Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:26, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением интеллекта.
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. 5
1.2 Клиническая характеристика……………………………………… 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика……………………….. 15
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 24
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников
2.1. Основные понятия………………………………………………….. 25
2.2. Методики исследования…………………………………………… 36
2.3. Состояние эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта …………………………………………..
40
2.4. Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы………………………………………………………………………….
44
Выводы по 2 главе……………………………………………………… 53
Заключение……………………………………………………………….. 54
Литература ……………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………. 61
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости |
|
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация…………………. |
5 |
1.2 Клиническая характеристика………… |
10 |
1.3 Психолого-педагогическая |
15 |
Выводы по 1 главе……………………………………………………… |
24 |
Глава 2. Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников |
|
2.1. Основные понятия………………………………………………….. |
25 |
2.2. Методики исследования…………………………………………… |
36 |
2.3. Состояние эмоционально- |
40 |
2.4. Коррекционная работа по |
44 |
Выводы по 2 главе……………………………………………………… |
53 |
Заключение…………………………………………………… |
54 |
Литература ……………………………………………………………… |
56 |
Приложение…………………………………………………… |
61 |
ВВЕДЕНИЕ
Напряженная, социальная, экологическая, демографическая, экономическая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в процессе адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и дети с нарушением интеллекта, обучающиеся специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на эффективность его обучения (особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста которым вскоре предстоит обучаться в школе), адаптацию в социуме.
Своевременная и целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта способствует социальной адаптации будущих учеников вспомогательной школы.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной педагогической литературы, отражающей современные представления о характере эмоционально-волевой сферы и особенностях их коррекции у данной группы дошкольников. Это и объясняет актуальность исследования данной темы: «Особенности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с нарушением интеллекта».
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера детей с нарушением интеллекта.
Предмет
исследования – особенность эмоционально-
Гипотезой исследования является положение о том, что своевременная диагностика и целенаправленная коррекционная работа будет способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель работы: изучить особенности эмоционально-волевой сферы и подобрать игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать психолого-
2. Дать клинико- психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
3. Изучить состояние
4. Провести игры с детьми, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и проанализировать полученные результаты.
В данной работе
использовались следующие
1. Анализ литературных
2. Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента.
4. Наблюдение за деятельностью ребенка.
5. Опрос, беседа детей.
6. Экспериментальная проверка
Базой исследования явились дошкольники, имеющие F 70, в количестве 10 человек (среди них 6 девочек и 4 мальчика) возраст которых от 7,5-до 7,9 лет.
Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы умственной отсталости
1.1 Понятие умственной отсталости, классификация
Под умственной отсталостью в современной специальной психологии понимается состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума [31].
В настоящее время, кроме
термина «умственная
В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей» [46].
Умственная отсталость подразделяется на формы:
Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.
М.С.Певзнер, создавшая
М. С. Певзнер разработала классификацию, в основу которой положен клинико-патогенетический подход [37]. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения (последнее имеет особое значение по отношению к детям). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребенка.
М.С. Певзнер выделила пять основных форм олигофрении [37]:
1) неосложненную;
2) с преобладанием процессов
возбуждения или торможения;
3) со снижением функций анализато
4) с психопатоподобным
5) с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга.
Из этих пяти форм первые
две являются наиболее
С.Я. Рубинштейн определяет умственную отсталость как стойкое, необратимое поражение, снижение познавательной деятельности в результате органических нарушений нервной системы [44].
Б.Л. Пузанова дает
В.М Мозговой, Л.М. Шипицина
считают, что умственная
Е.М. Мастюкова формирует
термин «умственная отсталость»
С. Я. Рубинштейн определяет
умственную отсталость как
Говоря об умственной отсталости, обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, которая бывает, обусловлена резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т. п.
Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей, и составляют более 2% от общей детской популяции, которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.
Традиционно все формы
Рассмотрим классификацию
Так выделяют: легкую умственную отсталость, умеренную умственную отсталость, тяжелую умственную отсталость, глубокую умственную отсталость.
Рассмотрим подробнее
Общим для них и отличающим
их от нормальных детей
Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.
Степени умственной отсталости [52]. Принято различать три степени умственной отсталости: дебильность (самая легкая), имбецильность (более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).
Дети с нарушением интеллекта,
заканчивая вспомогательную