Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52

Файлы: 1 файл

DIPLOM_33__33__33_Kati.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Приложение 3

Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений, навыков и знаний детей (1,7 – 3 года)

Ознакомление с трудом взрослых

  • Кто моет пол, вытирает пыль?
  • Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
  • Кто убирает снег на участке?
  • Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?
  • Самообслуживание
  • Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот
  • салфеткой).
  • Что нужно сказать, когда тебе помогают?

Хозяйственно-бытовой труд

  • Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы

тряпочкой).

-Как ты помогаешь няне?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика «Изучение навыков культуры общения» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной) [24, 87 с.]

 

Обработка данных.

Анализ протоколов проводят по схеме:

  • Общение со взрослыми.
  • Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
  • Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.
  • Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя  прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет  его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.
  • Общение со сверстниками.
  • Насколько приветлив со сверстниками:
  • сформирована ли привычка здороваться и прощаться;
  • называет ли сверстника по имени;
  • умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
  • Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения  деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.
  • Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому и т.д.
  • Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Методика «Изучение волевых действий у детей раннего возраста» (А.Н.Давыдова) (уГ.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной [7, 185 с.])

План:

1. Развитие воли у детей раннего возраста.

2. Изучение волевых действий (ранний возраст).

I ситуация: ребёнок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.

II ситуация: ребёнок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается воспитателем) .

III ситуация: ребёнок должен достать игрушку из – под скатерти, концы которой придерживаются, т. е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.

IV ситуация: ребёнку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.

V ситуация: ребёнку нужно достать игрушку из сомкнутых рук воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Методика «Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет» (Гуськова Т.В., Елагина М.Г.) (у А.А.Реана) [8, 321 с.]

 

Симптомокомплекс «Отношение к своим возможностям» оценивался по методике «Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет» (Гуськова Т.В., Елагина М.Г.)

Подготовка исследования

Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструктор.

Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя  картинку-образец;

2) построить домик из  деталей конструктора (без образца);

3) сложить грузовичок из  деталей конструктора (без образца).

Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым.

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу; за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал» соответственно своему результату; решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.

Обработка данных

Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:

1) связь ребенка с предметным  миром отражает ценность достижений  в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым  отражает самостоятельность в  выполнении заданий (отношение ребенка  к помощи взрослого, его эмоциональные  проявления); поиск оценки взрослого  и отношение к ней.

Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.

Анализируют, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруппе. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Методика "Анализ семейного воспитания" (Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. [31, 88])

Описание методики

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к, нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.

Дополнительная двадцать первая шкала построена А.Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальностъ отношений в семье. Шкала создана методом контрастных групп: рассматривались пункты опросника АСВ, имеющие значимые различия по Т-критерию с уровнем значимости не хуже 0,01 на выборках А) здоровых семей; Б) семей с ребенком, совершившим правонарушение и находящимся на учете в ИДН. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда непредсказуемо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.

Таблица 1. Диагностика типов семейного воспитания

Тип воспитания

Выраженность черт воспитательного процесса

 

Уровень протекции

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Степень запретов

Строгость санкций

 

П (Г+,Г-)

У (У+, У-)

Т (Т+, Т-)

3(З+, З-)

С(С+, С-)

 

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

+

-

+

-

+

+

Повышенная моральная ответственность

+

-

+

+

-

+

-

Эмоциональное отвержение

-

-

+

-

+

-

+

-

Жестокое обращение

-

-

+

-

+

-

+

Гипопротекция

-

-

-

-

+

-


Примечание:

«+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания;

«-» недостаточную выраженность;

«±» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.

Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит так:

Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у ребенка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, З±, Н±). Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно - мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г=, у-, С+).. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно - импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у ребенка с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено - невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность (Г-,У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (Г-, У-, Т-, З-). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

Расширение сферы родительских чувств - шкала РРЧ.

Предпочтение в подростке детских качеств - шкала ПДК.

Воспитательная неуверенность родителя - шкала ВН.

Фобия утраты ребенка - шкала ФУ.

Неразвитость родительских чувств - шкала НРЧ.

Проекция на подростка собственных не желаемых качеств - шкала ПНК.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания - шкала ВК.

Информация о работе Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания