Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при  взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии самих  воспитуемых - полноправных субъектов, а не только объектов воспитания, отечественная  психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального  бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности.

1.4 Организация воспитательного  процесса

Формы воспитания представляют собой различные способы организации  воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось много  таких форм. Они бывают индивидуальными (например, индивидуальная беседа), групповыми (сборы, собрания, классные часы и т.п.) и массовыми (вечера отдыха, конференции, концерты, соревнования).

В учебно-воспитательных учреждениях  в настоящее время все большее  значение приобретают различные  групповые и массовые формы воспитательной работы.

Особую актуальность приобретает  проблема воспитания и самовоспитания творческой личности. На современном  этапе руководитель, мастер производственного  обучения, использует методы воспитания не только как средство преодоления  отрицательных тенденций в развитии личности, но и как средство формирования положительных свойств и качеств. Использование для воспитания и  развития личности идеи личностно-ориентированного воспитания, которое воплощает демократические, гуманистические положения, является потребностью времени.

Основой воспитательного  процесса является система отношений, которая определяет взаимодействие между преподавателем, мастером производственного  обучения, воспитателем и воспитанником. Воспитание есть влияние, действие со стороны педагога на ученика с  целью организации жизни ребенка, но это действие следует понимать не как механическую или словесную, а как глубинную внутреннюю работу воспитателя и воспитанника, которая  служит причиной активности обеих сторон. Строя отношения между воспитателем и воспитанником на основе уважения, поддержки достоинства ученика, заинтересованности его личностью, мы и стараемся реализовывать  гуманизацию отношений, гуманизацию и демократизацию воспитания в целом. К наиболее весомым принципам воспитательной работы относим:

- принцип гуманизации и демократизации воспитательного процесса, который предусматривает равноправие, но разнообязанность участников педагогического взаимодействия, их взаимоуважение, которое вызывает у воспитанников положительную настроенность, открытость к восприятию гражданских ценностей: искренности, доброты, справедливости, доброжелательности, сочувственности, милосердия и т.п.;

- принцип самоактивности и саморегуляции, который оказывает содействие развитию у воспитанника объективных характеристик, формирует способность к самокритичности, к принятию самостоятельных решений, и формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности;

- принцип комплексной  и междисциплинарной интегрированности  предусматривает установление в  национальном воспитании тесного  взаимодействия и объединение  учебного и воспитательного процессов,  усилий семьи, детских и молодежных  объединений, организаций;

- принцип культуросоответствия предусматривает органическое единство с историей и культурой народа, народными традициями и обычаями, которые обеспечивают преемственность и наследственность поколений;

- принцип интеркультурности предусматривает интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей в общечеловеческую культуру;

- принцип гармонизации  родственного и общественного  воспитания заключается в объединении  и координации воспитательных  усилий всех общественных учреждений, организаций педагогического всеобуча  родителей;

- принцип непрерывности  и преемственности оказывает  содействие подготовке сознательной  интеллигенции, обновлению и обогащению  интеллектуального геноцида наций,  созданию необходимых условий  для развития личности, ее мышление, общей культуры, пропагандирование здорового образа жизни.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного  процесса, в котором объединены и  сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается  в том, чтобы правильно управлять  этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его  индивидуальности, прав и свобод. Педагог  должен опираться на потенциальные  личностные возможности, способствуя  их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных  принципов в зависимости от следующих  признаков:

- от цели воспитания;

- от содержания и направленности  воспитательных задач;

- от возраста учащихся;

- от уровня их воспитанности  и личного социального опыта;

- от особенностей детского  коллектива и его традиций;

- от особенностей и  традиций региона;

- от технических и материальных  возможностей коллектива;

- от уровня профессионализма  учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить  их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому  возникает вопрос, как ориентироваться  во всем этом многообразии.

Есть лишь один эффективный  путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой  по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное  множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются  по следующим признакам: по целевой  направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным  воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников  с целью непосредственного воспитательного  воздействия на них.

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская  позиция детей и организаторская  роль взрослых или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и  т.п.

Как определенный тип формы  работы мероприятие можно выбирать:

- когда нужно решить  просветительские задачи;

- когда необходимо обратиться  к содержанию воспитательной  работы, требующей высокой компетентности;

- когда организаторские  функции слишком сложны для  детей;

- когда стоит задача  непосредственного обучения детей  чему-либо;

- когда необходимы меры  по укреплению здоровья детей,  их физического развития, по выполнению  режима дня, поддержанию дисциплины  и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость  кому-либо, в том числе и самим  себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная  позиция детей; их участие в организаторской  деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

- дела, в которых организаторскую  функцию выполняет какой-либо  орган или даже кто-то персонально;

- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским  творчеством какой-либо части  коллектива, которая задумывает, планирует  и организует их подготовку  и проведение;

- коллективные творческие  дела (КТД), в организации которых  и творческом поиске лучших  решений и способов деятельности  принимают участие все члены  коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими  воспитательными возможностями, так  как они:

- предоставляют возможность  каждому ребенку внести свой  личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

- обеспечивают активную  реализацию и обогащение личного  и коллективного опыта;

- способствуют укреплению  коллектива, его структуры, содействуют  разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

- эмоционально привлекательны  для ребят, позволяют опираться  на значимые для них содержание  и способы организации деятельности  в самых разных ситуациях воспитательного  процесса.

Игры - это воображаемая или  реальная деятельность, целенаправленно  организуемая в коллективе воспитанников  с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут  в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет  место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные, познавательные и др.

Для перечисленных типов  форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для  кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как  способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой "по лесенке" мероприятия - игры - дела наиболее благоприятен с  точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас  тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые  их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

· экспромт;

· относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

· организуемые одним человеком;

· организуемые группой участников;

· организуемые коллективно.

По характеру включения  в деятельность:

· обязательное участие;

· добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

· "открытые" (для других, совместно с другими);

· "закрытые" (для своего коллектива).

По методам воспитания:

· словесные;

· практические;

· наглядные.

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

· организация познавательно-развивающей  деятельности;

· нравственное воспитание;

· эстетическое воспитание;

· физическое воспитание.

Таким образом, различные  вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал  и целенаправленно выбирать соответствующие  варианты форм, учитывая их достоинства  и недостатки.

В заключение можно сделать  следующий вывод.

Все типы форм работы имеют  свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи  свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью  реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое  явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования  различных форм организации педагогического  процесса.

1.5 Методы педагогического  взаимодействия

Методы воспитания -- совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными  фактами, как достигнутый уровень  развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между  воспитателем и воспитанниками.

Воспитатель и воспитанник  являются субъектами взаимодействия. Это означает, что каждый из них  в ситуации общения и деятельности способен проявлять деятельную активность. Но воспитатель и воспитанник -- это не вполне равные субъекты воспитательного взаимодействия. Неравенство воспитателя и воспитанника -- это неравенство ответственности за развитие педагогической ситуации. Педагог в силу своей социальной роли должен стремиться к достижению конкретных целей. Метод воспитания -- это способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение целей воспитания.

В настоящий момент существуют различные классификации методов  воспитания. Остановимся на традиционной классификации, представленной в учебнике Т.А.Ильиной. Т.А.Ильина опиралась на итоги дискуссии по поводу классификации методов воспитания, которая развернулась на страницах журнала «Советская педагогика» в 1970--1972 гг. Обобщенный результат дискуссии получил следующую форму.

Первая группа -- методы убеждения: внушение, разъяснение, беседа, пример и др. В основе этих методов -- опора на сознание и чувства.

Вторая группа -- методы организации деятельности: приучение, упражнение, поручение и др.

Третья группа -- методы стимулирования: требование, поощрение, наказание и др.

Метод убеждения.

Сознание развивается  у человека естественным путем только в совместной деятельности с другими  людьми. Организация работы с информацией  подразумевает ее восприятие, анализ, моделирование возможных последствий  и апробацию полученных результатов  в практической деятельности. Метод  убеждения -- это путь воздействия на сознание. Он может быть осуществлен в различных формах:

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе