Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

Диплом по эмоц вол сферы!!!))).doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Тема: Особенности эмоционально-волевой  сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..

3

Глава 1. Вопросы изучения состояния  проблемы умственной отсталости

 

1.1 Понятие умственной отсталости, классификация………………….

5

1.2 Клиническая характеристика………………………………………

10

1.3 Психолого-педагогическая характеристика………………………..

15

Выводы  по  1  главе………………………………………………………

24

Глава 2. Изучение эмоционально-волевой  сферы дошкольников

 

2.1.  Основные понятия…………………………………………………..

25

2.2.  Методики исследования……………………………………………

36

2.3. Состояние эмоционально-волевой  сферы у старших дошкольников  с нарушением интеллекта …………………………………………..

 

40

2.4. Коррекционная работа по развитию  эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….

 

44

Выводы по 2 главе………………………………………………………

53

Заключение………………………………………………………………..

54

Литература  ………………………………………………………………

56

Приложение……………………………………………………………….

61


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Напряженная,  социальная, экологическая, демографическая, экономическая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и дети с нарушением интеллекта, обучающиеся специальных коррекционных образовательных учреждениях.

Нарушения  эмоционально-волевой сферы  детей  с нарушением интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти факторы  оказывают отрицательное влияние на эффективность его обучения (особенно это важно для  детей  старшего дошкольного возраста которым вскоре  предстоит обучаться в школе), адаптацию в  социуме.

Своевременная  и целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы  детей с нарушением интеллекта  способствует социальной адаптации будущих учеников вспомогательной школы.

Вместе  с тем в настоящее время  имеется лишь очень незначительное количество специальной педагогической  литературы, отражающей современные представления о характере эмоционально-волевой сферы  и   особенностях их коррекции у данной группы дошкольников. Это и объясняет актуальность исследования данной темы: «Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта».

Объект  исследования – эмоционально-волевая  сфера  детей с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – особенность эмоционально-волевой  сферы  у детей старшего дошкольного возраста с  нарушением интеллекта. 

Гипотезой исследования является положение о  том, что своевременная диагностика и  целенаправленная коррекционная работа будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы    детей старшего дошкольного возраста с  нарушением интеллекта.  

Цель  работы:  изучить  особенности  эмоционально-волевой сферы  и подобрать  игры, направленные  на коррекцию эмоционально-волевой сферы  у  детей  старшего дошкольного возраста с  нарушением интеллекта.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать психолого-педагогическую  литературу по данной  проблеме.

2.  Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.

3. Изучить состояние эмоционально-волевой  сферы  старших дошкольников  с нарушением интеллекта.

4. Провести игры   с детьми, направленные на  коррекцию эмоционально-волевой сферы  у  детей  старшего дошкольного возраста с  нарушением интеллекта  и проанализировать полученные результаты.         

 В данной работе  использовались следующие методы:

1. Анализ литературных источников  по заданной проблематике.

2.  Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента.

4. Наблюдение за деятельностью  ребенка.

5. Опрос, беседа детей.

6. Экспериментальная проверка комплекса  мероприятий коррекционного характера.     

 Базой  исследования  явились дошкольники, имеющие F 70,  в количестве 10 человек (среди них 6 девочек  и 4 мальчика) возраст которых от 7,5-до 7,9 лет.

 

Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости

 

1.1 Понятие умственной  отсталости,  классификация

 

 

              Под умственной  отсталостью в современной специальной психологии понимается состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума [31].         

 В настоящее время, кроме  термина «умственная отсталость»  используются также и другие  обозначения рассматриваемых состояний:  «психическая недостаточность», «психическое  недоразвитие», «психический дефект»,  «психическая несостоятельность». Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту или иную особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до неспособности к обучению (последний термин).         

 В МКБ-10 умственная отсталость  определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей» [46].         

 Умственная отсталость подразделяется на формы:

  • легкую (IQ в пределах 50-69),
  • умеренную (IQ в пределах 35-49),
  • тяжелую (IQ в пределах 20-34),
  • глубокую (IQ ниже 20) .

Независимо от особенностей того или  иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.        

 М.С.Певзнер, создавшая собственную  концепцию олигофрении и разработавшая классификацию детей-олигофренов, высказывает суждение о четкой зависимости проявления эмоций от принадлежности учеников к той или иной клинической группе [37]. Вместе с тем она подчеркивает, что всем умственно отсталым школьникам свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

М. С. Певзнер разработала  классификацию, в основу которой положен клинико-патогенетический подход [37]. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения (последнее имеет особое значение по отношению к детям). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребенка.

М.С. Певзнер выделила пять основных форм олигофрении [37]:        

1) неосложненную;        

2) с преобладанием процессов  возбуждения или торможения;        

3) со снижением функций анализаторов или с речевыми отклонениями;        

4) с психопатоподобным поведением;         

5) с выраженной недостаточностью  лобных отделов коры головного мозга.        

 Из этих пяти форм первые  две являются наиболее распространенными.

С.Я. Рубинштейн определяет умственную отсталость как стойкое, необратимое поражение, снижение познавательной деятельности в результате органических нарушений нервной системы [44].        

 Б.Л. Пузанова дает определение:  «умственная отсталость - состояние  задержанного или полного недоразвития психики, которое проявляется нарушением способностей, обеспечивающих общий уровень интеллектуальности» [46].        

 В.М Мозговой, Л.М. Шипицина  считают, что умственная отсталость -стойкое, необратимое нарушение  познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением мозга, имеющим диффузный характер [54].         

 Е.М. Мастюкова формирует  термин «умственная отсталость»,  как стойкое нарушение интеллекта, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития - как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы [33].        

 С. Я. Рубинштейн определяет  умственную отсталость как стойкое,  необратимое поражение, снижение познавательной деятельности в результате органических нарушений нервной системы [44].

Говоря об умственной отсталости, обычно расширяют это понятие, включая  в него и умственную недостаточность, которая бывает, обусловлена резко  неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т. п.        

 Понятие «умственно отсталый  ребенок», принятое в отечественной и зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей, и составляют более 2% от общей детской популяции, которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.        

 Традиционно все формы нарушения  интеллекта по глубине интеллектуального  дефекта делят на степени: легкая  степень, средняя степень (умеренная), тяжелая степень, глубокая степень.  Так же нарушение интеллекта  разделяют на олигофрению, (поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или первые три года жизни) и деменцию (повреждение головного  мозга  возникает  после  трех  лет,  происходит  распад  уже сформированных навыков).        

  Рассмотрим классификацию умственной  отсталости, которую приводит Л.  М. Шипицина [74]. Согласно этой  классификации психологи основываются  на определении интеллектуального  коэффициента ребенка. По ее  данным при легкой умственной  отсталости 10 равен 70, при умеренной – находится в диапазоне от 70 до 50, при тяжелой – в диапазоне от 50 до 25, при глубокой – от 25 до 0.        

 Так выделяют: легкую умственную  отсталость, умеренную умственную  отсталость, тяжелую умственную  отсталость, глубокую умственную  отсталость.        

 Рассмотрим подробнее описание  легкой степени умственной отсталости. По мнению Л. С. Выготского  наиболее легкая степень называется  дебильность. В силу того, что  эта отсталость невелика, у таких  детей особенно отчетливо выступают  индивидуальные черты.        

 Общим для них и отличающим  их от нормальных детей дефектом  является недостаточность отвлеченного  словесно-логического мышления. Эти  дети обладают способностью к  образованию простых понятий,  их мышление остается преимущественно  конкретным, привязанным к данной ситуации. Их «абстрактное» мышление проявляется в том, что они пользуются усвоенными трафаретами, цитатами без глубокого их понимания. Даже овладев представлениями о времени, пространстве, причинности, эти дети обнаруживают сниженную способность ориентироваться в новой для них обстановке. Анализ разнообразных свойств предмета, установление связей между ними, то есть аналитико-синтетическая деятельность, осуществляются в самой примитивной форме.

Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.         

 Степени умственной отсталости [52]. Принято различать три степени умственной отсталости: дебильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).        

 Дети с нарушением интеллекта, заканчивая вспомогательную школу,  достигают в результате обучения сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т. е несут ответственность за свои поступки, овладевают профессиями, требующими средней квалификации, имеют право быть владельцами комнат, домов и т. д. В ряде случаев возникают сомнения в их вменяемости, дееспособности и трудоспособности, и тогда тот факт, что юноша или девушка окончили вспомогательную школу, может послужить основанием для психиатрической экспертизы. Однако сама по себе умственная отсталость в степени дебильности не может быть причиной невменяемости, нетрудоспособности либо недееспособности человека. Причиной этого могут оказаться лишь те основные заболевания, которые привели к умственной отсталости. В настоящее время люди с нарушением интеллекта считаются ограниченно годными к несению воинской службы. Заключение об ограниченной годности или непригодности к несению воинской службы делается на основе психиатрической экспертизы. При этом большое внимание уделяется характеристике из вспомогательной школы, которую окончил юноша-призывник. Кроме того, широко применяются экспериментально-психологические методы исследования для оценки его психического состояния и развития [55].        

Информация о работе Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта