Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»
К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей на занятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают, что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.
В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силу определенных обстоятельств они могут разделиться на группы.
Если это произошло,
не надо пытаться разобщать эти группы,
противопоставлять их друг другу. Нужно
умело использовать эти неформальные
объединения для улучшения
Воспитательный
процесс и активность детей обогащаются
присутствием традиций в коллективе
- посвящения в хореографы, празднования
дня рождения, проведения выходных
дней, оформления стенгазет, проведения
вечеров 8 марта и 23 февраля, новогодних
утренников и вечеров, выпускного вечера
старших учеников в форме капустника
или выпуска балетного
Для придания стабильности,
общей значимости коллектива необходимо
его включение в более широкий
круг общения с другими
У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения [55, с. 39].
Одним из первых требований
преподавателя является соблюдение
дисциплины. Дисциплина - это фактор
качества организации художественного
и учебно-воспитательного
Для хорошей организации
занятий педагог ведет журнал
посещаемости. Это другая сторона
воспитания, которая дисциплинирует
и очень хорошо влияет на детей
психологически. При возможных недоразумениях
с родителями, кстати, ответом будет
журнал посещаемости и успеваемости
детей. Журнал поможет педагогу ничего
не забыть и разрешить конфликтные
ситуации, возникающие из-за пропусков
занятий и оценок учеников. Существуют
индивидуальные карты детей, в которых
ежегодно оценивается успеваемость,
дается характеристика профессиональных
успехов ребенка, развитие его психофизических
возможностей. Это трудоемкая работа
преподавателя, но ее результаты впоследствии
представляют интерес. При анализе
записей можно проследить успехи
и недочеты детей на занятиях. Может
оказаться, что леность и инертность
ученика при начальном этапе
обучения перерастает в профессиональный
интерес, что происходит активное развитие
профессиональных данных, изменение
в характере ребенка в процессе
занятий. Тщательный анализ этих записей
поможет преподавателю
Выводы по теоретической части 2 главы
В итоге теоретического исследования о воспитательном процессе в хореографическом коллективе можно сделать следующие выводы:
1. Занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:
· занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.
· занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
· приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.
· занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.
· они определяют педагогические и организаторские способности детей.
2. Развитие детей
в хореографическом коллективе -
это процесс, в котором
Эффективность гармоничного развития качеств детей в условиях хореографического коллектива зависит от того, в какой степени деятельность педагога будет опираться на особенности возрастных групп, в какой мере художественные и педагогические начала будут взаимно обусловлены, взаимосвязаны в едином целенаправленном художественно-педагогическом процессе.
3. Воспитательная
работа должна проводиться
4. Для успешной
работы педагог-руководитель
5. Формы и методы
воспитательной работы могут
быть различными и зависеть
от характера и направленности
творческой деятельности
· словесный метод (объяснение, беседа, рассказ и т.д.);
· практический метод (обучение навыкам хореографии);
· наглядный метод (просмотр концертных программ, спектаклей, прослушивание музыки и т.д.).
Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.
6. Основным видом
деятельности самодеятельного
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
2.2 Практическая
часть. Воспитание личности
Практическая часть исследования проводилась с сентября 2011г. по март 2012г. в три этапа: диагностический, формирующий, контрольный.
Цель практического исследования - провести диагностику уровня воспитанности участников коллектива, создать модель воспитательного процесса в хореографическом коллективе для наиболее гармоничного развития личности.
Гипотеза - процесс воспитательной работы в хореографическом коллективе будет более эффективным при следующих условиях:
· учета руководителем
возрастных и индивидуально-
· осуществлении индивидуализации личности в процессе воспитательной работы;
· учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности участников коллектива.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· изучить возрастные и индивидуальные особенности участников коллектива;
· провести диагностику уровня воспитанности участников коллеткива;
· определить формы и методы воспитательной работы в данном коллективе;
· произвести анализ, а затем обобщение полученных результатов исследования.
В качестве практической базы исследования была выбрана средняя группа самодеятельного коллектива народного танца «Илимчанка» на базе Муниципального учреждения Районного Дома Культуры «Горняк» г.Железногорска-Илимского. Возрастные границы участников 10-12 лет.
Коллектив был создан в 1999 году, художественный руководитель А.В. Кочева. За время своего существования коллектив провел большую концертно-творческую деятельность, принимал участие в различных региональных, областных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
2.2.1 Диагностика
средней группы коллектива
На первом этапе исследования проводилась диагностика темперамента средней группы коллектива народного танца «Илимчанка».
Для этого был
проведен «Тест по выявлению особенностей
темперамента» каждого
Корецкая Юлия - меланхолик, интроверт. Ей свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. Иногда может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. Но порой может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Малая Юлия - сангвиник, экстраверт. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общительна. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлива, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.
Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе