Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад № 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 08:51, отчет по практике

Описание работы

Органами управления педагогической деятельностью детского сада являются педагогический, методический советы; коллегиальными органами общественного соуправления детского сада является родительское собрание, родительский комитет.
Количество детей посещающих детский сад составляет 224 человека. В детском саду функционирует 9 групп дневного пребывания, в том числе: 1 группа раннего возраста с 2 до 3 лет, 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет (2 младшие группы, 2 средние группы, 2 старшие группы, 2 подготовительные группы).

Файлы: 1 файл

Отчет по практике Психоло ГУО Ясли-сад № 1 г. Червеня.docx

— 319.72 Кб (Скачать файл)

Конечно же, чем более организм ребенка готов преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому проблема «школьной зрелости», установление оптимального возраста начала систематического обучения рассмотрена нами в дипломном исследовании.

Цель исследования: изучение психологических изменений в развитии ребенка дошкольного возраста и его готовности к началу обучения в школе.

Объект исследования: дети дошкольного возраста в составе 5 человек.

Предмет исследования: оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

В основу проводимого исследования положена гипотеза, согласно которой,  психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника, а своевременная диагностика позволяет выявить индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи исследования:

  1. Разработать и выдвинуть гипотезу.
  2. Провести экспериментальное исследование по оценки готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  3. Дать рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.

Методы исследования:

1. Методика  изучения зрелости детей, поступающих  в первый класс.

2. Мотивационная  готовность к обучению в школе (по Т.Д. Марцинковской).

Методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

База и этапы исследования: эксперимент проходил на базе детского садика 135 г. Минска. В эксперименте принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Из них 3 девочки и 2 мальчика. Возраст ребят 4-6 лет.

Первая методика – «Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс» (см. Приложение 1) [57].

Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Успешность выполнения каждой из методик оценивается в баллах, общий показатель успешности работы ребенка по программе оценивается суммарным баллом по всем методикам.

Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе.

В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.

Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей. По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.  

Методика 2. Имитация написанного текста. (Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)

Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью.

Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

Методика 3. Мышление и речь

Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Методика 4. Умозаключения

Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения.

Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".

Общая оценка по программе. Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам.

Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры.

Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

1. Хочешь  ли ты идти в школу?

2. Что  в школе интересного?

3. Чем  бы ты занимался, если не ходил  бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

Предложен также тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской) (Приложение 2) [8]. Тест включает в себя 9 вопросов. Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов.

Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Данные психолого-педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далеко идущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка.

Вместе с тем, диагностика имеет прогностическое значение, т.к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

 

5.2 Результаты и анализ исследования

 

Первая метода – это методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявить детей, нуждающихся в специальной развивающей работе с ними.

Результаты диагностирования будущих первоклассников с целью изучения их готовности к школьному обучению показаны в методике – оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе (табл. 1).

 

Таблица  1

 

Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе

 

Группа испытуемых детей

Набранные баллы

Малкес Марина  5 лет

22 балла

Богдан Ольга 6 лет

25 баллов

Бурсова Людмила  4 года

17 баллов

Колесников Саша 6 лет

26 баллов

Павлов Женя 6 лет

28 баллов


 

На диаграмме 1 приведены результаты психосоциальной зрелости дошкольников.

Диаграмма 1

 

 

Исходя из указанных данных, мы можем сделать вывод, что "школьно-зрелыми" детьми оказались 3 ребенка – это Богдан Ольга, Колесников Саша и Павлов Женя. Они набрали 25, 26 и 28 баллов. Малкес Марина набрала 22 балла, что говорит о среднем уровне школьной зрелости. Бурсова Людмила за свои ответы получила 17 баллов. Это свидетельствует о  неготовности к школьной жизни.

Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.

Теперь мы использовали методику имитация написанного текста. (Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека).

Мы предложили детям написать или нарисовать фразу «ОН ЕЛ СУП».

Результаты диагностики представлены в таблице 2. 

 

Таблица  2

 

Имитация написанного текста

 

Группа испытуемых детей

Набранные баллы

Малкес Марина

3 балла

Богдан Ольга

2 балла

Бурсова Людмила

5 баллов

Колесников Саша

2 балла

Павлов Женя

1 балл


 

Таким образом, можно сделать вывод, что самый низкий уровень был определен у Бурсовой Люды. Ее текст напоминал отдельные "каракули", к сожалению, разобрать что-то отдаленно похожее на буквы не удалось. Оценка Люды – 5 баллов.

Средний уровень опять выявлен у Малкес Марины. Девочка набрала 3 балла, в ее тексте можно увидеть и прочитать 4 буквы. Такой ребенок считается готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Ей может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики – рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

Богдан Оля и Колесников Саша получили по 2 балла каждый. Их можно отнести в категорию детей, которые считаются зрелыми для школьного обучения. Их текст читаем, но буквы и наклон текста образцу не соответствует.

Текст Павлова Жени можно оценить в 1 балл. Мальчик хорошо написал и текст можно прочитать. Фраза разделяется на три слова, размеры букв немного больше размеров букв образца. Отклонения записи почти нет.

С помощью использования этого теста мы смогли определить развитие тонкой моторики руки, координацию движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Следующая методика – изучение мышления и речи.

Результаты этой методики рассмотрены в таблице 3.

 

Таблица  3

 

Изучение мышления и речи

 

Группа испытуемых детей

Кол-во допущенных ошибок

Малкес Марина

4 ошибки

Богдан Ольга

2 ошибки

Бурсова Людмила

8 ошибок

Колесников Саша

1 ошибка

Павлов Женя

1 ошибка


 

На диаграмме 2 приведены результаты анализа мышления и речи дошкольников.

Диаграмма 2

 

 

Итак, можно сделать вывод, что Люда Бурсова сделала в задании 8 ошибок и набрала 1 балл. По результатам теста можно отнести девочку к низкому уровню развития мышления и речи, поэтому мы предложили бы для нее дополнительную работу по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры).

Малкес Марина допустила 4 ошибки и получила 2 балла, что свидетельствует о среднем уровне развития мышления и речи.

В результате выполнения заданий, Богдан Ольга допустила 2 ошибки (3 балла), а Колесников Саша и Павлов Женя совершили только по 1 ошибке (3 балла). Уровень этих трех ребят соответствует высокому, т.е. мышление и речь детей развиты хорошо.

Последняя методика – умозаключения. Результаты ее представлены в таблице 4.

 

 

Таблица  4

 

Умозаключения

 

Группа испытуемых детей

Кол-во набранных баллов

Малкес Марина

6 баллов

Богдан Ольга

7 баллов 

Бурсова Людмила

4 балла

Колесников Саша

8 баллов

Павлов Женя

9 баллов

Информация о работе Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад № 1