Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:19, диссертация

Описание работы

Цель работы: изучить онтогенез самосознания дошкольников с ЗПР и охарактеризовать психолого-педагогические условия, способствующие его формированию.

Содержание работы

Введение ............................................................................. 3
Глава 1. Проблема самосознания, его онтогенеза и условий формирования в норме и при задержке психического развития...................................................................................... 11
1.1. Система самосознания: структура, генезис, условия формирования .................................................................................... 11
1.2. Характеристика развития самосознания в дошкольном возрас-рас- 23 те......................................................................................
1.3. Проблема формирования самосознания при нарушениях интел- 35 лектуального развития...........................................................
Глава 2. Исследование самосознания у дошкольников в норме и 49 при задержке психического развития....................................
2.1. Организация исследования и методика изучения самосознания у 49 дошкольников....................................................................
2.2. Развитие самосознания дошкольников в норме и при ЗПР (ре- 62 зультаты констатирующего эксперимента)................................ 62
2.2.1. Становление образа «Я»............................................. 73
2.2.2. Становление психологического времени личности..........
2.2.3. Становление социального пространства личности и притя- 79 заний на социальное признание.........................................
2.2.4. Взаимосвязь элементов самосознания и системообразую- 82 щие факторы их формирования в норме и при ЗПР....................
Глава 3. Формирование самосознания дошкольников с ЗПР и 91 психолого-педагогические условия этого процесса.....................
3.1. Обоснование и организация формирующего эксперимента по 91 развитию самосознания........................................................... 93
3.2. Содержание формирующего эксперимента: общие сведения......
3.3. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 98 детей с ЗПР в младшем дошкольном возрасте...............................
3.4. Психолого-педагогические условия формирования самосознания детей с ЗПР в среднем и старшем дошкольном возрас- 106 расте......................................................................................
3.5. Психолого-педагогические условия формирования самосознания 121 дошкольников с ЗПР в подготовительной группе детского сада....................................................................................... 133
139
Заключение......................................................................... 159
Использованная литература..................................................
Приложения........................................................................

Файлы: 1 файл

Диссертация Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития.doc

— 879.00 Кб (Скачать файл)

Интересно, что успешность выполнения методики Н.Л. Белопольской не связалась у дошкольников с ЗПР ни с какими другими показателями. В группе детей с нормальным интеллектуальным развитием все показатели, полученные при помощи этой методики, составили отдельный фактор, однако напомним, что выбор карточки «идеального Я» коррелировал с наличием представлений о психологическом будущем.

Это заставляет думать о  том, что выборы «идеального Я», осуществляемые детьми с ЗПР могли носить ситуативный  характер, связанный с недостатками осознания себя, а те, в свою очередь, являлись следствием малой обращенности к себе. Возможно, рассогласование результатов по методике «Фотозагадки», когда психологическое будущее детей практически не определялось, с данными тестирования по методике Н.Л.Белопольской объясняется именно дефицитом такой обращенности.

Очень интересным, на наш  взгляд, является также отмеченный феномен удовлетворенности своим  возрастом, который зафиксирован приблизительно у пятой части испытуемых независимо от варианта их развития (норма или  ЗПР).

Мы провели сопоставление количественных показателей выполнения методик «Физическое Я» и «Фотозагадки» у детей, обнаруживающих и не обнаруживающих стремления к взрослению, и выявили достоверные различия между этими группами. Результаты приводятся в таблице 7.

Таблица 7.

Сравнительные показатели выполнения экспериментальных методик  детьми с одинаковым интеллектуальным развитием и разным отношением к

взрослению

 

Стремящиеся

взрослеть

Не стремящиеся взрослеть

Достоверность различий

Физическое «Я»

10,82±0,09

9,62±0,11

p<0,05

«Фотозагадки»

21,39±1,43

15,12±1,52

p<0,01



Результаты выполнения методик детьми, не желающими взрослеть, ниже, чем в сопоставляемой группе. Возможно, эти дети в какой-то мере осознают свои когнитивные ограничения  и испытывают страх (или дискомфорт) при мысли о школе, росте ответственности и прочих «атрибутах взрослости»,

о которых их так усердно  информируют взрослые.

Анализ результатов, полученных с помощью методики «Лесенка», обнаружил  известные закономерности преобладания в обеих сопоставляемых группах детей с недифференцированной высокой самооценкой (44,19 % испытуемых группы «норма» и 62,16 % испытуемых с ЗПР, p<0,001). Адекватная самооценка обнаружена у 6,98 % детей контрольной группы. Результат по этой методике у дошкольников с ЗПР достоверно не связывался ни с одним из проанализированных ранее показателей, а в группе с нормальным интеллектуальным развитием обнаруживал сопряженность с проявлениями возможностей саморегуляции.

Это позволило нам  предположить, что самоотношение  ребенка с ЗПР точнее определяется по качественным признакам поведения и характеру высказываний при выполнении методики «Физическое Я» и «Фотозагадки». Дети с позитивным самоотношением с удовольствием рассматривали себя в зеркале и на фотографиях, старались обратить внимание экспериментатора на разные детали. Дети с негативным самоотношением хмурились, могли показать себе язык. Дети с неопределенным самоотношением смотрели на себя безучастно.

Полагая, что показатели выполнения методики «Фотозагадки»  отражают динамику формирования структуры самосознания ребенка дошкольного возраста, мы сравнили среднегрупповые балльные оценки испытуемых с нормальным развитием и с ЗПР. Напомним, что максимальный балл за выполнение этой методики мог составить 35. Результаты проведенного сопоставления приведены в таблице 8.

Из приведенной таблицы  следует, что в младшей группе детского сада дети справляются с  заданиями методики еще на весьма недостаточном уровне, поэтому различия в результатах ее выполнения между  детьми с нормальным и задержанным  развитием недостоверны. Однако, если при нормальном развитии осознание ребенком себя растет, то при ЗПР его практически не отмечается. Это иллюстрируют высоко достоверные различия между

показателями детей, посещающих разные группы детского сада, в первом случае и отсутствие их во втором.

Таблица 8.

Сравнительные показатели успешности выполнения методики «Фотозагадки»  дошкольниками с нормальным и  задержанным развитием

Возрастная группа

Норма

ЗПР

Достоверность различий между группами

Младшая

(n=16) 12,75 ±1,13

(n=25)10,86±0,90

Не достоверно

Средняя

(n=21) 17,81±1,22

(n=12) 11,41±0,18

0,05

Старшая

(n=25) 22,00±0,63

(n=12) 12,08±1,38

0,001

Подготовительная

(n=18) 24,67±0,45

(n=25) 12,6±1,06

0,001

Достоверность различий между возрастными группами

Р1,2 < 0,01. Р 2,3< 0,003 Р 3,4< 0,003

Р 1,3< н.д. P 2,3 < н.д. Р 3,4< н.д.

 

Для установления типичных для сопоставляемых групп испытуемых характеристик динамики структурных  элементов самосознания в дошкольном возрасте мы построили графики, представленные на рисунках 7 и 8.

 

Рис. 7 Динамика формирования элементов  самосознания у нормально

развивающихся детей


 

Младшая    Средняя    Старшая    Подготовительная

Возрастные группы

Знания о себе    • Эмоц. отнош. к себе .......Психол. прошлое

- — — -Психол. будущее  — — Понимание соц. нормы

 

Как видно на рисунке 7, при нормальном развитии становление  большинства элементов самосознания происходит по принципу плавного и синхронного возрастания показателей их сформированности от младшей к подготовительной группе. Исключение составило лишь развитие аффективного компонента образа «Я» (на графике - кривая, отражающая эмоциональное

отношение к себе). Некоторое  отставание к концу дошкольного возраста наблюдается также в оценке представлений о прошлом.

При ЗПР (рисунок 8) общая  картина графиков отличается от данных группы нормально развивающихся  детей более низким расположением  кривых, что свидетельствует о  низком и недостаточном уровнях сформирован-ности элементов самосознания испытуемых во всех возрастных группах. Динамика при переходе из средней возрастной группы в старшую выражается в резком расхождении кривых, отражающих показатели разных элементов самосознания, что можно интерпретировать как гетерохронность их становления. Тенденцией, объединяющей группу ЗПР с группой нормально развивающихся детей является значительное рассогласование показателей сформи-рованности когнитивного (знания о себе) и аффективного (эмоциональное отношение к себе) компонентов образа «Я».

 

Рис. 8 Динамика формирования элементов  самосознания у детей с ЗПР


Следовательно, возможности  самоосознания при задержке психического развития следует формировать специально. При отсутствии такой работы они остаются минимальными. Необходимо отметить, что у детей с ЗПР практически не отмечается таких феноменов, как невозможность самоидентификации (по полу, возрастной группе, внешним признакам). Последние, по данным исследователей, типичны для умственной отсталости.

Результаты проведенной  диагностики совпадают с литературными

данными: «скачок» в развитии самосознания значительной части нормально  развивающихся детей происходит перед школой. Однако важно отметить, что процент детей с дифференцированной системой «Я» не столь уж велик и среди испытуемых контрольной группы.

Данные о распределении  нормально развивающихся дошкольников по уровням сформированности элементов  самосознания в старшей и подготовительной группах приводятся на рисунке 9.

 

Рис. 9. Распределение нормально развивающихся  дошкольников по уровням сформированности элементов самосознания


Из приведенного рисунка  следует, что при нормальном интеллектуальном развитии дифференцированное по возрасту самосознание (появление психологического времени личности, желание повзрослеть, умение описать себя и другие признаки личностной зрелости) наблюдаютсяв подготовительной группе детского сада приблизительно у половины детей.

 

Рис. 10. Распределение дошкольников с ЗПР по уровням сформированности элементов самосознания


На рисунке 10 приводятся аналогичные данные относительно дошкольников с ЗПР.

Приведенные рисунки  доказывают существенную разницу между  обследованными группами. Большинство  детей с ЗПР находятся на недостаточном для возраста уровне сформированности элементов самосознания. Это проявляется такими признаками как недостаточность интереса к себе, отсутствие отчетливых представлений о себе в прошлом и в будущем, ситуатив-ность выборов и оценок. Как уже указывалось, это имеет непосредственное отношение как к когнитивному, так и к речевому развитию испытуемых.

Мы полагаем полученные данные весьма интересными и уточняющими онтогенез образа «Я» как при нормальном, так и при задержанном развитии. Новизна полученных результатов, на наш взгляд, заключается в том, что мы показали зависимость характеристик разных элементов самосознания от отношения к себе как к субъекту или как к «объекту». Анализ себя как объекта проще и достаточно доступен детям дошкольного возраста, в том числе и при ЗПР (более легких ее вариантах). Положительное самоотношение к себе, по-видимому, следует вырабатывать у детей специально, поскольку на современном этапе явно преобладает «объектная» составляющая (ты-мальчик, ты-ребенок, но уже не младенец, ты был маленьким, ты пойдешь в школу, ты будешь взрослым и т.п). Ребенок с ЗПР, так же как и нормально развивающийся дошкольник, усваивает эти социальные роли, но недостаточно осознает свою индивидуальность.

Возможно, именно из-за преимущественного внимания к развитию «социального Я» самосознание значительной части испытуемых даже при нормальном интеллектуальном развитии отличается относительно малой представленностью такого важнейшего компонента как самоотношение.

Полученные результаты дали основание надеяться на успешность попыток совершенствования ориентировки в собственном «Я» детей с ЗПР за счет целенаправленного создания комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие интереса к себе не только как к объекту и носителю социальной роли, но и как к субъекту - ребенку, обладающему внешними и внутренними достоинствами.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА 3.1. Обоснование  и организация формирующего эксперимента по развитию самосознания

Проведенное исследование, результаты которого представлены выше, показало, что у дошкольников с  ЗПР, находящихся в условиях ДОУ  компенсирующего вида, отмечается существенное отставание в формировании элементов  самосознания, прежде всего характеристик «индивидуального Я». Это является реальной помехой для овладения своим поведением. Малая осознанность себя в прошлом и настоящем, неразвернутость перспективы будущего часто оказывается сопряженной с низкой личностной готовностью к обучению. Последняя заключается не только в желании ребенка пойти в школу, но и в сознательном намерении следовать многообразным и сложным правилам школьной жизни, что предполагает наличие развитого в соответствии с возрастом самосознания [29, 60, 89, 117, 177].

Данные психологических исследований позволяют предположить, что причиной слабой выраженности интереса к себе, значительных трудностей в выделении уникального в своей личности у дошкольников с ЗПР является микросоциальный фактор: ряд семей из-за «объектного» отношения к ребенку буквально препятствует становлению у него качеств, помогающих понять себя и, соответственно, других людей. При полноценном интеллектуальном развитии недостаточность ценностного отношения к себе социальную адаптацию ощутимо не затрудняет. Наличие задержки психического развития, сопровождающееся отсутствием личностного ресурса для преодоления трудностей, гарантированно приводит к школьной дезадаптации. Следовательно, задача формирования личностной готовности к школьному обучению должна решаться в ходе реализации программ дошкольного воспитания, предусматривающих работу по развитию элементов самосознания, которая может включаться в разделы нравственного, эстетического, физического воспитания.

Программа М.А. Васильевой, которую часто используют ДОУ компенсирующего вида, предусматривает работу по развитию возможностей просо-циального поведения, начиная с младшей группы. В средней возрастной группе ставится задача способствовать формированию личностного отношения к сверстникам, а в старшей группе уже выдвигается требование проявлять это отношение в реальном поведении.

В то же время практика реализации программы М.А. Васильевой показывает, что дети с ЗПР в  силу их психологических особенностей и отсутствия предварительной работы по формированию элементов самосознания к средней возрастной группе не готовы принять требование встать на позицию сверстника. Онтогенез самосознания предполагает определенный параллелизм ценностного отношения к себе и к другому. Не осознавая в необходимо достаточной мере себя, ребенок не может сознательно принять норму просо-циального (морального) поведения.

Информация о работе Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития