Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»
30. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: НМО "Творческая педагогика", 1993. - 80 с.
31. Козлов И.Ф., Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. - М., 1987.
32. Кудрявцев В.Т. Развитие
детства и развивающее
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
34. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.
35. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1982. - 20 с.
36. Лихачев Б.Т. Теория
эстетического воспитания
37. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
38. Макаренко А.С., О воспитании / А.С. Макаренко. - М., 1990.
39. Макаренко А.С., Собрание Сочинений: в 4 томах / А.С. Макаренко. - М., 1987.
40. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
41. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. Для клас. Руководителей. - 2-е изд. / доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
42. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
43. Никольская А.А., Сикорский
И.А. Гармония развития и
44. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997.
45. Ожегов С.И. , Шведова
Н.Ю. Толковый словарь
46. Павлова М.П., Карманов В.Ф., Педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся / М.П. Павлова, В.Ф. Карманов. - М., 1988.
47. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.,2001.
48. Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов.энциклопедия, 1996. - с.425
49. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-М.: Школа -Пресс,1998.-512с.
50. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
51. Плясецкая И.А. Моделирование нравственно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования (на примере Центра детского творчества): Дис. канд. пед. наук. - М.,1998. - 174 с.
52. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев - М.: Педагогика, 1976.
53. Поташник М.М. Как
развивать педагогическое
54. Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского - М.: Политиздат., 1990. - 494 с.
55. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
56. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
57. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.
58. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
59. Рахимов А.З. Роль
нравственного воспитания в
60. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
61. Рубинштейн С.Л. Психолого-
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.
63. Сальцева С.В. Социально-педагогические проблемы образования и воспитания. Программы научно-исследовательских лабораторий Социального института Оренбургского государственного педагогического университета. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002 - 72 с.
64. Самойлова Ю.В. Воспитание
духовности старшего школьника
в деятельности учреждений
65. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.
66. Семенова В.И. Воспитание
профессиональных интересов
67. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976.
68. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. - Минск: Полымя, 1998. - 575 с.
69. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984. - 161 с.
70. Скаткин М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1991. - С.3-6
71. Смоляр А.И. Личность
учителя и реализация функций
художественного образования и
эстетического воспитания / А.И. Смоляр
// Эстетическое воспитание и
72. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
73. Станиславский К.С. Этика. М., 1981.
74. Сухомлинский В.А. Избранные
педагогические сочинения: В
75. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.
76. Философский эстетический словарь - М.: ИНФРА - М, 2002. - 576 с.
77. Формирование личности:
проблемы комплексного подхода
в процессе воспитания
78. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983.
79. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. и доп.-М.: Гардарики, 2002.
80. Школа как воспитательная
система: Науч.-метод.
81. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.
82. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996;
83. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ-во России, 1998. - 48 с.
84. Щуркова Н.Е., Питюков Л.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
85. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.
86. Яновская М.Г. Нравственное
воспитание и эмоциональная
87. Интернет-сайт: www.psdict.ru
88. Интернет-сайт: www.bibliofond.ru
89. Интернет-сайт: www.ahmerov.com
90. Интернет-сайт: www.horeograf.com
91. Интернет-сайт: www.eti-deti.ru
Приложение 1
Тест по выявлению особенностей темперамента [91]
1. За новое дело я принимаюсь:
а. С нетерпением, быстро.
б. С творческой энергией.
в. Спокойно обдумав весь процесс работы.
г. С чувством неуверенности в своих возможностях.
2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя:
а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть.
б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.
в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание.
г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.
3. Из-за неудач в работе или учебе я:
а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей.
б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи.
в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.
г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.
4. Моя речь:
а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь.
б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.
в. Медленная, разборчивая, уверенная.
г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове.
5. Начиная новое дело я:
а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца.
б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до конца.
в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца.
г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать.
6. Я предпочитаю читать сказки, в которых:
а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви.
б. Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.
в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.
г. Подробно описана природа, чувства и переживания героев.
Если в ответах преобладает: а - холерик, б - сангвиник, в - флегматик, г - меланхолик.
Приложение 2
Диагностика нравственной воспитанности
(составлена доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой)
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Педагог обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно
быть не сдержанным с
4. Наверное, нет ничего
страшного в том, чтобы
5. Я считаю, что вежливость
помогает мне хорошо себя
6. Я думаю, что можно
позволить себе выругаться на
несправедливое замечание в
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно
уметь прощать людям их
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика
отношения к жизненным
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5".
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №3: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один".
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры:
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов:
1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 балла - высокий уровень
2-3 балла - средний уровень
0-1 балл - низкий уровень
Приложение 3
Тест “Определение уровня воображения”
Инструкция:
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3. Рассказывая какую-либо
историю, любите ли вы
4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе