Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:16, дипломная работа
Цель исследования - изучение особенностей воспитания и развития личности в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть основные понятия личности, коллектива и воспитательного процесса;
· определить роль танца в воспитании культуры детей и развития их творческих способностей;
· рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
· определить формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
Введение
Глава 1. Общие понятия личности, коллектива и воспитательного процесса
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Понятие о коллективе. Влияние коллектива на личность
1.3 Основы воспитательного процесса
1.4 Организация воспитательного процесса
1.5 Методы педагогического взаимодействия
Выводы по 1 главе
Глава 2. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Специфика любительского хореографического коллектива
2.1.2 Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе
2.1.3 Анализ возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей
2.1.4 Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива
2.1.5 Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
2.1.6 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
2.1.7 Роль хореографии в развитии детского творчества
2.1.8 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Выводы по теоретической части 2 главы
2.2 Практическая часть. Воспитание личности участников самодеятельного коллектива в процессе концертно-творческой деятельности
2.2.1 Диагностика средней группы коллектива народного танца «Илимчанка»
2.2.2 Формирующий этап
2.2.3 Контрольный этап
Выводы по практической части
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Тест по выявлению особенностей темперамента
Приложение 2. Диагностика нравственной воспитанности
Приложение 3.Тест «Определение уровня воображения»
Приложение 4. Методика «Вербальная фантазия»
2. Занятия в хореографическом
коллективе могут значительно
повлиять на различные
3. Хореографические
коллективы обладают весьма
Педагогический
процесс чаще всего протекает
спонтанно, рассчитан в основном
на обучение приемам и навыкам
хореографии и концертно-
4. Художественный
руководитель
5. Концертное выступление
позволяет быстрее, чем
Заключение
Подводя итоги о проведенном исследовании моделирования воспитательного процесса в хореографическом коллективе, следует сделать следующие выводы:
1. Воспитательный
процесс - это двусторонний процесс,
в котором осуществляется
2. Воспитательная
система - это совокупность элементов
(воспитательных отношений,
3. Создание системы
воспитания требует научного
осмысления и творческого
4. Методы и приемы
воспитания это инструмент, которым
пользуется педагог, а
5. Организация воспитательной
работы это деятельность
6. Средства воспитания
должны применяться в единстве
с методами и
7. Начиная занятия
с детьми, педагог-хореограф, прежде
всего, стремится
8. Очень важно
дать детям грамотную и
9. Также, можно
прийти к заключению, что занятия
в хореографическом классе
Важно заметить, что
успех детей в хореографическом
коллективе зависит от преподавателя,
который либо обладает профессиональными
знаниями и умело применяет их
в учебно-тренировочной работе, либо
допускает ошибки, которые отрицательно
влияют на детей. Преподавателям хореографии
важно знать особенности
Нельзя не сказать
о том, что важной чертой педагога
в воспитании детей является умение
анализировать и учитывать
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.
Танец - это образ
в движении и музыке, который необходимо
мастерски передать, донести до каждого
зрителя, образ необыкновенно
Сегодня важно определить
роль, место и значение танца в
системе воспитания и признать, что
эстетические параметры танца являются
важнейшими, но не единственными
Искусство хореографии - явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.
Специфика хореографического
искусства определяется его многогранным
воздействием на человека, что обусловлено
самой природой танца как синтетического
вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной
сферы личности, совершенствуя тело
человека физически, воспитывая через
музыку духовно, танец помогает обрести
уверенность в собственных
Как и другие виды
искусства, танец развивает эстетический
вкус, воспитывает возвышенные
Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе предполагает определение содержания деятельности, выбор системы и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями и способами его существования.
На основе теоретического и практического исследования можно сформулировать следующие рекомендации:
1. На начальном
этапе работы, педагогу-хореографу
необходимо изучить социально-
2. При организации
воспитательного процесса в
3. Для того чтобы
развивать в детях чувство
коллективности, самостоятельности,
ответственности, аккуратности, можно
ввести распределение
4. Для воспитания
дисциплинированности, уроки и репетиции
всегда следует начинать
Список использованной литературы:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя / [Предисл. О.Мятина ]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.
2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1996.
3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный поход к детям. / Ш.А.Амонашвили; Акад. пед. и соц. наук; Моск. Психолого-соц. ин-т. - М.: Ин-т практич. Психологии, 1998. - 544 с. - (Психологи Отечества)
4. Андреев В.И.
Педагогика творческого
5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
6. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
7. Белкин А.С.
Основы возрастной педагогики: в
2 ч. материалы
8. Белкин А.С.
Основы возрастной педагогики: в
2 ч. материалы
9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1971. - 176 с.
10. Белова В.В.
Взаимодействие внешкольных
11. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.
12. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.
13. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;
14. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.
15. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. - 84с.
16. Воспитательная
система массовой школы:
17. Воспитательные системы школ: История и современность // Тез. докл. семинара-совещания 27 февр. -1 марта 1990 г. (Владимир) /Отв. ред. Г.Д. Аверьянова, Л.И. Новикова, Ф.А. Фрадкин. - Владимир: ОблИУУ, 1990. -185 с.
18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
19. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986, с.317
20. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. - М., 1991. - 88 с.
21. Гуманистические
и воспитательные системы
22. Евтеева Т.А. Свободное время и развитие личности // Советская педагогика. 1980. - №10, - с. 100-108
23. Ермоленко Г.В. Основы
социального воспитания
24. Зосимовский А.В. Нравственное
воспитание и учитель в
25. Ивлева Л.Д. Методика
педагогического руководства
26. Казанкина М.Г. Нравственное воспитание личности школьника в коллективе. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1980. - 53 с.
27. Калюжный А.А. Роль
учителя в нравственном
28. Капустин Н.П. Методика
оценки воспитанности ученика
// Информационно-методический
29. Караковский В.А., Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова ВОСПИТАНИЕ? ВОСПИТАНИЕ... ВОСПИТАНИЕ! - Педагогическое общество России. - Москва, 2000, 253 с.
Информация о работе Моделирование воспитательного процесса в хореографическом коллективе