Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, доклад
Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.
Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.
В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны её динамики. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого лишь 3 слова, а после шестого - опять 6-8.
Больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем лёгкий сюжет. Таким образом, в этом случае мнемическая деятельность носит прерывистый характер. Нарушается её динамическая сторона.
Больные с поражением лобных
долей мозга, как правило, не теряют
памяти, но их мнемическая деятельность
может существенно затрудняться
патологической инертностью раз
возникших стереотипов и
Исследования, проведённые за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объёма памяти, затруднении заучивания. Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохранённой механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объёму.
Исследования нарушений памяти имеют большое значение не только для уточнения симптомов мозговых заболеваний и их диагностики, но и для изучения общих мозговых и психологических механизмов функционирования столь сложного и столь важного психического процесса, каким является человеческая память.
Бывают случаи, когда расстройство
памяти имеет временный характер
("провал" в памяти), когда человек
полностью теряет память на какое-то
время, при этом не выявляется каких-либо
значимых расстройств функции памяти.
Это может произойти при
"Провалы в памяти"
могут случаться при эпилепсии,
III. Особенности
памяти дошкольника. Развитие
произвольной памяти в
.Память дошкольника
память психологический ассоциация дошкольный
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Так, если в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие, то важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является новая система психических функций, в центре которых становится память.
Память заключается в
запоминании, сохранении и воспроизведении
опыта человека. Запоминание, как
и воспроизведение, бывает непроизвольным
(при нём отсутствует
На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причём чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.
Главными условиями продуктивности непроизвольного запоминания являются выполняемые ребёнком действия (в том числе и умственные) с предметами или материалом, подлежащим запоминанию. Качество непроизвольного запоминания, например, картинок, зависит от того, что он с ними делает: при простом рассматривании картинок дошкольник запоминает значительно хуже, чем если он группирует их по определённому признаку, то есть сравнивает между собой, находит общие признаки и на этой основе объединяет их. Большое значение имеет речевая деятельность детей. Ребёнок лучше запоминает предметы, когда он их называет.
Непроизвольная память, являясь господствующей в дошкольном возрасте, особенно на ранних его этапах, не утрачивает своего значения и во все последующие годы, но в детском возрасте именно непроизвольное запоминание обеспечивает ребёнку разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу, способствует овладению речью, формированию навыков поведения.
Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребёнка дошкольного возраста, - это переход от непроизвольных к произвольным её процессам.
Впервые произвольное запоминан
Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически.
На протяжении дошкольного возраста под руководством взрослого произвольная память совершенствуется. У ребёнка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. Это закономерно, поскольку во всех видах своей деятельности (в игре, конструировании, рисовании, выполнении поручений), при общении ребёнок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действий с предметами, он должен использовать знания, полученные им ранее.
Необходимость вспомнить
приводит ребёнка к выделению
цели запомнить, однако недостаточно поставить
перед ним мнемическую задачу,
нужно научить ребёнка, как запоминать,
то есть научить его способам запоминания.
С точки зрения способов произвольное
запоминание делится на механическое
и логическое.Механическое запо
) лёгкое запоминание детьми
непонятного им и даже
) тенденция запоминать, не вникая в смысл того, что заучивается;
) буквальность заучивания.
Причины же этих особенностей
запоминания А. А. Смирнов видит,
во-первых, в том, что такой материал
привлекает, удивляет детей своей
необычностью, своей звуковой стороной,
ритмом (считалки, например) и поэтому
запечатлевается в памяти; во-вторых,
далеко не всякий материал доступен ребёнку,
поддается осмыслению, а значит,
вызывает у него стремление к буквальному
заучиванию. К причинам преобладания
в памяти ребёнка механического
запоминания относится и
Механическое запоминание - это особая форма запоминания, а не просто ступень в развитии памяти.
Формирование логической памяти у дошкольников предполагает развитие их мыслительной деятельности, их умения анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, обобщать и классифицировать их.
Каковы же основные способы
логического запоминания, доступные
детям дошкольного возраста? Важным
приёмом является повторение ма
В дошкольном возрасте память
включается в процесс формирования личност
Детям дошкольного возраста доступен и такой приём логического запоминания, как смысловое соотнесение.
Классификация является так же одним из способов логического запоминания.
В дошкольном возрасте у ребёнка начинают развиваться сложные виды памяти: произвольная и смысловая (логическая). Однако это происходит в условиях специального обучения.
Память детей характеризуется большой пластичностью, т. е. лёгкой запечатлеваемостью действующих раздражений.
Проблема развития памяти
у детей дошкольного возраста
интересовала многих отечественных
психологов. К примеру, А.А.Смирнов
изучал внутренние природы глобальной
зависимости протекания и развития
психических процессов у
Наиболее широко рассматривается
проблема значения и развития различных
сторон памяти детей в дошкольном
возрасте в исследовании З.М.Истоминой,
которой установлена
от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщёнными образами;
от «нелогичного», эмоционального, нейтрального, часто смутного расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несуществующие детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, чётко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определённые отношения к нему ребёнка;
от нерасчленённого, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разных видах деятельности;
от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, т.е. отражающие предметы в многообразии связей.
Роль памяти в развитии ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно.
Словесно - логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.
Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).
Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательное впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основной, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка - различны.
Особенно богата память дошкольника образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок подметил у отдельного дома, у отдельного животного и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти.