Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52

Файлы: 1 файл

DIPLOM_33__33__33_Kati.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

2. Эпилептоидный характер Стремление  эпилептоида с детства заботиться о своем здоровье, чистоте и благополучии во многом упрощает жизнь его родителям. С самого раннего возраста такой ребенок заучивает «правильные» жизненные схемы: из книг и учебников, из наставлений взрослых и учителей, повлиявших на него. Ему удобнее оперировать готовыми алгоритмами, потому что он не склонен к изобретательству. Этот ребенок внимательно слушает наставления и нравоучения старших, воспринимая их как собственные мысли. 

Если кто-то в семье из родителей рьяно пытаются поддерживать порядок, ребенок принимает это как образец поведения - и это формирует его отношение к миру: во всем есть и должен быть порядок. Закрепление такой позиции происходит, когда значимый для ребенка взрослый (мать либо отец) выдает эмоциональную оценку ситуации, например, очень злится и ругается, если в доме не убрано.

3. Истероидный характер. В основном  истероидность - это женская черта, но у мужчин, воспитанием которых  в детстве занимались женщины, также часто встречаются характеры  с истероидным компонентом. Они формируются на примере поведения, который им подают истероидные матери, тетки, бабушки, сестры, участвующие в воспитании.

Истероид в детстве - почти всегда любимчик семьи, он привык находиться в центре общего внимания. Им восхищаются родители, родственники, друзья родителей, соседи. Все внимание окружающих приковано только к нему, его хвалят, подчеркивают (заслуженно и незаслуженно) все достижения. «В какой-то момент он понимает, что не может жить без этого внимания, и тогда начинает делать все возможное, чтобы получить желанную похвалу» [17, с. 256].

В детском возрасте истероид рассуждает так: я сейчас помою полы, сделаю уборку или приготовлю поесть - мама обрадуется и меня похвалит за это неискреннее желание помочь родителям и необходимость получения награды в виде признания заслуг. В психологии это называется вторичной выгодой Макса Симонайта. Другими словами, это не явная выгода в виде денег, сладкого угощения или игрушки, это приятная награда для самолюбия человека, которая позволяет почувствовать себя значимым. Когда ребенок делает что-то ради получения такой выгоды - похвалы, мы можем сделать вывод, что у него воспитывается истероидный характер [17].

Родители могут спровоцировать детей к такому поведению, пытаясь завоевать их сердце через покупки подарков, тем самым воплощая свою любовь к ребенку. Дети, конечно, быстро привыкают к тому, что за каждое действие они будут вознаграждены, а про элементарные чувства забывают. Когда же родителям становится необходима помощь и поддержка любимого дитяти, тот начинает требовать (часто в приказном тоне) награды или компенсации за каждый свой шаг. Родителей это возмущает: «Как же так, ведь мы для тебя делали все, а ты вот как поступаешь». Вины ребенка здесь нет. Он просто усвоил родительский урок, что за каждое действие должен получать награду в виде какого-то предмета. Вот и следует теперь тому, что в него когда-то вложили.

А.С. Спиваковская описывает через типы неблагополучных семей, в которых дает подробный анализ необдуманного воспитательного воздействия взрослых на детей [7].

 «Семья–санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате: чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности.

 «Семья – крепость». Родители стараются поступить подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это приводит к увеличению неопределенности относительно доверия ребенка, отсутствие инициативы. Во многих случаях, фиксированный фокус на собственных внутренних переживаниях ребенка, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы, появление тревоги, повышенный риск невротических расстройств.

«Семья – «третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках, несовершенства, которая снова поднимает у ребенка чувства незащищенности, отсутствие инициативы, болезненные переживания неполноценности, когда сильная зависимость, подчиненность родителям. У таких детей часто возникает тревога за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт окружающими. «Этот отвергающий стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка» [7, стр. 5].

4. Шизоидный характер. Шизоидную жизненную позицию ребенок приобретает, когда к нему предъявляются двойные требования. Требования - это то, что должно быть выполнено, иначе последует наказание или потеря чего-то важного, например, родительской любви. Когда один родитель требует от малыша выполнить свое указание (надеть красную рубашку), а второй родитель требует другое (надеть синюю футболку), их требования оказываются не согласованными между собой и ребенок не может решиться на какой-то конкретный шаг, желая угодить обоим З. Фрейд. [10].

Чтобы спасти свою психику, он может решить, что должен соответствовать требованиям обоих любимых им родителей (надеть красно-синюю рубашку), и пытается им соответствовать. Это приводит к расщепленной, противоречивой жизненной позиции. Однако здесь начинает работать фантазия, которая пытается спасти личность от распада и ухода в патологию.

Единое ядро личности ребенка распадается на части, которые не могут вновь соединиться из-за того, что конфликтуют друг с другом, они слишком противоречивые. После долгого пребывания в этом состоянии у человека проявляется невроз, который затем перерастает в хроническое заболевание.

Если ребенок имеет слабую нервную систему, то у него повышенная возбудимость, реактивность действий, нестабильность психической деятельности, то при наличии других жизненных конфликтов это очень быстро приведет к появлению психопатии или тяжелых неврозов. 

Девочки с шизоидным характером, как и мальчики, интересуются науками с детства. Хорошо, если этому способствуют занятия с родителями, но от сверстников их отличает увлеченность наукой, чтением, разработкой каких-нибудь проектов. Часто студентки технических, физических, математических факультетов - такие же шизоидные личности, как и их одногруппники - ребята. Они тоже носят очки и больше увлечены чтением серьезных книг, чем отношениями с противоположным полом [10].

5. Гипертимный характер. Шумные  и неугомонные гипертимные дети, с одной стороны, просто кошмар  для учителей и воспитателей, а с другой стороны, радость  для понимающих родителей, ведь гипертим - с детства оптимист. У них отличный аппетит, хороший и спокойный сон, естественный, здоровый розоватый цвет лица (скорее всего от гиперемии) и избыток энергии они тратят на досуге. В общем, гипертима смело можно назвать счастливым человеком, если принять его качества как соответствующие здоровью и счастью. Такие дети весь день напролет готовы где-то пропадать, бегать, прыгать, во что-то играть, а когда утомляются, просто падают от усталости и спят беспробудным сном.

В детских играх, скорее всего, гипертимы чаще других являются заводилами, а богатое воображение заставляет их непрерывно что-нибудь придумывать. Если накануне родители читали им историю или любой приключенческий рассказ, то на следующий день ребенок полностью погружен в соответствующую игру и вряд ли его можно будет где-то найти. Чаще, однако, они включены в игру сразу после прочтения, даже находясь в постели. Теперь им уже не до сна. Родители, пытаясь их успокоить и уложить, в очередной раз зарекаются не читать детям на ночь никаких приключенческих рассказов [25].

6. Психастенический характер Можно  предположить, что особого пути  формирования психастенического  характера нет. Этот тип личности  скорее заложен генетически и  мало зависит от отношений  со взрослыми. «Слишком уж различными бывают семьи психастеников: от самых добродушных до крайне агрессивных» [4, с. 318]

Обычно в семье сразу несколько детей обладают психастеническими чертами вслед за родителями. Д.Боумрид выделил несколько вариантов семейных сценариев, по которым воспитывались люди с психастеническим характером [25].

Первый вариант, когда психастеники являются детьми психастеников. То есть родители подают пример поведения. В доме такой семьи покой и тишина, каждый занимается своим делом. Любовь к детям оптимальная, чтобы воспитать желание во всем походить на своих родителей. Игры спокойные, отношения доверительные, полное довольствие «тем, что Бог послал».

Тем не менее, это может быть противоположный сценарий, где один или оба родителя себя агрессивно ведут по отношению к детям. Отсутствие родительской любви, попытки ее завоевать, жестокое обращение с детьми способствуют развитию комплекса неполноценности, заставляя личность ребенка смиряться с судьбой.

7. Циклотимный характер. Проявляться  первые признаки перепадов настроения могут уже в раннем возрасте, когда такие дети внезапно перестают играть в привычные игры и интересоваться окружающим миром. Чуть позже они снова беспричинно веселы и активны. Своей радостью они готовы поделиться со всеми и делаю это с удовольствием. Во время болезней их не может вылечить ни один врач, потому что стандартные диагнозы не подходят для них [8].

Считается, что развитие циклотимии может вызвать аффективный пользовательский фон в семье. Частые скандалы, ссоры, претензии, родители, остро и эмоционально реагируют буквально на любое событие. Уязвимый ребенок, коим является циклотимик, пропускает происходящие события через себя, но не все может найти понимание и отклик в его душе. Фактические и незавершенные конфликты накапливаются в больших количествах, и тогда он теряет душевное спокойствие [8].

Самооценка базируется на основе оценок, которые дают им взрослые, что говорит зависимости от чужого мнения и неустойчивости собственных убеждений. Свою уязвимость и чувствительность они стараются не показывать и говорить об этом, но это заметно невооруженным глазом в их мимике и общем внешнем виде [8].

8. Эмотивный характер. В детстве  эмотивы испытывают большую и  искреннюю привязанность к родным. Тем не менее, в основном к тем, к кому чувствуют настоящую любовь и уважение. Высокая уязвимость и чувствительность может сослужить плохую службу эмотивам в подростковом возрасте, если в компании детей ценятся сила, выносливость и настойчивость [8].

У детей мягкие качества очень полезны в творческой среде. Страсть к музыке, телевизионной или другой форме искусства не является благоприятным для ребенка, помогая ему раскрыть внутреннюю тягу к гармонии и красоте. 

Детская боязливость и чувствительность проявляется в боязни темноты, животных, опасаясь оставаться дома в одиночестве.

Эмотивных детей лучше оберегать от воздействия пугающих факторов. Эмоциональные дети отличаются послушанием, чтут и уважают своих родителей, прислушиваются к их советам и не участвовать в сомнительных случаях, если нет вопроса жизни и смерти. Свою жизнь они хотя и с тревогой, но все же готовы отдать за доброе дело, потому что обладают обостренной совестливостью и большим чувством долга. Эти качества двигают их по пути справедливости и миротворчества [16].

Стиль родительского воспитания зависит от особенностей личности родителей, эмоционального принятия или отвержения ребенка, степени контроля и выраженности стремления к социальной желательности.

Факторы родительского воспитания – параметры родительского поведения и общения с детьми, ответственные за формирование у них определенных личностных черт. Родительское отношение является двойственным и противоречивым, что составляет, с одной стороны, безусловной любви и глубоких отношений с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Во многих исследованиях в качестве основных факторов семейного воспитания выдвигаются:

1) эмоциональное отношение, любовь, принятие;

2) особенности требований и контроля.

Эрих Фромм определил качественные различия между материнскими и отцовскими отношениями к ребенку на основании условность-безусловность и контролируемостъ - неконтролируемость. Материнская любовь безусловна, дается от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь связано с тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить добиться собственной активностью ребенка) [18].

Внутрисемейная агрессия влечет за собой формирование агрессивного типа личности ребенка. Он приучается обеспечивать себе место под солнцем нецензурной бранью, кулаками, агрессивными нападениями, садистскими выходками. Такой ребенок не в состоянии приспособиться к нормативным требованиям, он не хочет, соблюдать правила поведения в общественных местах.

Таким образом, психически здоровые, любящие родители обеспечивают ребенку чувство безопасности, доверия и условия для нормального существования. Опасны родительские антагонизм и агрессия, которые чаще всего возникают при алкоголизации, наркотизации и последующей общей деградации семьи. Семья алкоголиков является результатом патологического пристрастия к алкоголю или негативных традиций пьяного застолья, существующих в непосредственной близости. Она влияет на социальное поведение людей, и в результате - агрессивное поведение по отношению к окружающим и т.д. Все это наблюдают и принимают дети.

В связи с этим было проведено исследование, целью которого стало изучить влияние стиля семейного воспитания на формирование характерологических свойств ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к первой главе

     1. В ходе теоретического исследования были рассмотрены основные подходы к изучению характера в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

Информация о работе Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания