Память ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, доклад

Описание работы

Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.
Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.

Файлы: 1 файл

память ребенка реферат.docx

— 110.22 Кб (Скачать файл)

В других случаях память может  оказаться нарушенной со стороны  её динамики. Такие больные в течение  какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут  этого сделать. Если человеку с таким  нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого лишь 3 слова, а после  шестого - опять 6-8.

Больные то подробно, в деталях  воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем лёгкий сюжет. Таким образом, в этом случае мнемическая деятельность носит прерывистый характер. Нарушается её динамическая сторона.

Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью раз  возникших стереотипов и трудным  переключением с одного звена  запоминаемой системы на другое.

Исследования, проведённые  за последние десятилетия, позволили  ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые  возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти  нарушения вызывают слабость и нестойкость  возбуждений в коре головного  мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объёма памяти, затруднении заучивания. Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут  иметь место на фоне хорошо сохранённой  механической памяти, которая в отдельных  случаях может быть удовлетворительной по своему объёму.

Исследования нарушений  памяти имеют большое значение не только для уточнения симптомов  мозговых заболеваний и их диагностики, но и для изучения общих мозговых и психологических механизмов функционирования столь сложного и столь важного  психического процесса, каким является человеческая память.

Бывают случаи, когда расстройство памяти имеет временный характер ("провал" в памяти), когда человек  полностью теряет память на какое-то время, при этом не выявляется каких-либо значимых расстройств функции памяти. Это может произойти при злоупотреблении  алкоголя, некоторых лекарственных  препаратов, например, транквилизаторов и опия.

"Провалы в памяти" могут случаться при эпилепсии,  после припадка люди не помнят, что с ними произошло и при  этом их сознание замутнённое.  В случае черепно-мозговых травм  возможно возникновение амнезии  кратковременной и более длительной  посттравматической, которая характеризуется  амнезией на текущие события  продолжающейся нескольких дней  после травмы у больного находящегося  в полном сознании, в этом случае  происходит нарушение консолидации  следа в долговременной памяти. Во всех случаях амнезии наблюдаются  нарушения на различных стадиях  запоминания, кодирования, сохранения  и извлечения информации. Исследования  нарушений памяти очень важны  для выявления и диагностики  заболеваний мозга, но не менее  важны и для изучения механизмов  памяти. Исследования патологии  памяти позволяют выяснить, какие  структуры участвуют в работе  памяти и насколько они соответствуют  предложенным теориям памяти, в  том числе и когнитивным.

 

III. Особенности  памяти дошкольника. Развитие  произвольной памяти в различных  видах детской деятельности

 

.Память дошкольника

память психологический  ассоциация дошкольный

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Так, если в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие, то важнейшей  особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является новая  система психических функций, в  центре которых становится память.

Память заключается в  запоминании, сохранении и воспроизведении  опыта человека. Запоминание, как  и воспроизведение, бывает непроизвольным (при нём отсутствует сознательно  поставленная цель) и произвольным: оно отличается целенаправленностью  и наличием специальных способов запоминания и воспроизведения. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на непроизвольную и произвольную. Память детей носит  в основном непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли ребёнка, и он чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребёнка, могут непроизвольно запечатляться в его памяти. Непроизвольно запоминается то, что интересно ребёнку, что многократно повторяется: дорога, по которой он много раз ходил в детский сад; строение цветов и деревьев, которые неоднократно рассматривал на прогулке; содержание сказки, которую внимательно слушал дома и в саду. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает их героям.

На протяжении дошкольного  возраста повышается эффективность  непроизвольного запоминания, причём чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание  лучше. Смысловая память развивается  наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с  большой точностью повторяющих  чужой текст, преобладает механическая память.

Главными условиями  продуктивности непроизвольного запоминания являются выполняемые ребёнком действия (в том числе и умственные) с предметами или материалом, подлежащим запоминанию. Качество непроизвольного запоминания, например, картинок, зависит от того, что он с ними делает: при простом рассматривании картинок дошкольник запоминает значительно хуже, чем если он группирует их по определённому признаку, то есть сравнивает между собой, находит общие признаки и на этой основе объединяет их. Большое значение имеет речевая деятельность детей. Ребёнок лучше запоминает предметы, когда он их называет.

Непроизвольная память, являясь  господствующей в дошкольном возрасте, особенно на ранних его этапах, не утрачивает своего значения и во все последующие  годы, но в детском возрасте именно непроизвольное запоминание обеспечивает ребёнку разнообразные знания о  предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях  и их взаимоотношениях. Оно обогащает  эмоциональную сферу, способствует овладению речью, формированию навыков  поведения.

Главное, что характеризует  качественные изменения в памяти ребёнка дошкольного возраста, - это переход от непроизвольных к произвольным её процессам.

Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами), причём наиболее ранние его проявления наблюдаются в условиях сюжетно-ролевой игры.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически.

На протяжении дошкольного  возраста под руководством взрослого  произвольная память совершенствуется. У ребёнка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. Это закономерно, поскольку во всех видах своей деятельности (в игре, конструировании, рисовании, выполнении поручений), при общении ребёнок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действий с предметами, он должен использовать знания, полученные им ранее.

Необходимость вспомнить  приводит ребёнка к выделению  цели запомнить, однако недостаточно поставить  перед ним мнемическую задачу, нужно научить ребёнка, как запоминать, то есть научить его способам запоминания. С точки зрения способов произвольное запоминание делится на механическое и логическое.Механическое запоминание основано на многократном повторении. Ребёнок запоминает считалку, слова стихотворения, иногда недоступного для его понимания, потому что неоднократно сам повторил их или слышал. Некоторые психологи считают, что детская память - механическая. Один из известных исследователей этой проблемы, А. А. Смирнов, выделяет три группы фактов, которые обычно приводятся в пользу тезиса о механическом характере запоминания у дошкольников и младших школьников:

) лёгкое запоминание детьми  непонятного им и даже бессмысленного  материала;

) тенденция запоминать, не  вникая в смысл того, что заучивается;

) буквальность заучивания.

Причины же этих особенностей запоминания А. А. Смирнов видит, во-первых, в том, что такой материал привлекает, удивляет детей своей  необычностью, своей звуковой стороной, ритмом (считалки, например) и поэтому  запечатлевается в памяти; во-вторых, далеко не всякий материал доступен ребёнку, поддается осмыслению, а значит, вызывает у него стремление к буквальному  заучиванию. К причинам преобладания в памяти ребёнка механического  запоминания относится и отношение  его к этому процессу. Для маленьких  детей задача запомнить нередко  означает воспроизвести материал во всех деталях. Это порождает стремление к копированию, в частности, дети часто исправляют взрослых, если сказку, например, папа или мама начинают «своими  словами». Ограничены ещё и речевые  возможности ребёнка.

Механическое запоминание - это особая форма запоминания, а  не просто ступень в развитии памяти.

Формирование логической памяти у дошкольников предполагает развитие их мыслительной деятельности, их умения анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, обобщать и классифицировать их.

Каковы же основные способы  логического запоминания, доступные  детям дошкольного возраста? Важным приёмом является повторение материала. Оно выступает в разнообразных формах: повторное восприятие предметов, повторное их называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала. Важно распределить повторения во времени. Если, например, для заучивания стихотворения надо 8 повторений, то наиболее рационально дать детям повторить его в 1-ый день 2-3 раза. На следующий день - ещё 2-3 раза и т.д. Разнообразие повторений имеет значение как для запоминания, так и сохранения материала в памяти.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвёртый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Детям дошкольного возраста доступен и такой приём логического  запоминания, как смысловое соотнесение.

Классификация является так же одним из способов логического запоминания.

В дошкольном возрасте у ребёнка  начинают развиваться сложные виды памяти: произвольная и смысловая (логическая). Однако это происходит в условиях специального обучения.

Память детей характеризуется  большой пластичностью, т. е. лёгкой запечатлеваемостью действующих раздражений.

Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста интересовала многих отечественных  психологов. К примеру, А.А.Смирнов  изучал внутренние природы глобальной зависимости протекания и развития психических процессов у ребёнка  от характера и структуры его  деятельности и механизмов формирования психического отражения в человеческом онтогенезе. П.И.Зинченко проводил интенсивные  исследования содержания и структуры  различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния  на развитие памяти. Л.С. Выготский рассматривал память как сложную деятельность ребёнка, формирующуюся под влиянием общения со взрослыми в процессе активной мыслительной деятельности ребёнка. Эти идеи были развиты в исследованиях  А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.В. Занкова - их работы создали необходимые психологические  основы для разработки новых, более  эффективных методов обучения, которые  позволяют детям усваивать такие  знания и овладевать такими способами  действий ,которые ранее считались  малодоступными.

Наиболее широко рассматривается  проблема значения и развития различных  сторон памяти детей в дошкольном возрасте в исследовании З.М.Истоминой, которой установлена зависимость  процессов памяти (запоминания и  воспроизведения) в дошкольном возрасте от той деятельности, в составе  которой они осуществляются, изучены  возрастные и индивидуальные различия процессов памяти у детей разного  дошкольного возраста, выявлены различные  уровни и стадии развития мнемонических  процессов у дошкольников, установлены  соотношения уровней развития различных  сторон процессов памяти (быстроты и точности запоминания), между различными видами памяти (произвольным и непроизвольным), выявлены пути успешного формирования логической памяти у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Она обеспечивает запоминание наглядных образцов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.д. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящих в различных сферах психической деятельности ребёнка, и, прежде всего в познавательных процессах: восприятии и мышлении. На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А. Люблинская, наблюдается переход:

от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщёнными образами;

от «нелогичного», эмоционального, нейтрального, часто смутного расплывчатого  образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несуществующие детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, чётко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему  определённые отношения к нему ребёнка;

от нерасчленённого, слитного статического образа к динамическому  отображению, используемому старшими дошкольниками в разных видах  деятельности;

от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями  к воспроизведению целостных  ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, т.е. отражающие предметы в многообразии связей.

Роль памяти в развитии ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает  различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно.

Словесно - логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.

Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательное впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основной, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка - различны.

Особенно богата память дошкольника образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок подметил у отдельного дома, у отдельного животного и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти.

Информация о работе Память ребенка