Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа
Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52
Попытки построить типологию характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.
Одной из наиболее известных и ранних книг явилась та, которая в начале этого века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже, подобная попытка была предпринята американским коллегой Уильямом Шелдоном, а в наши дни - Э. Фроммом, К. Леонгардом, А. Е. Личко и рядом других ученых.
«Истоки характера человека и первые признаки стабилизации следует искать в раннем возрасте» - пишет А. Е. Личко [13, с. 183].
Фундаментальная роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с другими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенка, прежде всего, подражает взрослым и близким ему людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведение взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 лет до 9¬10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всём. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения [13].
Стили коммуникации взрослых друг с другом, способ обращения с детьми мамам, весьма важны для формирования характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действует мать и отец в отношении ребенка, много лет спустя становится способом обращения его со своими детьми.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, и качество их противоположностей: эгоизм, черствость, равнодушие. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт уходит вглубь детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.
Эти черты характера, которые наиболее ярко проявляются в работе - трудолюбие, пунктуальность, честность, ответственность, и другие деловые качества складываются в раннем детстве.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей [11].
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основными из них являются следующие.
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее стабильной личностное становление.
2. Комбинации личностных черт, которые являются частью характера человека, не являются случайными.
3. Большинство людей в соответствии с их основными чертами характера можно разделить на группы моделей [11].
С точки зрения В.С. Мухиной, Г.С. Абрамовой в происхождении и формировании характера детей 2 - 3 лет, важную роль играет корреляция их нравственного "Я" с идеальным и с "Я" других людей. Успех ребенка в различных видах деятельности, наиболее тесно связан с признанием своих сверстников и взрослых - это проявление связано с отношением человека к человеку. Другими словами, любят или хорошо относятся только за что-то, а не просто так - бескорыстно. В регулировании взрослым успешности ребенка Ю. Борген видит возможность создать благоприятную обстановку для полноценного развития каждого ребенка [21].
В раннем возрасте социальное пространство осваивается постепенно, через желание ребенка, чтобы реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержки через желание реализовать свои притязания на признание. Реализуя эти потребности, ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к нравственным нормам.
Овладение нравственными соотносящими действиями приводит к тому, что ребенку становится мучительно осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели организует волю ребенка и приводит к стремлению больше соответствовать положительной.
Процесс развития характера уже в течение детства оказывается подчиненным двум типам закономерности: в нем сказываются законы эмпирического мира и законы идеального мира. Реальная и идеальная сфера, эмпирическая и надэмпирическая действительность незаметно входят в моральном (и вообще в духовном) созревании ребенка в глубокую связь между собой.
«Формирование характера у нас выражается и в движении чувств, и в работе интеллекта, и в активности, ибо моральная жизнь, формирующая характер, есть особый тип мироотношения, цельная и своеобразная сфера жизни в нас» [21. С.432].
«Ребенок чрезвычайно чувствителен к чужим страданиям - конечно, в случае ясного их внешнего выражения» [6, с. 46]. Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д., то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях: выслушав наши речи, они остаются равнодушными и холодными. Но если дитя замечает само наше страдание, слышит его в голосе, видит в выражении лица, в слезах и так далее, то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости. Это значит, что чувство любви у детей к людям имеет непосредственный, можно сказать, сенсуальный характер [6].
Потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый результат в дальнейшем развитии личности ребенка.
Таким образом, в процессе общения с близкими взрослыми происходит усвоение первых нравственных эталонов. Первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому что у него возникла потребность считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считают ребенка хорошим, т.е. соответствующим положительному эталону, то тем самым как бы задают ребенку положительный образ его самого. Таким образом, с одной стороны, есть желание, чтобы не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой - является назначение этого образа и осведомленности через него научится соотносить свое понимание эталона поведения и собственное поведение. Соотнесение своего нравственного «я» с эталоном и с «я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения.
Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под доминирующим влиянием социальных условий. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности, и прежде всего труд как среда общественного бытия, общение, как необходимое условие самопознания и самореализации. В процессе работы выявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие черты личности, которые входят под влиянием определенных условий жизни, приобретают черты характера.
Детей расспрашивали о правилах разных игр. Согласно Пиаже, детские игры представляют собой своего рода микрокосм социального мира в целом, со своими социальными нормами, закрепленными в процессе межличностного взаимодействия, санкции за нарушение правил, и т.д. Именно по этой причине, изучая игру, можно получить некоторое представление об уровне нравственного развития ребенка. Пиаже интересовала, как способность ребенка придерживаться определенных правил, так и понимание им происхождения и сути правил. Беседы с ребенком должны были прояснить следующие вопросы: каковы правила игры; всегда ли правила игры были такими, какие они сейчас; можно ли изменить правила?
Представление детей о правилах в процессе развития, безусловно, изменяются. Дети, как правило, склонны рассматривать правила как нечто незыблемое, не измененяемое - правила всегда были такими, какие они сейчас, и не могут быть изменены. Дети значительно больше осознают то, что правила игр, если не полностью, то частично условны и изменяемы. Этот сдвиг в восприятии об игре с точки зрения Пиаже отражает гораздо более серьезный сдвиг от «нравственности принуждения» или «нравственного реализма» к «нравственности сотрудничества» или «нравственному релятивизму».
2. Метод «предъявления нескольких рассказов, заключающих в себе некую нравственную дилемму, и выяснении мнения ребенка об этих рассказах. Самый известный пример - вопрос о том, как следует оценивать действия, принесшие вред: «объективно», то есть с точки зрения их материальных последствий, или «субъективно» то есть с точки зрения намерений, стоящих за этими действиями».
В заключение следует отметить, что современные компьютерные средства в значительной степени облегчают использование методов математического моделирования в решении прикладных психологических проблем, психологи обеспечивают возможности для развития новых экспериментальных подходов к изучению характера.
Таким образом, категории характера посвящено множество теорий; собран обширный экспериментальный материал, относящийся к исследованию характера. Однако, как отмечалось некоторыми западными психологами, нет никакого прогресса в этом направлении: теоретические предпосылки, интерпретация эмпирических фактов, понимание структуры и параметров характера столь различны и не согласуются между собой, что установить истину, отказавшись от каких-то теорий из-за их несостоятельности, практически невозможно.
Следует отметить, что исследования характера активно ведутся и сейчас. Главной особенностью современных исследований в том, что теоретические взгляды формируются на основе экспериментальных исследований.
1.2 Обзор теоретических представлений о воспитании в семье. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие характера ребенка
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.
Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
«В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми» [1 с. 507].
Л. Демоз полагает, что эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений. В соответствии со своими идеями он подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми [16].
1. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) Характеризуется массовым детоубийством (инфантицид – убийство новорожденных младенцев), а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Своеобразным символом этого стиля служит образ Медеи.
2. Бросающий стиль (IV – XIII вв.). Как только признаётся наличие у ребёнка души, инфантицид снижается, но ребёнка под разными предлогами пытаются сбыть с рук. Его отдают кормилице либо пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетённым в собственном доме. Символом стиля служит Гризельда, забывшая своих детей и оставившая их на произвол судьбы ради доказательства любви к мужу.
3. Амбивалентный стиль (XIII – XVII вв.). Определяется тем, что ребёнку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему ещё отказывают в самостоятельном духовном существовании. Распространённый педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребёнок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивают» своеволие как злое начало.
4. Навязчивый стиль (XVIII вв.). Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением постоянно контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребенка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей.