Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 08:51, отчет по практике
Органами управления педагогической деятельностью детского сада являются педагогический, методический советы; коллегиальными органами общественного соуправления детского сада является родительское собрание, родительский комитет.
Количество детей посещающих детский сад составляет 224 человека. В детском саду функционирует 9 групп дневного пребывания, в том числе: 1 группа раннего возраста с 2 до 3 лет, 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет (2 младшие группы, 2 средние группы, 2 старшие группы, 2 подготовительные группы).
Примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.
Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину.
Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм [58].
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.
Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления [58].
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
Л.А.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей [7, с. 69]:
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.
Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми.
Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», – извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».
Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [7, с. 71].
Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
(Родительский уголок)
План работы с ребенком
по результатам диагностики (ЗПР)
Преодоление недостатков эмоционально-волевого развития | |
Коррекция двигательной сферы на основе операций с мелкой моторикой | |
Коррекция звукопроизношения посредством специально подобранных упражнений | |
Коррекция зрительного внимания и памяти, посредством специальных игровых упражнений | |
Коррекция речевой памяти посредством запоминания коротких стихов и загадок с опорой на зрительное восприятие и имитационные движения | |
Коррекция пространственных представлений на основе дидактических и развивающих игр | |
Коррекция речевого развития через обогащение словаря, подбор лексико-грамматических упражнений и связную речь с опорой на зрительное восприятие | |
Формирование графических навыков |
Сроки прохождения практики с по года.
За время прохождения практики мною была проведена следующая работа:
На практике я увидела я познакомилась с работой педагога-психолога, с документацией
В ходе психодиагностического исследования я получила большой опыт работы с детьми, опыт с составлением документации (протоколы, заключения, характеристики) и выбора диагностических процедур.
Мною была проведена диагностика развития психических с 2 детьми. По результатам проведенного исследования было выявлена задержка психических развития у одного ребенка, второй ребенок по результатам диагностики показал высокий уровень психического развития.
В ходе работы с детьми и педагогами ГУО «Ясли-сад № 1 г. Червеня трудностей не возникло, педагог- психолог подошел к моей деятельности с пониманием.
Трудностей при прохождении практики не возникло.
Полученный опыт мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе.
В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.
Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей. По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.
№ |
Вопросы к беседе |
Ответ ребенка |
Баллы |
1. |
Назови свою фамилию, имя, отчество |
|
|
2. |
Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. |
|
|
3. |
Кем работает твоя мама (папа)? |
|
|
4. |
Где ты живешь, назови свой домашний адрес? |
|
|
5. |
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? |
|
|
6. |
У тебя есть брат (сестра)? Кто старше? |
|
|
7. |
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года? |
|
|
8. |
Сейчас утро или вечер (день или утро)? |
|
|
9. |
Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? |
|
|
10. |
Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? |
|
|
11. |
Когда можно кататься на санках - зимой или летом? |
|
|
12. |
Почему снег бывает зимой, а не летом? |
|
|
13. |
Что делают почтальон, врач, учитель? |
|
|
14. |
Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель? |
|
|
15. |
Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему? |
|
|
16. |
Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? |
|
|
17. |
Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.? |
|
|
18. |
Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши? |
|
|
19. |
Каких зверей ты знаешь, каких птиц? |
|
|
20. |
Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха? |
|
|
21. |
Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3. |
|
|
22. |
Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? |
|
|