Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»

Файлы: 1 файл

диплом хореография.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

2. Занятия в хореографическом  коллективе могут значительно  повлиять на различные качества  личности - ее социальную активность, творческие способности, общую  культуру, коллективизм и многое  другое.

3. Хореографические  коллективы обладают весьма значительным  воспитательным потенциалом, определяемым  природой хореографического искусства  и необычными возможностями построения  педагогического процесса.

Педагогический  процесс чаще всего протекает  спонтанно, рассчитан в основном на обучение приемам и навыкам  хореографии и концертно-творческую деятельность, то есть прокат программы  перед зрителями.

4. Художественный  руководитель хореографического  коллектива должен рассматривать  концертное выступление как важнейшее  событие в своей творческой  жизни и жизни коллектива. Превращение  концерта в средство воспитания, придание ему педагогического  смысла - важнейшая задача руководителя. К организации и проведению  любого выступления - независимо  от того, выступает коллектив  с большой программой в концертном  зале или же исполняет несколько  номеров на менее значимой  площадке, - необходимо относиться  одинаково ответственно и заинтересованно.

5. Концертное выступление  позволяет быстрее, чем репетиционная  работа, выявить недоработки с  коллективом не только художественного  порядка, но и в организационной  и воспитательной работе.

 

Заключение

Подводя итоги о  проведенном исследовании моделирования  воспитательного процесса в хореографическом коллективе, следует сделать следующие  выводы:

1. Воспитательный  процесс - это двусторонний процесс,  в котором осуществляется взаимодействие  воспитателя и воспитанника, в  результате чего происходят изменения  в личности воспитанника и  воспитателя.

2. Воспитательная  система - это совокупность элементов  (воспитательных отношений, технологий  управления учебно-воспитательным  процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения  и воспитания), которые в целостном  единстве и взаимосвязи создают  качественно определенные условия  для развития и формирования  личности.

3. Создание системы  воспитания требует научного  осмысления и творческого подхода  и искусства внедрения в жизнь,  где вся совокупность элементов  системы создают особую атмосферу  в коллективе.

4. Методы и приемы  воспитания это инструмент, которым  пользуется педагог, а необходимость  применения разных приемов вызвана  сложностью и противоречивостью  самого процесса воспитания.

5. Организация воспитательной  работы это деятельность руководителей  коллектива, направленная на выполнение  намеченного плана и достижения  поставленной цели.

6. Средства воспитания  должны применяться в единстве  с методами и методологическими  приемами, а средством может выступать  коллектив, различные виды деятельности  и т. д. Чем больше набор  средств, которым располагает  педагог, тем эффективнее его  профессиональная деятельность.

7. Начиная занятия  с детьми, педагог-хореограф, прежде  всего, стремится заинтересовать  детей, научить их любить и  понимать искусство танца, которое  расширяет сферу их интересов,  обогащает их новыми впечатлениями.  Приобретение правильных и точных  танцевальных навыков, участие  в исполнении танцев, творческое  отношение к созданию в них  образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое  восприятие, воспитывает эмоциональное  отношение к произведениям искусства,  учит правильным суждениям в  области хореографии.

8. Очень важно  дать детям грамотную и систематическую  подготовку в хореографическом  классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись  понимать и осмысливать содержание  изучаемого хореографического материала,  выразительно его исполнять, дети  по-новому, более активно и сознательно  начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального  знакомства с хореографией происходит  гармоничное развитие личности  ребенка, формируется художественный  вкус детей, они начинают подмечать  и воспринимать прекрасное не  только в искусстве, но и  в жизни.

9. Также, можно  прийти к заключению, что занятия  в хореографическом классе имеют  большое значение для физического  развития детей. Они приобретают  стройную осанку, начинают легко,  свободно и грациозно двигаться,  избавляются от таких физических  недостатков, как сутулость, «косолапость»,  лишний вес и т.д. У них  улучшается координация движений. На занятиях в хореографических  классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту, подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

Важно заметить, что  успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными  знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии  важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться  в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

Нельзя не сказать  о том, что важной чертой педагога в воспитании детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления  допущенных ошибок. Важно иметь психологическую  интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования  благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной  атмосферы в классе.

Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или  концерт изменяют интересы и возможности  детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные  черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит  от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию  исполнительского мастерства и здоровому  духовному развитию.

Танец - это образ  в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого  зрителя, образ необыкновенно выразительный, в то же время наделенный изобразительными правами танцевальной пластики. Изобразительность  и выразительность в танце  соревнуются друг с другом, никогда  не утрачивая глубину мысли и  не идя в разрез с поэтикой танца. Также танец выражает собой философскую  суть.

Сегодня важно определить роль, место и значение танца в  системе воспитания и признать, что  эстетические параметры танца являются важнейшими, но не единственными характеристиками. Задачи физического, творческого, эстетического  и духовного воспитания детей  дошкольного возраста и школьников заставляют пересмотреть разновидности  и многообразие типов танца в  социальном контексте развития личности. Отсюда можно сделать вывод о  многофункциональности танца как  важного феномена, который в силу недостаточной исследованности  ограниченно и пассивно используется в системе воспитания, образования  и в процессе физического обучения и требует дополнительного исследования.

Искусство хореографии - явление общечеловеческое, имеющее  многовековую историю развития. В  основе его происхождения лежит  непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность  выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

Специфика хореографического  искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено  самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной  сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через  музыку духовно, танец помогает обрести  уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных  этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу  как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.

Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние  и на физическое развитие человека.

Моделирование воспитательного  процесса в хореографическом коллективе предполагает определение содержания деятельности, выбор системы и  приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями  и способами его существования.

На основе теоретического и практического исследования можно  сформулировать следующие рекомендации:

1. На начальном  этапе работы, педагогу-хореографу  необходимо изучить социально-психологический  климат в хореографическом коллективе.

2. При организации  воспитательного процесса в хореографическом  коллективе, руководитель должен  учесть возрастные, психологические  и физиологические особенности  детей, а также выявить определенные  творческие способности каждого  ребенка для дальнейшего их  развития. Для этого рекомендовано  использовать тесты на выявление  темперамента, диагностику нравственной  воспитанности участников (составленную  Н.Е.Щурковой, состоит из трех частей), а также тесты на определение уровня воображения и развитости фантазии.

3. Для того чтобы  развивать в детях чувство  коллективности, самостоятельности,  ответственности, аккуратности, можно  ввести распределение обязанностей  в коллективе, связанных с организаторской  деятельностью, носящих добровольный  характер и имеющих творческий  подход (староста коллектива, художники,  костюмеры и т.д.).

4. Для воспитания  дисциплинированности, уроки и репетиции  всегда следует начинать вовремя,  независимо от того, сколько участников  пришло к назначенному часу.

 

Список использованной литературы:

1. Азаров Ю.П.  Искусство воспитывать: Кн. для учителя / [Предисл. О.Мятина ]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

2. Азбука нравственного  воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1996.

3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный поход к детям. / Ш.А.Амонашвили; Акад. пед. и соц. наук; Моск. Психолого-соц. ин-т. - М.: Ин-т практич. Психологии, 1998. - 544 с. - (Психологи Отечества)

4. Андреев В.И.  Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996 - 565 с.

5. Артюхова И.  С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

6. Архангельский  Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

7. Белкин А.С.  Основы возрастной педагогики: в  2 ч. материалы экспериментального  курса; часть 1 / Уральский гос.  пед. ин-т; Екатеринбург. 1992. - 73 с.

8. Белкин А.С.  Основы возрастной педагогики: в  2 ч. материалы экспериментального  курса; часть 2 / Уральский гос.  пед. ин-т; Екатеринбург. 1992. - 85 с.

9. Белкин А.С.  Ситуация успеха. Как ее создать.  Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1971. - 176 с.

10. Белова В.В.  Взаимодействие внешкольных учреждений  и школы в воспитании творческой  индивидуальности подростков: Автореф. Дис. канд. пед. наук. - М.,1986 г. - 23 с.

11. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.

12. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.

13. Виноградова  Н. Д. Привычка - основа нравственного  воспитания// Педагогика, 1997, №5;

14. Возрастная и  педагогическая психология: Детство,  отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.

15. Волков И.П.  Воспитание творчеством / И.П.  Волков. - М.: Знание, 1989. - 84с.

16. Воспитательная  система массовой школы: Проблемы  гуманизации: Сб. Науч. тр. / Под ред. Л.И. Новиковой. -М.: НИИТиИП, 1992. - 134 с.

17. Воспитательные  системы школ: История и современность  // Тез. докл. семинара-совещания 27 февр. -1 марта 1990 г. (Владимир) /Отв. ред. Г.Д. Аверьянова, Л.И. Новикова, Ф.А. Фрадкин. - Владимир: ОблИУУ, 1990. -185 с.

18. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в  детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

19. Выготский Л.  С. Психология искусства. М., 1986, с.317

20. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. - М., 1991. - 88 с.

21. Гуманистические  и воспитательные системы вчера  и сегодня (в описании их  авторов и исследователей) / Под  ред. Н.П.Селивановской. - М.: Пед. общество России, 1998. - 336 с.

22. Евтеева Т.А. Свободное  время и развитие личности // Советская  педагогика. 1980. - №10, - с. 100-108

23. Ермоленко Г.В. Основы  социального воспитания подростка  в деятельности временных детских  объединений: Дисс…канд.пед.наук.-М., 1999,-137с.

24. Зосимовский А.В. Нравственное  воспитание и учитель в условиях  социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;

25. Ивлева Л.Д. Методика  педагогического руководства любительским  хореографическим коллективом: Учебное  пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2009 - 5-8с.

26. Казанкина М.Г. Нравственное воспитание личности школьника в коллективе. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1980. - 53 с.

27. Калюжный А.А. Роль  учителя в нравственном воспитании  школьников. А-а, 1998;

28. Капустин Н.П. Методика  оценки воспитанности ученика  // Информационно-методический сборник  в помощь организаторам воспитания. Сборник. №4 - М., 1997.

29. Караковский В.А., Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова ВОСПИТАНИЕ? ВОСПИТАНИЕ... ВОСПИТАНИЕ! - Педагогическое общество России. - Москва, 2000, 253 с.

Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе