Память ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, доклад

Описание работы

Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.
Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.

Файлы: 1 файл

память ребенка реферат.docx

— 110.22 Кб (Скачать файл)

Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко <#"justify">Такого же рода компромиссные образования  психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках  и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и  патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ  обнаружил общие психические  механизмы символизации, замещения, конденсации и др.

С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и  столкновения различных психических  сил), энергетическом (распределение  связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс) и структурном.

Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

Психоанализ послужил отправным  пунктом для развития многообразных  течений глубинной психологии <#"justify">В  самом термине «кратковременная память» закреплён внешний, временной  параметр явления безотносительно  к тому, как оно связано с  деятельностью индивида, с её целями и мотивами. Здесь тоже надо иметь  в виду связь временного параметра  событий с их значимостью для  организма. Длительность события сама по себе уже значима для памяти, потому что в длительном (повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность  повторения его в будущем, что  требует к нему большей готовности. В этом смысле консолидацию следов рассматривают как своеобразную оценку значимости данного материала  для осуществления предстоящих  жизненно важных целей. Однако влияние  самого по себе временного фактора  не безгранично: лишённое смысла длительное повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод  его в долговременную память.

Вместо термина «кратковременная память» в литературе нередко  употребляются различные его  синонимы: «мгновенная», «первичная», «немедленная», «краткосрочная память»  и т. п. Некоторые авторы в качестве одного из таких синонимов используют и термин «оперативная память», стремясь подчеркнуть им не временной, а «деловой»  характер той же кратковременной  памяти. В отечественной психологии за этим термином закрепилось другое содержание. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кусками. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые  промежуточные результаты до тех  пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может  забываться. Аналогичное явление  мы наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более  или менее сложного действия. Куски  материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (процесс чтения у ребёнка начинается со складывания  отдельных букв). Объём этих кусков, так называемыхоперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности.

Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных  единиц. (Подробнее об объёме оперативной  памяти см. в Приложении 3).

Такое понимание оперативной  памяти отличает её как от долговременной, так и от кратковременной памяти. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих  как из кратковременной, так и  из долговременной памяти. Пока этот рабочий  материал функционирует, он остаётся в  ведении оперативной памяти.

Существуют и другие виды памяти, например:

Память на числа, хронологию и цены;

Память на места;

Память на лица;

Память на имена.

Память на числа, хронологию и цены

У разных лиц бывает и различная  память по отношению к числам, годам  и ценам; различие это зависит  от неодинаковой степени развития математических способностей. Память на цены, например, очень важна для конторщиков, продавцов и пр., работа которых  требует запоминания цен товаров. Лицо, широко развившее эти способности, будет неизменно сохранять ясное  и прямое впечатление чисел и  всего, связанного с ними, тогда как  лицо со слабо развитыми способностями  найдёт трудным помнить что-либо подобное. Усиленно занимаясь умственными  вычислениями, и последние, однако, могут развить эту способность. (См. в Приложении 3).

Память на места

У некоторых людей бывает очень развита способность применяться  в незнакомой местности и легко  находить в последней верную дорогу. Люди эти никогда не заблудятся, словно в сознании их находится какой-нибудь путеводный компас. Относительно места и пространства они запоминают всё: местность, направление, положение, физическое свойство их. У других это чувство развито в меньшей степени, а у третьих как будто отсутствует совсем. Последние с трудом находят настоящий путь, не будучи в состоянии привыкнуть к чужим местам, и постоянно сбиваются с пути.

Однако чувство местности  может быть так же развито, как  и всякая другая способность, правильным упражнением и практикой. Обыкновенно, когда это чувство слабо развито, то мы не интересуемся этим вопросом и  не обращаем на него внимания, почему и  впечатления от мест слабы и неполны, а отсюда и слабая память.

При слабой памяти на места  и слабой способности ориентироваться  вам следует развить в себе таковые. (См. в Приложении 3).

Память на лица

Способность запоминать лица людей, встречающихся с нами, очень  различна у отдельных людей. Для  многих нужно видеться с человеком  несколько раз, чтобы узнать его  по наружности. Некоторые слишком  легко забывают хорошо знакомое лицо, хотя не видели его каких-нибудь два-три  года. С другой стороны, многие узнают лица людей, встречавшихся им, и однажды  полученное впечатление, кажется, остаётся навсегда, подвергаясь частым оживлениям. Такая способность особенно сильно развита у полицейских сыщиков, у содержателей гостиниц и пр., т.е. лиц, занятие которых заставляет их встречаться со многими людьми, и в интересах которых следует  помнить и узнавать тех, с кем  они встречаются. Это ценный дар, потому что новый знакомый будет  к вам очень расположен, если вы сразу узнаете его. И обратно, неспособность узнавать людей может  быть принята ими с обидой и  даже заставить их относиться к вам  с неуважением.

Недостаток развития этой способности показывает, что человек  не особенно энергично пользовался  той частью своего ума, которая замечает внешность и наружность тех, с  кем ему приходилось сталкиваться. Подобные люди могут лишь смотреть на других, но не видеть их. Встречающиеся  им лица не интересуют их, а они сами не уделяют им должного внимания. Правило: если слабый интерес, то слабое и внимание, и если слабое внимание, то слабая и  память, - всецело приложимо здесь. Человек, желающий развить в себе эту способность, должен начать с  изучения лиц, интересоваться ими и  относиться к ним со вниманием. (Подробнее  см. в Приложении 3).

Память на имена

Способность запоминать имена  весьма различна у отдельных лиц. Многим трудно запомнить даже имена  своих лучших друзей, другие же обладают удивительной способностью запоминания  имени почти каждого, с кем  они встречаются. Такая способность  сильно содействовала успеху многих общественных деятелей.

Человек, быстро припоминающий  имена, имеет в своем распоряжении сильное оружие для завоевания симпатии людей, почему каждому полезно развить  эту способность. Память на имена  может так же развиваться, как  и всякая другая способность ума  или известная часть тела, т.е. вниманием и упражнением. Обладая  слабой памятью в отношении чего-нибудь, многие люди совсем ничего не предпринимают, чтобы улучшить её. Раз человек  сознаёт, что он может возвыситься  от постепенного улучшения и практики, то он открывает себе дверь в великое  будущее.

Приобретение ясных и  отчетливых впечатлений является первым условием в деле развития памяти на имена. (См. в Приложении 3).

 

2. Взаимосвязь  различных видов памяти. Общая  характеристика процессов памяти

 

Критерии, принятые за основание  деления памяти на виды, связаны  с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней  не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой  и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли о понятии, будучи словесно-логической, является также  в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она  же обязательно будет либо кратковременной, либо долговременной.

С другой стороны, различные  виды памяти, выделенные по одному и  тому же критерию, тоже оказываются  взаимосвязанными. Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга уже потому, что  между собой связаны прежде всего  соответствующие стороны предметов  и явлений внешнего мира, а следовательно, и формы их отражения. Сложные  преемственные связи существуют также между непроизвольной и  произвольной памятью. Что касается кратковременной и долговременной памяти, то они представляют собой  две стадии единого процесса. Кратковременная  память - это тот пропускник, минуя  который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной  памяти всегда начинаются все её процессы.

При выделении различных  видов памяти имеются в виду некоторые  устойчивые свойства и стороны, характеризующие  память независимо от того, какую конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая её сторона, как форма (образ, слово и т. д.), в которой осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение объекта.

Но, кроме видов памяти, выделяют ещё её процессы. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание(закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В этих процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание её актов как особых самостоятельных (мнемических) действий.

При сопоставлении процессов  памяти бросается в глаза противоположная  их функциональная направленность, эти  процессы необходимо рассматривать  в единстве. Единство сказывается  не только в очевидной их внешней  связи и взаимной обусловленности (характеристики воспроизведения материала, например, во многом определяются особенностями  его запоминания, а также сохранения, забывания), но и в более тесных отношениях взаимного проникновения  и диалектических переходов одного процесса в другой.

Возобновление представляет собой сознательное конструирование  материала и даже реконструирование, поэтому в воспроизведение обязательно  включаются и процессы кратковременного запоминания и сохранения. Кроме  того, в процессе воспроизведения  постоянно осуществляется и долговременное запоминание. Повторение материала  есть его воспроизведение, но оно  же вместе с тем является и заучиванием.

Так же могут быть проанализированы и процессы сохранения- забывания. Сохранение может быть понято как функция участия материала памяти в деятельности индивида. Это участие может быть неосознаваемое. Но в любом действии человека сказывается весь опыт его личности. В этом смысле выпадение того или иного материала из памяти (забывание) означает лишь выпадение его из деятельности. Иначе, забывание не бывает абсолютным. Психологически оно означает лишь трудность (или невозможность) перевода определённого содержания психики в кратковременную память, в поле осознаваемого. Именно в таком значении (в значении более или менее глубокого забывания) используется это понятие в обычном употреблении. Однако забывание как процесс генетически начинается с отвлечения внимания от объекта. Любое переключение внимания с объекта А на объект Б означает своего рода забывание А. Поэтому забытым оказывается не только то, что связано с трудностью (или невозможностью) воспроизведения, но и всё то содержание опыта, которое в данный момент актуально не осознается, не присутствует в сознании. Забывание, таким образом, это сторона всякого психического процесса, в том числе и всякого процесса памяти. Самое запоминание как процесс, предполагающий перемещение сознания по объекту, обязательно включает в себя временное забывание материала. Это и есть конкретное проявление единства противоположных процессов памяти.

Можно сказать, что вся  память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Невозможно представить себе такое  состояние сознания, чтобы оно  обходилось без памяти.

Протекание процессов  памяти детерминируется деятельностью  личности, её направленностью на достижение предстоящих целей.

 

. Запоминание

 

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не всё, что воздействует на наши органы чувств. Чем же определяется выбор?

Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том  числе и непроизвольное - закономерный продуктдействия субъекта с объектом. В одном опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображённые на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае всё обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки (Подробнее об опытах см. в Приложении 1, опыты 1 и 2).

Информация о работе Память ребенка