Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа
Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52
Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка - предпочтение мужских качеств - шкала ПМК.
Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка- предпочтение женских качеств - шкала ПЖК.
Опрос и подсчет результатов выполняется следующим образом. Опросник содержит 130 утверждений о воспитании детей. Родитель указывает, согласен или не согласен он с каждым утверждением. Число ответов «согласен» по каждой шкале суммируются. При этом для каждой шкалы имеется диагностическое значение и если оно достигнуто или превзойдено, то у обследованного родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании.
Приложение 8
Таблица 1. Сводные результаты диагностирования стилей воспитания и характерологических свойств детей
№ |
Стили семейного воспитания |
Уровень сформированности характерологических свойств (методика) | ||||||
К людям
|
К деятельности |
К своим возможностям |
К самому себе |
К критике
|
К коллективу |
К проявлению волевых усилий | ||
1 д |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
2 м |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
3 д |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
4 м |
Попустительский |
Не уважают ни кого |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
5 д |
Либеральный |
Относятся уважительно |
Добиваются поставленной цели |
Переценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Отстаивает свою позицию |
6 м |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
7 м |
Авторитарный |
Боятся заводить дружеские отношения |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
8 д |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
9 д |
Попустительский |
Не уважают ни кого |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
10 д |
Авторитарный |
Боятся заводить дружеские отношения |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
11 м |
Либеральный |
Относятся уважительно |
Добиваются поставленной цели |
Переценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
12 д |
Либеральный |
Относятся уважительно |
Добиваются поставленной цели |
Переценивает свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
13 д |
Авторитарный |
Боятся заводить дружеские отношения |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
14 м |
Попустительский |
Не уважают ни кого |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
15 д |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
16 м |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
17 м |
Попустительский |
Не уважают ни кого |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
18 д |
Авторитарный |
Боятся заводить дружеские отношения |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
19 м |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
20 д |
Либеральный |
Относятся уважительно |
Добиваются поставленной цели |
Переценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
21 д |
Попустительский |
Не уважают ни кого |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
22 д |
Либеральный |
Относятся уважительно |
Добиваются поставленной цели |
Переценивает свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
23 д |
Попустительский |
Не уважают ни кого |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Не проявляет никаких волевых усилий |
24 м |
Либеральный |
Относятся уважительно |
Добиваются поставленной цели |
Переценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
25 м |
Авторитарный |
Боятся заводить дружеские отношения |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Не проявляют никаких волевых усилий |
26 м |
Демократический |
Относятся уважительно |
Доводят дело до конца |
Реально оценивают свои возможности |
Завышенная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
27 д |
Либеральный |
Относятся уважительно |
Добиваются поставленной цели |
Переценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Отстаивает свою позицию |
28 д |
Авторитарный |
Боятся заводить дружеские отношения |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Не проявляют никаких волевых усилий |
29 д |
Попустительский |
Не уважают ни кого |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Положительно |
Не проявляют никаких волевых усилий |
30 м |
Авторитарный |
Боятся заводить дружеские отношения |
Часто не доделывают дело до конца |
Недооценивает свои возможности |
Заниженная самооценка |
Отрицательно |
Отрицательно |
Не проявляют никаких волевых усилий |