Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 00:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: Проблема формирования характера в условиях определенного стиля семейного воспитания является серьезной социальной и общечеловеческой проблемой, в связи с тем, что время экономических и социальных кризисов как в зеркале отражается в семье, в межличностных отношениях и особенностях взаимодействия членов семьи, в возникающем преобладании определенных стилей семейного воспитания. Зачастую родителям в воспитании детей легче и проще ограничиваться указаниями, требуя беспрекословного выполнения, и с последующим обязательным контролем за выполнение указания или, наоборот, придерживаться политики невмешательства, позволяя ребенку вести себя так, как он хочет, или просто не обращая на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение. Внимание к интересам и нуждам ребенка, ценностное отношение к нему и общение с ним требует много сил, определенных личностных качеств и времени, на отсутствие которого жалуются многие родители, оправдывая свой авторитаризм или попустительское отношение к ребенку.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………………………………...7
Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………...……….7
1.2 Обзор теоретических представлений о стилях семейного воспитания………………………………………………………………………….......14
1.3 Теоретическое обоснование влияния стилей семейного воспитания на формирование определенных характерологических свойств у детей раннего возраста……………………………………………………………………………...22
Выводы к первой главе……………………………………………………....31
2. Практическое исследование особенностей формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания…………………………………………………....32
2.1 Описание этапов и обоснование методов исследования…………….....32
2.2Анализ результатов диагностики………………………………………....37
Выводы………………………………………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………….....50
Список используемой литературы………………………………………......52

Файлы: 1 файл

DIPLOM_33__33__33_Kati.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Мы провели наблюдения в процессе выполнения детьми поручений по разным видам деятельности.

Полученные данные мы зафиксировали на диаграмме 3.

Данные результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности трудовых умений. Высокий уровень, достигнут у 70% опрошенных, средний у 27%, низкий  у 3% детей.

Рис 3 Уровень сформированности трудовых умений (%)

Характерологическое свойство «отношение к коллективу» было изучено с помощью методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной «Изучение навыков культуры общения»[24, с.87] (Приложение 4).

Согласно данной методике, за ребенком наблюдают в естественных условиях.

Наблюдение проводилось в течение недели, за основу наблюдения нами было взято использование культурных слов в общении и повседневной жизни, деятельности. Наблюдая за общением детей, было выделено, что большинство из них не употребляют культурные слова или забывают их употреблять. На наш взгляд, использование одного метода для выявления уровня культуры общения не достаточно, поэтому мы использовали беседу.

Беседа проводилась в течение дня со всей группой детей в индивидуальной форме. Во время беседы дети вели себя по-разному, одни с удовольствием отвечали на вопросы и шли на контакт, другие отказывались от беседы. В беседе содержалось 5 вопросов, которые были направлены на выявление знаний и использование культурных слов в повседневной жизни.

Для полной картины выявления уровня культуры общения нами была проведена игра «Вежливые жмурки», которая была направлена на выявление сформированности культуры общения на базе знания культурных слов. В игре принимали участие дети всей группы, общая активность детей была на среднем уровне, только трое детей из всей группы (10%) отличились большой заинтересованностью и активностью во время игры.

Рис. 4 Уровни сформированности отношения к коллективу (%)

Характерологическое свойство «отношение к проявлению волевых усилий» было изучено с помощью методики - Методика «Изучение волевых действий у детей раннего возраста» (А.Н.Давыдова) [7, с. 185]) (см. Приложение 5)

Проведя данную методику, мы увидели, что из 30 детей отстаивают свою позицию 59% детей; не проявляют ни каких волевых усилий 41%.

Рис. 5 Уровни сформированности волевых усилий (%)

Характерологическое свойство «отношение к своим возможностям» было изучено с помощью методики «Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет» (Гуськова Т.В., Елагина М.Г. [8,с.321]) (Приложение 6).

Мы составили таблицу «Оценка активности детей разного возраста» (см. табл.2)

Таблица 2. Оценка активности детей разного возраста

Показатели активности

Оценка активности детей разного возраста (в баллах)

 

1 г.7 месяцев

2 года

2 г. 7 месяцев

Принятие задачи

1

2

3

Настойчивость

1

2

3

Включенность

1

2

3

Самостоятельность

1

2

3

Поиск оценки взрослого

1

2

3

Отношение к оценке взрослого

1

2

3


Из данной таблицы 2 видно, что чем старше ребенок, то тем больше нуждается в проявлении гордости за достигнутые свои достижения.

Из анализа полученных данных мы делаем вывод, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживается эмоциональная реакция при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруппе. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка.

Учитывая, что целью нашего исследования было изучение влияние стиля семейного воспитания на формирование характерологических свойств ребенка, было проанализировано, какие характерологические свойства более ярко представлены в конкретных условиях воспитания, т.е. была рассмотрена представленность симптомокомплексов, установленных при каждом стиле воспитания.

Анализ полученных данных показал, что при демократическом стиле семейного воспитания большинство детей относятся к людям уважительно (78%), доводят дело до конца (показатель «отношение к деятельности» у 75% высокого уровня), реально оценивают свои возможности (показатель «отношение к своим возможностям»- у 74%). Завышенная самооценка у детей, воспитываемых в семьях с этим стилем, преобладает у 71%. К критике большинство из них относятся отрицательно (90%), а к коллективу положительно (79%). Они готовы активно отстаивать свою позицию (показатель «отношение к  проявлению волевых усилий» высокого уровня у 81% респондентов).

При либеральном стиле семейного воспитания дети относятся к людям уважительно 68%; добиваются поставленной цели (к деятельности) 69%; переценивает свои возможности (отношение к своим возможностям) 67%; к критике относятся отрицательно 90%; к коллективу положительно 69%; отстаивает свою позицию (к проявлению волевых усилий) 74%.

При попустительском стиле семейного воспитания дети не уважают никого 75%; часто не доделывают дело до конца (к деятельности) 70%; недооценивает свои возможности (отношение к своим возможностям) 67%; заниженная самооценка у 70% детей; отрицательно (к критике) 90%; отрицательно (к коллективу) 80%; не проявляют никаких волевых усилий (к проявлению волевых усилий) 70%.

При авторитарном стиле семейного воспитания дети боятся заводить дружеские отношения 80%; часто не доделывают дело до конца (к деятельности) 72%; недооценивают свои возможности (отношение к своим возможностям) 69%; заниженная самооценка (к самому себе) 60%; отрицательно (к критике) 90%; отрицательно (к коллективу) 74%; не проявляют никаких волевых усилий (к проявлению волевых усилий) 72%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Особенности проявления характерологических свойств у детей из семей с определенным стилем семейного воспитания (в%)

характерологические свойства

 

отношение …

Уровень сформирован-ности харак-терологичес-ких свойств

Стили семейного воспитания

Демократи-ческий

Попусти-тельский

Либе-ральный

Авторитар-ный

к людям

низкий

9

75

8

80

средний

13

10

24

12

высокий

78

15

68

8

к деятельности

низкий

13

70

20

72

средний

12

20

11

8

высокий

7

10

69

20

к своим возможностям

низкий

10

67

15

69

средний

16

25

18

21

высокий

74

8

67

10

к самому себе

низкий

10

70

10

60

средний

19

18

22

26

высокий

71

12

68

14

к критике

низкий

5

5

5

5

высокий

90

90

90

90

к коллективу

низкий

14

80

10

74

средний

7

9

21

16

высокий

79

11

69

10

к  проявлению волевых усилий

низкий

8

70

14

72

средний

11

18

12

14

высокий

81

12

74

14


Исходя из таблицы 3, мы можем сделать следующие выводы:

При демократическом стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств очень высок он составляет 41%;

При авторитарном стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств очень низок он составляет 12%;

При попустительском стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств очень низок 13%;

При либеральном стиле семейного воспитания уровень сформированности характерологических свойств является средним и составляет 34%.

В отношении данных, полученных по методикам Гуськовой Т.В., Елагиной М.Г. («Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей 3 лет») и Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса («Анализ семейного воспитания»), был осуществлен корреляционный анализ (см. табл.4)

Табл.4 Коэффициенты корреляции (по Пирсону)

 

Авторитарный стиль воспитания

Попустительский стиль воспитания

Либеральный стиль воспитания

Демократический стиль воспитания

Отношение к своим возможностям

(мет. Гуськова Т.В., Елагина М.Г.)

 

 

0,821

 

 

0,928

 

 

0,867

 

 

0,975


 

Все полученные коэффициенты корреляции (см.табл.4) свидетельствуют, что между значениями «Отношение к своим возможностям» и всеми стилями воспитания наблюдается значимая (на уровне 0,01) двусторонняя корреляция. Положительные и высокие значения коэффициентов корреляции показывают, что с ростом значений, полученных по методике Гуськовой Т.В., Елагиной М.Г., увеличиваются и значения, полученные по методике Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса. Данный факт свидетельствует и о том, что корреляционный анализ не может в полной мере доказать значение стиля воспитания для формирования чувства гордости у ребенка за свои достижения, хотя и было установлено, что наиболее высокий коэффициент корреляции установлен между значениями «отношение к своим возможностям» и «демократический стиль воспитания» (ri=0,975). Поэтому для выяснения влияния стилей на отношение ребенка к своим возможностям был применен множественный регрессионный анализ.

В результате проведенного множественного регрессионного анализа были получены уравнения регрессии, представленные в таблице 5.

Таблица 5. Уравнения регрессии

уровень

Уравнение регрессии

Зависимая переменная (Y) - отношение к своим возможностям

I уровень (низкий)

Y = 4,544 + 0,589 X1 -0,122 X2 - 0,291 X3

X1 – авторитарный стиль

X2– попустительский стиль

X3 – либеральный стиль

II уровень (средний)

Y = -9,3249 + 0,915 X1+0,261 X2+ 0,285 X3

X1 - попустительский стиль

X2 - либеральный стиль

X3– демократический стиль

III уровень (высокий)

Y = 16,453 - 0,304 X1+0,182 X2

X1- попустительский стиль

X2- демократический стиль


 

По данным множественного регрессионного анализа, переменная Y («отношение к своим возможностям») для детей с низкими значениями активности в большей мере связана и определяется переменной X1 («авторитарный стиль»), причем с переменными X2 («попустительский стиль») и X3 («либеральный стиль») она связана отрицательными значениями, что свидетельствует об обратной пропорциональной зависимости с ними. Получается, что в отношении детей со слабо сформированным чувством гордости за свои достижения наибольшее значение оказывает авторитарный стиль воспитания, а либеральный и попустительский стили оказывают обратный эффект.

В уравнении регрессии для переменной Y («отношение к своим возможностям») для детей со средними значениями активности предикторами (X1, X2, X3), т.е. переменными, влияющими на нее, оказались переменные - X1 («попустительский стиль»),  X2 («либеральный стиль»)  X3 («демократический стиль»). Они вошли в уравнение с положительными значениям. Переменная «авторитарный стиль» не вошла в это уравнение регрессии. Это означает, что при этих стилях дети чаще демонстрируют II уровень (средний) отношения к своим возможностям.

В уравнении регрессии для переменной Y («Отношение к своим возможностям») для детей с высокими значениями активности предикторами оказались только две переменные - X1 («попустительский стиль») и X2 («демократический стиль»). Причем, в этом уравнении переменная «попустительский стиль» представлен отрицательным значением, а переменная «демократический стиль» - положительным. Согласно этому уравнению, демократический стиль имеет прямое влияние на формирование чувства гордости за свои достижения, а попустительский стиль воспитания – обратное

Информация о работе Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания