются  средством передачи личности, включенной  в их систему, социальных норм  и ценностных ориентаций, то есть  обеспечивают адаптацию личности  к реалиям жизнедеятельности.

3. Группа является таким  местом, где личность отрабатывает  свои коммуникативные умения  и навыки.

4. От участников группы  личность получает информацию, позволяющую  ей адекватно воспринимать и  оценивать себя, сохранять и укреплять  свою самостоятельность.

5. Группа снабжает личность  системой положительных эмоциональных  подкреплений, необходимых для ее  развития.

Отрицательное влияние группы на личность:

1. Межличностные отношения  в группе могут заключать в  себе не только позитивные, но  и негативные ценности, нормы,  образцы поведения.

2. Группа может уступать  в творчестве особо одаренным  личностям. Коллективное творческое  решение, если оно принимается  "большинством голосов" нередко  оказывается более низкого качества, чем решение особо одаренной  личности, входящей в группу. Как  следствие, такие личности, находясь  под сильным психологическим  давлением большинства, подавляются  в своем творческом развитии.

Для того чтобы воздействие  творческого коллектива на личность было благоприятным, необходим положительный  психологический климат, который  проявляется в общем эмоциональном  отношении воспитанников к происходящему, в активности ребят, готовности к  творческой деятельности.

Взаимное доверие - одно из наиболее важных социально-психологических  проявлений референтных личных взаимоотношений в группе. Если доверия нет, ребята относятся друг к другу отчужденно или равнодушно, а если это так, то говорить о достижении творческой цели невозможно.

Чтобы создать в объединении  референтные межличностные отношения, нельзя проявлять чрезмерную заботу о них в ущерб деловым - необходимо добиться их гармоничного взаиморазвития, ибо трудовая деятельность и общение взаимосвязаны: структура общения зависит от содержания и организации труда. При этом неблагоприятно сложившееся общение сводит на нет многие начинания.

Психологически любое  творческое объединение развивается  в деятельности, которая определяет его основные характеристики, результаты творческих усилий, воспитательные возможности. Влияние социально значимой работы на развитие коллектива зависит от того, насколько продуманы формы  ее организации. Она, как уже отмечалось, должна строиться на основе ответственной  зависимости, то есть обеспечивать зависимость  общего результата от труда каждого.

Приступая к формированию коллектива, педагог должен четко  представлять, чем конкретно группа под его руководством будет заниматься. Для нормального развития объединения  необходимо достаточное количество сплачивающих совместных дел, а также  насыщенность деятельности творческой активностью.

Таким образом, коллектив - это  группа объединенных общими целями и  задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется  особый тип межличностных отношений, для которых характерны:

1) высокая сплоченность;

2) коллективное самоопределение;

3) коллективная идентификация;

4) социально ценный характер  мотивации межличностных выборов;

5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

6) объективность в возложении  и принятии ответственности за  результаты совместной деятельности.

Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего  и гармоничного развития каждого  члена коллектива, способствуют появлению  коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется  ряд социально - психологических  закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах  низкого уровня развития. Так, с увеличением  коллектива:

1) не уменьшается вклад,  вносимый его членами;

2) не снижается уровень  действенной групповой эмоциональной  идентификации;

3) не ослабевает мотивация  совместной деятельности;

4) отсутствуют резкие  противоречия между индивидуальными  и групповыми интересами;

5) имеется положительная  связь между эффективностью совместной  деятельности и благоприятным  психологическим климатом.

В случайных общностях  вероятность оказания помощи пострадавшему  уменьшается с увеличением числа  очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в  коллективе образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально  значимыми целями.

1.3 Основы воспитательного  процесса

Обучение - один из элементов  педагогического процесса. Вторым важнейшим  элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой  процессы целенаправленного влияния  на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так  как именно воспитание дает возможность  ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей  и норм. Воспитание - процесс целенаправленного  влияния, целью которого выступает  освоение ребенком необходимого для  жизни в обществе социального  опыта и формирования принимаемой  обществом системы ценностей.

В литературе часто описывается  процесс самовоспитания. Самовоспитание также представляет собой процесс  целенаправленной социализации, в этом случае ребенок сам оказывает  влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат и продолжение  процесса воспитания.

Развитие человека требует  организации двух взаимосвязанных  процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные  задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами  организации.

Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися  основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились  в обществе, а также с формированием  личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения  и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические  наклонности или подворовывать  мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитанность - далеко не одно и то же.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий  ряд особенностей.

Во-первых, необходимо уяснить, что воспитание - процесс целенаправленный. Основным ориентиром воспитания служит общественная направленность. Bocпитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

Во-вторых, процесс воспитания - процесс многофакторный. При его  осуществлении учитель должен учитывать  и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию  множества разнохарактерных влияний  и накапливает не только положительный, но отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. Очень часто получается, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут существенно различаться. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния учителя и объективных условий, тем успешнее идет воспитание.

В-третьих, огромную роль в  воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты  характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о том, что воспитание, как и педагогическая деятельность, в целом является искусством.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью  результатов от момента непосредственного  воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его  результаты не так явственно ощутимы  и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического  воздействия и устойчивым проявлением  воспитанности порой может лежать длительный период. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые  успехи нельзя.

В-пятых, особенностью воспитательного  процесса выступает непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это  процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение  ученика. Для этого необходима система  регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитания нерегулярен  и идет от случая к случаю, то воспитателю  постоянно приходится заново закреплять то что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки.

Итак, воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического  опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение  человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия  для его развития, подготовки к  общественной жизни и труду.

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе