Память ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, доклад

Описание работы

Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.
Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.

Файлы: 1 файл

память ребенка реферат.docx

— 110.22 Кб (Скачать файл)

В течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти - эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная  память есть, по некоторым данным, уже  у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться  в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении  объекты.

Есть один факт, который  называется фактом амнезии - младенческий возраст и раннее детство всеми  забывается.

Связных воспоминаний из эпохи  раннего детства обычно в сознании не сохраняется, настолько своеобразно  организована память и настолько  мало участвует она во всей деятельности сознания. Память выдвигается на первый план в последующих возрастах.

Память у ребёнка в  раннем детстве проявляется всегда в активном восприятии-узнавании.

Хотя запоминание в  этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, но уже в возрасте 5 - 6 лет  начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно - образной памяти на протяжении дошкольного  периода возникает и развивается  память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов.

Считается, что 5-й год жизни  является в среднем началом периода  более или менее удовлетворительного  запоминания, поскольку именно с  этого года впечатления детства  носят достаточно систематизированный  характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

К 6 годам жизни в психике  ребёнка появляется важное новообразование - постепенный переход от непроизвольного, непосредственного к произвольному  и опосредованному запоминанию  и припоминанию. При этом в соответствующих  процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться  специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы, направленные на то, чтобы лучше  запомнить, полнее и точнее воспроизвести  удержанный в памяти материал.

К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания  можно считать сформированным. Его  внутренним психологическим признаком  является стремление ребёнка обнаружить и использовать для запоминания  логические связи в материале. В  ходе детского развития складывается новая функциональная система, которая  характеризуется в первую очередь  тем, что в центре сознания становится память и внимание, которые при  формировании специальных действий приобретают произвольный и преднамеренный характер. На протяжении дошкольного  возраста в связи с усложнением  деятельности детей и их передвижения в общем умственном развитии внимание приобретает большое значение в  развитии познавательной деятельности.

 

. Развитие памяти  в различных видах детской  деятельности

 

В ряду видов деятельности ребёнка дошкольного возраста называют общение (М.И. Лисина), труд (Б.Г. Ананьев, В.И. Тютюнник), изобразительную деятельность (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова), восприятие сказки (А.В. Запорожец, Л.Ф. Обухова; М. Максимов, Б. Беттельхейм), обучение (А.П. Усова).

В поле внимания исследователей - становление произвольного и  опосредованного запоминания.

Д.Б. Эльконин представляет основную линию развития формы запоминания  в дошкольном возрасте: в младшем  дошкольном возрасте эффективность  непроизвольного и произвольного  запоминания одинакова, в среднем  и старшем дошкольном возрасте эффективность  непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. И только в  младшем школьном возрасте эффективность  произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного.

Становление произвольных форм запоминания исследует в своей  работе А.Н. Леонтьев. Он ведёт речь о становлении высших форм запоминания.

Сюжетно-ролевая  игра

Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правило, игровые  действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнёра по игре.

Именно в динамику игры в целом, в характер изменения  её структурных компонентов вплетено психическое развитие ребёнка.

В условиях сюжетно-ролевой  игры впервые начинает складываться произвольное запоминание.

Например, выполняя роль покупателя, ребёнок не только выслушивает экспериментатора, который даёт ему поручение купить определённые продукты, но и произносит вслед за ним названные слова, а некоторые просит повторить; при  передаче же поручения называет правильно  три слова и после безуспешной  попытки вспомнить («вот, что ещё... вот, что») заявляет: «Всё, остальное  забыл». Это один из эпизодов экспериментального исследования, проведённого З. М. Истоминой. Она подчеркивает, что в сюжетно-ролевой  игре как ведущем виде деятельности дошкольника впервые появляются симптомы произвольного запоминания  и воспроизведения - постановка ребёнком мнемической задачи (запомнить - вспомнить) и попытка применить простейшие способызапоминания.

В игровой ситуации у дошкольников значительно выше качественные и  количественные показатели произвольного  запоминания.

Развитие памяти и объёма внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать её выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т.п. на другой. Развитию памяти дошкольников способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Труд

Когда дети дошкольного возраста выполняют задания, которые взрослые считают трудовыми - дежурят по группе, принимают участие в уборке, ухаживают  за растениями, вскапывают грядки и  др., для самих детей они чаще всего не отличаются от игры, предметных и бытовых действий.

В труде преобладают механические действия, поэтому в основном труд способствует развитию двигательной памяти. Первый раз дошкольник делает что-то при помощи взрослых или наблюдая за ними, а затем он уже пытается сделать это сам и в дальнейшем его действия совершенствуются, он запоминает последовательность действий и вскоре он действует уже автоматически. Предметная (трудовая) деятельность, видоизменяясь, даёт начало любознательности, которая  очень важна для умственного  развития.

Обучение

В старшем дошкольном возрасте можно начать обучение детей смысловому запоминанию. Есть исследования, которые  показывают, что дети могут научиться  и такому сложному приёму смыслового запоминания текста рассказа или  сказки, как деление его на смысловые  части, выделение главной мысли  в каждой из них, составление плана  текста. Значительно помогает овладению  смысловым запоминанием составление  наглядных моделей, отражающих построение рассказов и сказок. Сталкиваясь  с требованием запоминать учебный  материал, он и прибегает к этому  приёму, что ведёт к механическому запоминанию. Т.о. в ходе обучения у ребёнка появляются и закрепляются механическое и смысловое запоминание, приёмы заучивания.

Восприятие  сказки (слушание литературных произведений)

Очень важное значение для  развития памяти имеет активное отношение  ребёнка к слушанию литературных произведений, деятельность по их восприятию. Это выражается во внутреннем сопереживании  литературному герою. Л.С. Славина [17;252] установила, что уже у преддошкольника  при соответствующей педагогической работе можно вызвать интерес  к судьбе героя, заставить ребёнка  следить за ходом событий. Формирующееся  в дошкольном возрасте сопереживание  с героем, позволяющее ребёнку  понять содержание литературного произведения, является тем видом деятельности, внутри которой происходит запоминание  литературных произведений - сказок, стихотворений  и т.д.

 

Приложения

 

Закономерности развития памяти на разных возрастных этапах.

Можно ли улучшить свою память? Безусловно, да. Необходимое условие - отсутствие патологических расстройств  памяти <#"justify">1. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

Для изучения особенностей непроизвольного  запоминания используется ряд конкретных методик. Так, например, А.А.Смирнов  при исследовании роли активности в  непроизвольном запоминании предлагал  испытуемому пары фраз, из которых  они должны были выводить определенные орфографические правила, а затем  придумывать примеры на эти правила. На следующий день, неожиданно для  испытуемых, им предлагалось воспроизводить все пары фраз, которыми они оперировали  накануне. Результаты опытов показали, что собственные фразы запоминаются в три раза продуктивнее предлагавшихся экспериментатором.

П.И.Зинченко для изучения влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания предложил  методику классификации предметов  и составления числового ряда . При выполнении обеих этих задач  предметы и числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация  предметов в первом опыте и  составление числового ряда - во втором), они запоминались лучше, нежели тогда когда служили только фоновыми раздражителями. Однако и в последнем  случае запоминание было результатом  проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она проявлялась лишь в форме  случайных ориентировочных реакций.

Опыт 1

Классификация изображений предметов

Методика П.И. Зинченко.

Проводятся два групповых  опыта: классификация изображений  предметов и составление числового  ряда.

Цель опыта: выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

Процедура опыта. Экспериментальный материал - 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном  порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие  одна подгруппа испытуемых. Им даётся следующая инструкция. «С вами проведён опыт, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим  признакам. Ваша задача состоит в  том, чтобы расклассифицировать  все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить  выделенные группы предметами, относящимися к тем же классам».

После окончания опыта  его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке  сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.

Опыт 2

Составление числового ряда

Экспериментальный материал тот же, что и опыте 1. Участвует  вторая подгруппа испытуемых.

Процедура опыта: Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нарисовать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача - расположить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наибольшее - в правую клетку ряда. Ошибочно записанные числа следует зачёркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до окончания опыта должны нарисовать у себя в тетрадях ещё одну сетку и вписать в неё сначала все чётные числа, а затем нечётные.

Далее следует воспроизвести  сначала числа, а затем названия предметов.

2. Исследование  динамики процесса заучивания

Для исследования процесса запоминания  используют классические методы: метод  удержанных членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов и метод  антиципации.

Опыт 3

Исследование  скорости механического запоминания

Методика Эббингауза

Цель: исследование скорости механического запоминания

Процедура опыта: Тест состоит из двух серий. Первая серия - исследование скорости механического запоминания. Вторая - исследование скорости забывания. Инструкция к первой серии: «Вам будет предъявлен список из 20-ти бессмысленных слогов. Прочтите его и запишите, что запомнили. При неполном запоминании прочтите ещё раз. Далее повторять прочтения с последующими записями до полного запоминания».

3. Исследование  непосредственного и опосредствованного  запоминания

Для исследования опосредствованного запоминания могут применяться  классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные  приёмы, к числу которых относятся  метод пиктограмм и метод двойной  стимуляции.

Опыт 4

Пиктограмма

Цель: Исследование особенностей опосредствованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Процедура: Тест состоит из двух серий. Инструкция к первой серии: «Я прочту вам 20 отвлечённых понятий. Слушайте внимательно их и постарайтесь запомнить как можно больше. Когда я скажу «пишите», то запишите всё, что запомнили».

Инструкция ко второй серии: «Я снова прочту вам 20 отвлечённых  понятий. После каждого слова  у вас будет 10-12 секунд чтобы сделать  рисунок (пиктограмму), которая поможет  вам запомнить это слово. Качество рисунка не имеет никакого значения. Писать слова, буквы, цифры нельзя. Когда  вы сделаете все рисунки, закройте их. После небольшой беседы вы снова  откроете рисунки и под каждым из них напишите то слово, которое  он обозначает».

Приложение 2

 

Как вычислить  свою среднюю продуктивность запоминания

Тест 1: запоминание  логически не связанного материала

В повседневной жизни нам  часто приходится запоминать много  различных сведений, между которыми нет непосредственной логической связи, например термины, те или иные поручения  и инструкции, особенности предметов  домашнего обихода, разнообразные  события и т. д. Задача теста 1 состоит  в проверке вашей способности  запоминать именно такую бессвязную информацию.

Запомните приведенные ниже 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Информация о работе Память ребенка