Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад № 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 08:51, отчет по практике

Описание работы

Органами управления педагогической деятельностью детского сада являются педагогический, методический советы; коллегиальными органами общественного соуправления детского сада является родительское собрание, родительский комитет.
Количество детей посещающих детский сад составляет 224 человека. В детском саду функционирует 9 групп дневного пребывания, в том числе: 1 группа раннего возраста с 2 до 3 лет, 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет (2 младшие группы, 2 средние группы, 2 старшие группы, 2 подготовительные группы).

Файлы: 1 файл

Отчет по практике Психоло ГУО Ясли-сад № 1 г. Червеня.docx

— 319.72 Кб (Скачать файл)

 

Диаграмма 3 представляет результат диагностики по умозаключению дошкольников.

 

Диаграмма 3

 

 

Низкий уровень умозаключений оказался у Бурсовой Люды. Она набрала 4 балла. У девочки практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Малкес Марина получила 6 баллов и Богдан Ольга 7 баллов, что характеризует уровень их умозаключений как средний. В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

Мальчики и в этом тесте набрали больше всего баллов. У Колесникова Саши 8 баллов, а у Павлова Жени 9 баллов. У ребят сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение на высоком уровне.

Рассмотрим общую оценку результатов нашего тестирования. Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам.

 

Таблица  5

 

Общая оценка результатов тестирования

 

Группа испытуемых детей

Оценка психосоцильной зрелости

Имитация написанного текста

 

 

 

Мышление и речь

 

 

 

Умозаключения

 

 

 

Всего

Малкес Марина

22 балла

3 балла

 

 

2 балла

 

 

6 баллов

 

 

33 балла

Богдан Ольга

 

25 баллов

2 балла

 

 

3 балла

 

 

7 баллов

 

 

37 баллов

Бурсова Людмила

17 баллов

5 баллов

1 балл

4 балла

27 баллов

Колесников Саша

 

26 баллов

2 балла

 

 

3 балла

 

 

8 баллов

 

 

39 баллов

Павлов Женя

28 баллов

 

1 балл

 

3 балла

 

9 баллов

 

 

41 балл


 

Исходя из данных таблицы 5, можно сделать вывод, что Малкес Марина в результате четырех проведенных тестов получила 33 балла, что свидетельствует о средние уровне готовности к школьному обучению.

Богдан Ольга набрала 37 баллов, что характеризует также средний уровень готовности к школе.

У Бурсовой Люды оказалось 27 баллов. Это низкий уровень успешности. Девочка еще совсем к школе не готова.

Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, – ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению со здоровья, психоневрологическим расстройствам.

Колесников Саша после анализа всех его результатов получил 39 баллов, а у Павлова Жени – 41 балл. У мальчиков выявлен высокий уровень готовности к обучению в школе.

Итак, на основе нашего исследования, мы пришли к заключению, что все дети развиваются разному: один ребенок может начать систематическое обучение ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет силам только в восемь. Поэтому следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т.д., т.е. физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе.

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Следующий тест –  Мотивационная готовность, эта методика диагностирует внутреннюю позицию школьника.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе.

Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Исходя из ответов детей, мы получили следующие результаты (табл. 6).

 

 

 

 

 

Таблица  6

Мотивационная готовность детей к школе

 

Группа испытуемых детей

 

Малкес Марина

5 баллов

Богдан Ольга

7 баллов

Бурсова Людмила

4 балла 

Колесников Саша

8 баллов

Павлов Женя

8 баллов


 

Результаты отражены на диаграмме 4.

Диаграмма 4

 

 

Проанализировав ответы детей, мы пришли к выводу, что только Бурсова Люда к школе подготовлена слабо, у нее обнаружены слабые и неточные представления ребенка о школе.

Малкес Марина набрала в результате теста 5 баллов, это говорит о среднем уровне мотивационной готовности к школе.

Что касается остальных детей, то Богдан Ольга, Колесников Саша и Павлов Женя показали довольно высокие показатели мотивационной готовности к обучению в школе.

Исходя из анализа результатов исследования, можно сделать вывод о том, что большинство детей группы детского сада готово к обучению в школе. Но всем детям можно рекомендовать начинать обучение в школе, и Бурсовой Люде имеющей низкий уровень готовности к обучению, для устранения отставания необходимо проводить дополнительные занятия, учитывающие индивидуальные особенности ее развития.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.

Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения [19,с. 62-63].

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе: мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); уровень обобщений (предпосылки логического мышления); способность принимать учебную задачу; вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); графический навык; произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); 
обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. Это: мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость; 
вербальная механическая память.

Базовые и ведущие УВК практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать внимание при подготовке дошкольников к школе. Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.

 

5.3 Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.

 

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог [13]. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в детском садике или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:

1) Воспроизводить  образец.

2) Работать  по правилу.

3) Выкладывать  последовательность сюжетных картинок  и составлять по ним рассказ.

4) Различать  отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику “Домик”, проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”.

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков. Практически все обследования проводятся в присутствии родителей [13].

Исключение составляют только две методики “Домик” и “Определение доминирования познавательного или игрового мотива”. Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них не будет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе. Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию.

Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица “Сводные данные о работе с ребенком”, заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе [13].

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом. При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

Информация о работе Отчет по практике в ГУО «Ясли-сад № 1