Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа
Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52
2. В ходе данного исследования были изучены особенности стилей семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка, и подробно проанализированы демократический, авторитарный, попустительский и либеральный стили семейного воспитания. Так, при авторитарном стиле воспитания принуждение является основным методом воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Попустительский стиль воспитания проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений между родителями и детьми, отчужденностью членов семьи друг от друга. Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Демократический стиль - стиль, при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.
3. В ходе теоретического анализа было установлено, что существует много исследований по изучению характерологических свойств, возникающих при использовании определенных стилей семейного воспитания, но большинство этих исследований направлено на изучение характера и влияния на него стилей воспитания у детей дошкольного и школьного возраста; для детей раннего возраста число подобных исследований ограничено.
Глава 2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания
2.1. Описание этапов и обоснование методов исследования
Исследование проблемы влияния стиля семейного воспитания на формирование характерологических свойств ребенка проводилось в два этапа.
На первом этапе был проведен анализ научной психологической литературы по проблеме влияния стиля семейного воспитания на формирование характерологических свойств ребенка, послуживший основой для обоснования проблемы исследования, выделения его объекта, предмета, цели и задач. На этом этапе отбирались методики для изучения характерологических свойств у ребенка раннего возраста и методика для изучения стилей семейного воспитания.
Характер ребенка анализировался по уровням сформированности у него основных характерологических свойств – отношение к людям, к деятельности, к своим возможностям, к самому себе, к критике, к коллективу, к проявлению волевых усилий. «Подбор вышеназванных характерологических свойств для изучения характера детей раннего возраста определен типологией характера В.М.Миниярова». [18, с. 256]
Для определения симтомокомплексов характерологических свойств – отношение к людям, к деятельности, к своим возможностям, к самому себе, к критике, к коллективу, к проявлению волевых усилий - были использованы следующие методики:
Выбор теста - Сказка «Птенец» (авт. Сакович Н.А) определен тем, что он позволяет выявить степень отношения ребенка к самому себе [27,с.426]. Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях (см. Приложение 1).
Выбор для эмпирической части исследования рисуночного теста «Кактус» (см. Приложение 2), связан с тем, что по результатам его выполнения можно судить сразу о нескольких симптомокомплексах характера ребенка «отношение к людям», «отношение к критике».
Отношения ребенка к деятельности (симптомокомплекс «отношение к деятельности») оценивалось по результатам методики «Изучение отношения к трудовым поручениям» (авт. Г.А. Урунтаева и Ю.А.Афонькина [24, с.87].) (см. Приложение 3).
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостоятельно.
Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.
Для изучения коммуникативных навыков мы использовали методику «Изучение навыков культуры общения», которую предлагают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина в книге «Практикум по детской психологии» [24, с. 87].
Согласно данной методике за ребенком наблюдают в естественных условиях.
Наблюдение проводилось в течение недели, за основу наблюдения нами было взято использование культурных слов в общении и повседневной жизни, деятельности. Наблюдая за общением детей, было выделено, что большинство из них не употребляют культурные слова или забывают их употреблять. На наш взгляд, использование одного метода для выявления уровня культуры общения не достаточно, поэтому мы использовали беседу.
Беседа проводилась в течение дня со всей группой детей в индивидуальной форме. Во время беседы дети вели себя по-разному, одни с удовольствием отвечали на вопросы и шли на контакт, другие отказывались от беседы. В беседе содержалось 5 вопросов, которые были направлены на выявление знаний и использование культурных слов в повседневной жизни (см. Приложение 4).
Для полной картины выявления уровня культуры общения нами была проведена игра «Вежливые жмурки», которая была направлена на выявление сформированности культуры общения на базе знания культурных слов. В игре принимали участие дети всей группы, общая активность детей была на среднем уровне, трое детей из всей группы отличились большой заинтересованностью и активностью во время игры.
Методика «Изучение волевых действий у детей раннего возраста» рассчитана на выявления особенностей характера и волевых усилий, об индивидуальных особенностях волевых проявлений (авт. А.Н.Давыдова) [7, с. 185])
Анализируются индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастная динамика (что изменяется в волевых проявлениях через 3 месяца). Делаются выводы о том, как дети сохраняют цель деятельности, как преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых усилий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и сохранение цели (см. Приложение5).
Методика «Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет», разработанная Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена для диагностики особенностей отношения ребенка к себе в период кризиса трехлетнего возраста (см. приложение 6) [8, с. 321].
Для проведения исследования необходимо подобрать несколько картинок с изображением животных, растений, предметов и составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.
Методика "Анализ семейного воспитания" (авт. Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис [31,с.88]) предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Существует в двух вариантах для родителей детей в возрасте 3—10 лет и для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.
Методика дает возможность узнать, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Проведя опрос с помощью этой методики, мы убедились в удобности ее применения: инструкции ясны, вопросы четкие, понятные участникам опроса, результаты диагностики дают часть необходимых данных для постановки семейного диагноза.
Для выявления связи между анализируемыми параметрами был привлечен корреляционный анализ и, в связи с тем, что нас интересовало – в какой мере каждая переменная (как «зависимая») оказалась связанной с совокупностью других («независимых») переменных, к диагностическим результатам был привлечен множественный регрессионный анализ.
Для каждого из объектов после вычисления регрессионных коэффициентов по значениям независимых переменных (X1, X2, X3,.. Xп) были вычислены оценки зависимой переменной (Y) и строились уравнения регрессии, отражающие связь зависимой переменной с совокупностью независимых переменных.
Статистическая обработка данных для корреляционного, факторного и регрессионного анализов проводилась с помощью компьютерной программы SPSS .
Таким образом, использование вышеназванных методов позволили нам установить, какие стили семейного воспитания преобладают в воспитании детей и как они влияют на формирование характера детей.
2.2 Анализ результатов диагностики
Вторым этапом нашей работы становится описание и анализ результатов наших диагностик.
В ходе исследования по методике Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В "Анализ семейного воспитания" были изучены стили семейного воспитания
Диагностика была проведена с 30 семьями, для выявления у них определенного стиля семейного воспитания.
Был предложен вариант опросника для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет. В ходе проведения опроса были получены результаты, проанализировав которые, можно сказать то, что мне удалось определить стили семейного воспитания в 30 семьях.
Результаты диагностики представлены на рисунке 1.
Рис.1 Стили семейного воспитания в семьях обследуемой группы детей (в%)
Полученные результаты позволили выявить в семьях респондентов все варианты стилей, описанных Г.И. Колесниковой – демократический, попустительский, либеральный и авторитарный.
По представленной диаграмме видно:
20 % авторитарных семей, где затормаживается благоприятное, всестороннее воспитание ребёнка, направленное на разложение, разрушение личности ребёнка;
17 % либеральных семей, в которых родители не принимают активное участие в воспитании детей;
28 % попустительских семей, где дети постоянно ищут внимания от других, и поскольку им не прививаются эффективные способы общения, то зачастую они выбирают неадекватные способы поведения и общения со сверстниками и другими взрослыми;
35 % составляют демократические семьи, атмосфера внутри которых царит позитивная для осуществления полноценного воспитания.
«Лисина М.П. отмечает, что при демократическом стиле дети относятся к людям уважительно, доводят дело до конца, реально оценивают свои возможности» [13, с. 45].
Так же преобладает попустительский стиль семейного воспитания в восьми семьях (30%), при этом стиле дети не уважают никого, не доделывают дело до конца. В семи семьях (20%) преобладает авторитарный стиль семейного воспитания. Психологи отмечают, что при данном стиле воспитания дети боятся заводить дружеские отношения, недооценивают свои возможности. И только в шести семьях преобладает либеральный стиль семейного воспитания (18%). Данный стиль отличается от других стилей тем, что дети при данном стиле, чаще всего переоценивают свои возможности ключевой фразой для данного стиля является: «Делай то, что считаешь нужным!»; ребенку дается полная свобода выбора [17].
В задачи исследования, помимо выявления стилей воспитания детей в семьях, входило изучение характерологических свойств ребенка. Нас интересовали симптомокомплексы характерологических свойств – «отношение к людям», «отношение к деятельности», «отношение к своим возможностям», «отношение к самому себе», «отношение к критике», «отношение к коллективу» и «отношение к проявлению волевых усилий».
Характерологическое свойство «отношение к самому себе» было изучено с помощью методики Сакович Н.А. «Сказка "Птенец"» (см. Приложение 1).
Проведя методику, мы можем сделать следующие выводы, что из 30 детей в возрасте 1,7 до 3-х лет преобладает завышенная самооценка 54%; а у оставшихся 46% преобладает заниженная самооценка.
Характерологическое свойство «отношение к критике» было изучено с помощью методики - рисуночный тест «Кактус» (см. Приложение 2).
Исходя из приложения 8, мы можем сделать следующие выводы, что в большинстве случаев дети относятся к критике отрицательно (95%), а 5% опрошенных детей к критике относятся положительно.
Рис.2 Отношение детей к критике (%)
Характерологическое свойство «отношение к деятельности» было изучено с помощью методики «Изучение отношения к трудовым поручениям» (Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной[24,с.87]) (Приложение 3).