Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад № 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 08:51, отчет по практике

Описание работы

Органами управления педагогической деятельностью детского сада являются педагогический, методический советы; коллегиальными органами общественного соуправления детского сада является родительское собрание, родительский комитет.
Количество детей посещающих детский сад составляет 224 человека. В детском саду функционирует 9 групп дневного пребывания, в том числе: 1 группа раннего возраста с 2 до 3 лет, 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет (2 младшие группы, 2 средние группы, 2 старшие группы, 2 подготовительные группы).

Файлы: 1 файл

Отчет по практике Психоло ГУО Ясли-сад № 1 г. Червеня.docx

— 319.72 Кб (Скачать файл)

Примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину.

Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм [58].

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми.

Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления [58].

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

Л.А.Венгер описал 3 варианта развития 6-7-ми летних детей [7, с. 69]:

  1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.

Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

  1. «Негативистическая демонстративность». Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», – извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

  1. «Уход от реальности». Уход от реальности – еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [7, с. 71].

Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

  
6 Подготовка материалов для итоговой конференции

 

(Родительский  уголок)

 

 

План работы с ребенком

по результатам диагностики (ЗПР)

 

Преодоление недостатков эмоционально-волевого развития

Коррекция двигательной сферы на основе операций с мелкой моторикой

Коррекция звукопроизношения посредством специально подобранных упражнений

Коррекция зрительного внимания и памяти, посредством специальных игровых упражнений

Коррекция речевой памяти посредством запоминания коротких стихов и загадок с опорой на зрительное восприятие и имитационные движения

Коррекция пространственных представлений на основе дидактических и развивающих игр

Коррекция речевого развития через обогащение словаря, подбор лексико-грамматических упражнений и связную речь с опорой на зрительное восприятие

Формирование графических навыков


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Отчет студента о прохождении практики

 

Сроки прохождения практики с             по               года.

За время прохождения практики мною была проведена следующая работа:

    • Знакомство с персоналом детского сада и укладом организационной работы;
    • Знакомство с педагогической деятельностью, документацией, предметно-развивающей средой кабинета педагога-психолога;
    • Знакомство и анализ работы педагога-психолога с воспитателями и родителями ГУО «Ясли-сад № 1 г. Червеня;
    • Проведены наблюдения и сделан анализ занятий педагога-психолога с детьми/воспитателями/родителями;
    • Проведено наблюдение и проанализированы занятия студента;
    • Проведена диагностика развития психических процессов и составление заключения на ребенка средней и старшей группы;
    • Составлены конспекты групповых психокоррекционных занятий;
    • Составлены конспекты индивидуальных психокоррекционных занятий и проведен анализ занятия;
    • Проведена работа с родителями детей, имеющих нарушения в развитии;
    • Разработан индивидуальный  план работы с ребенком по результатом проведенной диагностики.

На практике я увидела я познакомилась с работой педагога-психолога, с документацией

В ходе психодиагностического исследования я получила большой опыт работы с детьми, опыт с составлением документации (протоколы, заключения, характеристики) и выбора диагностических процедур.

Мною была проведена диагностика развития психических с 2 детьми.                      По результатам проведенного исследования было выявлена задержка психических развития у одного ребенка, второй ребенок по результатам диагностики показал высокий уровень психического развития.

В ходе работы с детьми и педагогами ГУО «Ясли-сад № 1 г. Червеня трудностей не возникло, педагог- психолог подошел к моей деятельности с пониманием.

Трудностей при прохождении практики не возникло.

 Полученный опыт мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

 

Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе.

 

В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.

Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей.   По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.  

 

Вопросы к беседе

Ответ ребенка

Баллы

1.  

Назови свою фамилию, имя, отчество

 

 

 

 

2.  

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

 

 

 

 

3.  

Кем работает твоя мама (папа)?

 

 

 

 

4.  

Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

 

 

 

 

5.  

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

 

 

 

 

6.  

У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?

 

 

 

 

7.  

Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?

 

 

 

 

8.  

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

 

 

 

 

9.  

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

 

 

 

 

10.     

Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

 

 

 

 

11.     

Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

 

 

 

 

12.     

Почему снег бывает зимой, а не летом?

 

 

 

 

13.     

Что делают почтальон, врач, учитель?

 

 

 

 

14.     

Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

 

 

 

 

15.     

Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?

 

 

 

 

16.     

Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

 

 

 

 

17.     

Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?

 

 

 

 

18.     

Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

 

 

 

 

19.     

Каких зверей ты знаешь, каких птиц?

 

 

 

 

20.     

Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?

 

 

 

 

21.     

Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

 

 

 

 

22.     

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

 

 

 

Информация о работе Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад № 1