Память ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, доклад

Описание работы

Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.
Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.

Файлы: 1 файл

память ребенка реферат.docx

— 110.22 Кб (Скачать файл)

Моя память имеет странную особенность. Если она помогает, то это происходит лишь до тех пор, пока я пользуюсь ею. Но как только я перенесу её содержание на бумагу, она оставляет меня. И то, что  написано, я уже никогда не могу вспомнить.

 

Жан-Жак Руссо

 

Введение

 

Проблема памяти - одна из наиболее привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем  психологии. Интерес к ней на протяжении долгого времени был исключительно  велик. Количество экспериментальных  исследований в этой области огромно  и уступает разве лишь изучению ощущений, где напряжённая работа ведется  не только психологами, но и физиологами. Значительно число теоретических  работ, пытающихся осмыслить жизненные  наблюдения и экспериментально найденные  факты, дать им теоретическое истолкование, развернуть на их основе теорию памяти. Вопросам запоминания и воспроизведения  отводится много места во всех курсах и учебниках психологии. Педагогическая психология значительное внимание уделяет  материалам, относящимся именно к  памяти, к её закономерностям. Существенную роль в качестве его источника  играет уже само значение памяти как  основы использования предшествующего  опыта, предшествующей практики. Хорошо известно, что любая деятельность немыслима без опоры на то, что  уже познано ранее и что  затем так или иначе сохраняется  в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые  удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас  в отдельности, но и на широком  социальном опыте, на опыте, накопленном  другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Чем выше культурное развитие человека, тем большие требования предъявляются к его памяти. Количество знаний, которые надо усвоить и  сохранить в полной готовности к  использованию, у человека высокой  культуры отнюдь не меньше того, что  приходится удерживать в памяти людям  менее высокого культурного уровня.

Показателем весьма важного  значения, какое придавалось памяти ещё с давних пор, является тот  огромный интерес, который всегда вызывали к себе проявления исключительной памяти, а также и «искусство запоминания».

Я выбрала тему «Память» для  экзаменационного реферата потому, что  проблема памяти была и остаётся одной  из самых актуальных. Роль памяти нельзя переоценить. Почти все аспекты  жизни так или иначе связаны  с памятью, с её функциями и  процессами. Без неё человек не смог бы ничего сделать, потому что  память - это ниточка, соединяющая  прошлое и настоящее человека. Мы обязаны всеми нашими знаниями, достижениями, умениями именно памяти. Без неё все наши навыки остались бы в прошлом и нам периодически приходилось бы всё учить заново через какое-то время. Без памяти наша психика и взаимодействие с  окружающим миром не могут развиваться. Память играет огромную роль в жизни  каждого человека и не может быть заменена чем-то другим.

Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже  и мн.др.

Задачи исследования: изучить  память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности  памяти дошкольника, ознакомиться с  методиками изучения памяти и её процессов.

 

I. История изучения  памяти

 

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который  может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания. Память - это сложный психический  процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет  ему накапливать, сохранять и  впоследствии использовать личный жизненный  опыт. Всё закрепление знаний и  навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической  наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов  памяти. Она ставит перед собой  задачу изучения того, как запечатлеваются  следы, каковы физиологические механизмы  этого процесса, какие условия  содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приёмы могут позволить расширить объём запечатлённого материала.

Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться  эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки  времени, каковы те изменения, которые  претерпевают следы памяти, находящиеся  в скрытом (латентном) состоянии  и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов  памяти, начиная с простейших видов  непроизвольного запечатления и  всплывания следов, кончая сложными формами  мнемической деятельности, которые  позволяют человеку произвольно  возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приёмов, существенно  расширять объём удерживаемой информации и сроки её хранения.

Изучение памяти было одним  из первых разделов психологической  науки, где был применён экспериментальный  метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать  законы, которым они подчиняются. Ещё в 80-х годах позапрошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил  приём, с помощью которого, как  он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления - это заучивание бессмысленных  слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала (подробнее см. в Приложении 1, опыт 3). Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого  психиатра Э.Крепелина, применившего эти приёмы к анализу того, как  протекает запоминание у больных  с психическими изменениями, и немецкого  психолога Г.Э.Мюллера, чьё фундаментальное  исследование посвящено основным законам  закрепления и воспроизведения  следов памяти у человека.

На первых порах исследовались  в основном процессы памяти у человека, сводясь к изучению специальной  сознательной мнемической деятельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения следов), чем  к широкому анализу естественных механизмов запечатления следов, в  одинаковой степени проявляющихся  как у человека, так и у животного. С развитием объективного исследования поведения животного область  изучения памяти была существенно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. появились  исследования известного американского  психолога Торндайка, который впервые  сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для  этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте  и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели  новую научную форму. И.П.Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые  влияют на это удержание. Учение о  высшей нервной деятельности и её основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о  физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков  и процесса «учения» у животных составили  основное содержание американской науки  о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти.

Исследование высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих  человеку применять известные приёмы мнемической деятельности и произвольно  обращаться к любым отрезкам своего прошлого, лишь описывались философами, которые противопоставляли их естественным формам памяти и считали проявлением  высшей сознательной памяти. Однако эти  указания философов-идеалистов (например, известный французский философ  А.Бергсон), не стали предметом специального и строгого научного исследования, и психологи либо говорили о той  роли, которую играют в запоминании  ассоциации, либо указывали на то, что  законы запоминания мыслей существенно  отличаются от элементарных законов  запоминания. Вопрос о происхождении  и тем более о развитии высших форм памяти у человека почти совсем не ставился.

Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей  принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С. Выготскому, который  в конце 20-х гг. впервые приступил  к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы  памяти являются сложной формой психической  деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания. (Подробнее об опосредствованном  запоминании см. в Приложении 1, опыт 4). Исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых  процессы памяти связывались с процессами мышления, были существенно дополнены  отечественными исследователями, которые  обратили внимание на законы, лежащие  в основе непроизвольного (непреднамеренного) запоминания, и детально описали  формы организации запоминаемого  материала, которые происходят в  процессе сознательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, раскрывших новые  и существенные законы памяти как  осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания  от поставленной задачи и выделили основные приёмы запоминания сложного материала.

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, механизм физиологического запечатления следов и природа самой памяти оставались не изучены, и философы и  психологи ограничивались лишь указанием  на то, что память является «общим свойством  материи», не делая никаких попыток  к раскрытию её сущности и глубоких физиологических механизмов, лежащих  в её основе. И лишь за последние 30 лет появились исследования, которые  показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны  с глубокими биохимическими изменениями, в частности с модификацией РНК. Появилась система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, необходимое  для их закрепления, и условия, приводящие к их разрушению.

После этого появились  исследования, пытающиеся выделить области  мозга, необходимые для сохранения следов, и механизмы, лежащие в  основе запоминания и забывания. Всё это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним  из наиболее богатых в психологической  науке. Несмотря на то, что многие вопросы  памяти остаются нерешёнными, психология располагает сейчас несравненно  большим материалом по изучению процессов  памяти, по сравнению с тем, что  было некоторое время назад. В  настоящее время существует много  разноуровневых подходов к изучению процессов памяти. И чем сложнее  изучаемая система памяти, тем  сложнее теория, пытающаяся найти  механизм, лежащий в её основе. Многие из теорий и в настоящее время  существуют на уровне гипотез, однако остаётся неизменным то, что память - это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества  механизмов.

Память и её процессы исследовало  множество учёных. Среди них были Блонский Павел Петрович, который  предложил генетическую теорию памяти («Память и мышление», 1935), сохраняющую  значение до сих пор; Зинченко Пётр Иванович, занимавшийся проблемами психологии памяти <#"justify">Так, датский  психолог Э. Рубин изучил интересный феномен фигуры и фона. Фигура объекта воспринимается как замкнутое целое, а фон простирается позади. При так называемых двойственных изображениях в одном и том же рисунке различаются либо ваза, либо два профиля. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т.е. реструктуризацией восприятия. Эти и множество аналогичных фактов говорили о целостности восприятия. Идея о том, что здесь действует общая закономерность, требующая нового стиля психологического мышления, объединила группу молодых учёных, в которую вошли Макс Вертгеймер (Вертхаймер) (1880-1943) Вольфганг Кёлер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941)-лидеры гештальтпсихологии. В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы-гештальты, нельзя объяснить двигательное поведение. Об этом говорил, например, феномен транспозиции. В ходе эксперимента с курами у последних вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Сначала куры научились клевать зёрна, разбросанные на сером квадрате, отличая его от находившегося рядом чёрного. В контрольном опыте тот квадрат, который первоначально служил положительным раздражителем, оказывался рядом с ещё более светлым квадратом. Куры выбирал именно этот последний, а не тот, на котором они привыкли клевать-т. е. реагировали не на стимул, а на соотношение стимулов (на более светлое).

Один из экспериментов  проводила приехавшая с мужем  из России Б. В. Зейгарник. Испытуемым предлагался  ряд заданий. Одни задания они  завершали, тогда как выполнение других под различными предлогами прерывалось. Затем испытуемых просили вспомнить, что они делали во время опытов. Оказалось, что память на прерванное действие значительно лучше, чем  на завершённое. Этот феномен, названный эффектом Зейгарник, показывал, что энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя (задание было прервано) сохранилась и перешла в память о нём. Следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершённых заданий.

Таким образом, элементному  подходу ассоциационистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет  прежде всего принцип первичности  целого по отношению к его частям. Исследователями-теоретиками гештальтпсихологии являлись Макс Вертгеймер, Альфред  Адлер, Курт Левин, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Карл Штумпф и др.

Определённая организация  материала играет большую роль в  запоминании, но её функция может  быть реализована только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов  же принцип целостности выступает  как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют  вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм  по существу оказывается в одном  ряду с теорией ассоциационизма.

Гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые  важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о её происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и  представители двух других направлений: бихевиоризма и психоанализа.

Бихевиоризм

Родоначальником бихевиоризма считается Э. Торндайк.

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) - психологическое направление, начало которого было положено публикацией  в 1913 г. статьи американского психолога  Дж. Уотсона <#"justify">Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоциационистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчёркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

Психоанализ

Психоанализ - метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные  психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 - начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом <#"justify">С приходом к власти фашизма в 1933 году психоанализ подвергается запрету в Германии, с 1938 - в Австрии. С этого времени начинается быстрое  развитие психоанализа в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских  институтов психоанализа, приходится около 3/4 всей публикуемой литературы по психоанализу.

Информация о работе Память ребенка