Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52

Файлы: 1 файл

DIPLOM_33__33__33_Kati.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в процессе анализа и обработки данных  диагностики удалось установить влияние стилей семейного воспитания на формирование симптомокомплексов характерологических свойств детей раннего возраста.

Выводы

1. Стили семейного воспитания  активно изучались как отечественными, так  и зарубежными психологами. В нашей работе дается многочисленная классификация стилей семейного воспитания, такие как демократический, либеральный, авторитарный, попустительский. В ходе экспериментального исследования были рассмотрены характерологические свойства такие как: к людям, к деятельности, к своим возможностям, к самому себе, к критике, к коллективу, к  проявлению волевых усилий.

2. У большинства детей из нашей выборки преобладает демократический и либеральный стиль семейного воспитания (75%). У меньшего количества детей преобладает авторитарный и попустительский стиль (25%);

3. Рассмотрев характерологические свойства мы выявили что у большинства детей высокий уровень сформированности таких отношений как: отношение к критике, к людям, к своим возможностям, к самому себе. Более низкий уровень сформированности таких отношений как: отношение к деятельности, к  проявлению волевых усилий, к самому себе;

4. В ходе экспериментального  исследования было установлено, как влияет определенный стиль семейного воспитания на формирование симтомокомплексов характерологических свойств детей:

При демократическом стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств очень высок он составляет 41%;

При авторитарном стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств очень низок он составляет 12%;

При попустительском стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств очень низок 13%;

При либеральном стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств является средним и составляет 34%.

5. Корреляционный анализ, привлеченный к диагностическим данным, показал, что между показателями «отношение к своим возможностям» и показателями всех стилей воспитания наблюдается значимая (на уровне 0,01) двусторонняя корреляция. Наиболее высокий коэффициент корреляции установлен между значениями «отношение к своим возможностям» и «демократический стиль воспитания» (ri=0,975).

Применение множественного регрессионного анализа показало, что в отношении детей со слабо сформированным чувством гордости за свои достижения установлено наибольшее значение авторитарного стиля воспитания, а либеральный и попустительский стили оказывают обратный эффект. В отношении детей со средне сформированным чувством гордости за свои достижения установлено наибольшее влияние попустительского либерального и демократического стили воспитания; влияние авторитарного стиля здесь уже не наблюдается. В отношении детей с высоко сформированным чувством гордости за свои достижения установлено прямое влияние демократического стиля, а попустительского стиля воспитания – обратное.

 

Таким образом, задачи исследования были решены, цель – изучить влияние стиля семейного воспитания на формирование характерологических свойств ребенка – достигнута, и выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что конкретный стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование определенных характерологических свойств ребенка, подтвердилась.

 

 

Заключение

С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что многие из нас в чем-то похожи, а в чем-то очень разные. Вглядываясь в эти свойства и различия, исследователи обнаружили реальность существования характеров.

Характер – это устойчивая особенность отношения к миру, окружающим, к себе. Это разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика – и это важно понять и почувствовать. Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».

Хотелось бы еще отметить, что не мене интересным было бы сравнить стили взаимодействия отцов и матерей, так как существует различия как черт характера, так и стилей отношения к ребенку по гетерогенному признаку.

Результаты исследования показали, что лучше проводить обследование отца и матери, составляющих семейную пару, для того чтобы нарисовать более объективную картину воспитания в семье, влияние обоих родителей на формирование личности ребенка, чтобы работа по оказанию помощи семье была более плодотворной.

В ходе исследования были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный, попустительский и либеральный. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью.

Попустительский стиль воспитания проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений между родителями и детьми, отчужденностью членов семьи друг от друга. Дети родителей с попустительским стилем воспитания не имеют представлений о социальных нормах поведения, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Дети не получают должного внимания в семье и в связи с этим могут искать это внимание на стороне и чаще всего примыкают к асоциальным группировкам таких же детей. Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях. Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является демократический - тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.

Задачи исследования были решены, цель достигнута, и выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась

Перспективой данного исследования является изучение ведущих факторов, определяющих развитие определенных симптомокомплексов характера у детей раннего возраста из семей с различными стилями семейного воспитания.

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. С. 506-518.
  2. Ананьев Б.Г Проблема формирования характера. Ленинград, 1949 г. с. 123-313
  3. Арт-терапия: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 320 с.
  4. Берко Д В Особенности восприятия родителей и сверстников в подростковом возрасте // Психолого -педагогические проблемы образования и воспитания Материалы научной конференции «Университетская наука - региону »- Ставрополь Изд -во СГУ, 1997 с. 317
  5. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб:  Издательство Питер”,2000. ¾ 304 с. –– (Серия «Учебник нового века») с. 217
  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975, №1. - С. 27 - 46.
  7. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. - М., 1986. С. 234
  8. Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии. 1 — 1977.-№2.- С.135-142. 85.
  9. Захаров А. И. К Психотерапии невротических реакций страха в раннем детском возрасте. - В кн.: Третий Всеросс. съезд невропатологов и психиатров, т. 2. - М., 1974, с. 246-249.
  10. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 г. – с. 82.
  11. Кречмер Э. Строение тела и характер / Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1997. С. 78
  12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека, 2001 с. 251
  13. Лиcинa M.И. Изyчeниe oбщeния c oкpyжaющими людьми y дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa. M.,1980. С. 174
  14. Личко А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л.,1983г.
  15. Мельник С.Н. Психология личности: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 96 с.
  16. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988. С. 322.
  17. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
  18. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). —— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  19. Михайлов А.В.О. Павел Флоренский как философ границы // Михайлов А.В. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 464. О «барочных построениях» Флоренского говорит и Ю.П. Иваск (см. Иваск Ю.П., Розанов и о. Павел Флоренский // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996. С. 442).
  20. Михайлов А. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990 – 253 с.
  21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -М.: изд. Центр «Академия». - 1998.- 432 с.
  22. Психология индивидуальных различий тексты /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.- 145 с.
  23. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
  24. Практикум по детской психологии, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М., 1995, стр. 87
  25. Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 1997.- №1.- с.77-82.
  26. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 256 c
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529с.
  28. Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение Семья и школа. № 7. С. 26—28.
  29. Семейное воспитание (сост. И.В.Гребенников. Л.В.Ковинько), Краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990.-319 с.
  30. Шарнхорст Э. Между детством и зрелостью. / Пер. с нем. А.И.Павочка. - Минск: Нар. асвеста, 1985.-92с.
  31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. —— Л.: Медицина, 1989 - 192с.

Приложение 1

тест СКАЗКА — "Птенец" (Сакович Н.А).

Цель этой сказки — выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

Содержание сказки. "В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?"

Какого типа ответы можно считать нормальным: "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался"; "Полетит к папе, потому что он сильней"; "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".

Какого типа ответы можно считать патологическими, то есть требующими внимания: "Не умеет летать, поэтому останется на земле"; "Попытается взлететь, но у него ничего не получится"; "Погибнет во время падения"; "Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.)"; "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях. В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него — единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

 

Приложение 2

 

Рисуночный тест “Кактус” (М.А.Панфилова)

 

Задание очень простое: "Нарисуй кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Интерпретация рисуночного теста "Кактус" (с примером)

Общие параметры:

Пространственное положение:

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.

Размер рисунка:

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Характеристики линий:

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.

Специфические особенности:

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любит ). быть в центре внимания

Наличие выступающих отростков - открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.

"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

При работе с детьми можно задать еще несколько дополнительных вопросов. Например, попросить малыша рассказать про кактус: Как его зовут? Что он любит? Есть ли у него семья?

Ответы на эти и подобные вопросы дадут поясняющую информацию к рисунку и позволят лучше понять ребенка.

Информация о работе Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания