Память ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, доклад

Описание работы

Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.
Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.

Файлы: 1 файл

память ребенка реферат.docx

— 110.22 Кб (Скачать файл)

Если вам затруднительно оживлять заново впечатление имён, то будьте уверены, что это потому, что вы мало уделяли им внимания. Начинайте интересоваться ими. Разбирайте имена; думайте о них; обращайте  внимание на их особенности, сходство и различие их и т. д. Есть книги, показывающие происхождение всевозможных имён и  читаемые некоторыми с большим интересом. Никто из читавших такую книгу  с интересом не окажется когда-либо в затруднении при воспоминании имён. Он будет их помнить уже  по одному тому, что они для него чего-нибудь значат. Он будет отмечать их в памяти, как отмечает себе названия товаров, которые продает, или название чего-либо другого, что его интересует. Каждое имя имеет своё происхождение  и значение, и очень интересно  провести какое-нибудь имя через  все его изменения в отношении  первоначального. Изучайте, анализируйте их, и вы усмотрите впоследствии, как увеличивающийся интерес  повлечёт за собой более ясное  впечатление имён и, следовательно, более лёгкое припоминание их.

Хорошая память на лица и  имена особенно важна для людей, работающих в милиции (в том числе и детективам) и людей, занимающихся гостиничным бизнесом.

Приложение 4

 

Как учиться запоминать и развивать разные способы запоминания

Осмысленное запоминание

Осмысление материала  достигается разными приёмами, но основное - это выделение главных  мыслей и группирование их в виде плана. Каждый пункт плана - это обобщение  определённой части информации. Должна быть логическая последовательность при  переходе от пункта к пункту, осознание  связей между пунктами сокращает  количество информации. Информация, содержащаяся в каждом пункте, должна быть необходимой  для достижения ваших целей. Такое  запоминание гораздо продуктивнее механического запоминания. Можно  предложить такие практические советы для учащихся и студентов:

не следует писать конспект под диктовку преподавателя, либо вслед  за ним. Эта автоматическая запись не оставит у вас следов памяти.

Постарайтесь сконцентрировать своё внимание <#"justify">Наверняка  вы уже столкнулись с тем, что  в ответ на произнесённые фразы  и слова товарищей всплывают образы, соответствующие данной единице информации, как бы сами собой.. Это относится ко всем видам информации.

Упражнение 1. Предлагается просто читать слова в состоянии безмыслия  со скоростью, достаточной для возникновения  образов и ощущений, постепенно доведя скорость чтения до обычного для Вас  темпа.

Упражнение 2. Возьмите словарь  пословиц и поговорок или художественную книгу и читайте отдельные  произведения по частям, превращая  их в образы и ощущения. Доведите объём информации, превращаемой за один раз в образы, до целой строки, затем абзацы и страницы. По прочтению  информации необходимо воспроизводить в письменной форме для самоконтроля. Тренируясь таким образом, Вы обнаружите, что перестали замечать окружающий мир, книгу, которую читаете. Перед  Вами оживут картины, люди, события  в полном их объёме. Они будут  издавать звуки, будете ощущать их тактильно  всем телом, ощущать запахи. Показателем  того, что эффект от упражнения достигнут, будет полное растворение в воспринимаемом Вами из книг мире.

Запоминание научной  литературы

В случае с запоминанием научной  литературы следует воспользоваться  тем же методом, что и при запоминании  связанного текста, но при этом, необходимо запомнить: наименование работы, её автора, тему работы и её основное содержание, научные факты, спорные моменты, новизну этой работы. Осмыслив изученную  работу, следует подумать, как её можно использовать в ваших личных интересах и особо выделить то что представляет для вас интерес.

Рекомендации по оптимальному повторению материала  для запоминания на несколько  дней. Для лучшего запоминания материал следует повторить 4 раза: сразу, затем через 30 мин., через 8 часов после второго повторения и через сутки после третьего повторения. Рекомендации по оптимальному повторению материала для запоминания на длительное время. Для лучшего запоминания материал повторяют 4 раза: первый раз сразу после чтения, второй раз - через 24 часа, затем отдых на 24 часа, потом третье повторение, следующее четвёртое повторение через двое суток.

Следует повторять прочитанный  текст своими словами, и смотреть в книгу только, если не удается  вспомнить материал в течение 2 - 3 минут.

Определена "кривая забывания", которая показывает, что в течение  первых 10 часов после запоминания  объём усвоенной информации падает со 100% до 35%, а потом падение резко  замедляется. На основании "кривой забывания" и предлагаются рекомендации по повторению усвоенного материала.

Скорость механического  запоминания

Скорость запоминания  бессмысленных слогов

Упражнение выполняется  для исследования долговременной памяти <#"justify">Приложение 6

 

Развитие памяти дошкольника

Для развития слуховой памяти и речи детей 2 - 4 летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения.

Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задать вопросы  ребёнку.

Например:

) Какая у кота шубка?

2) Какие усы?

) Что ещё есть у кота?

Эти вопросы позволяют  более полно воспринять образ  кота, что облегчает процесс запоминания.

Зачитывая каждую строчку  стихотворения попросите ребёнка  повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.

 

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь?С детьми в возрасте 2 - 4 лет следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».Читать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребёнка бывают неточными. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребёнок лучше запоминает.

Читая и разучивая с  ребёнком стихи русских писателей  о природе, необходимо знакомить  ребёнка с временами года. Обязательно  нужно говорить с ребёнком о том, что происходит в природе в  разное время года.

Игры для развития памяти у дошкольников.

Игра «Где спрятана игрушка», «Запомни картинки», «Какой игрушки  не хватает», «Прогулка в картинках», «Запоминаем вместе».

Для развития зрительной памяти можно использовать специальные упражнения: «Воспроизведи фигуры, которые ты видел», «Назови картинки, которые ты видел» и др.

Для развития смысловой памяти можно использовать упражнение «Воспроизведи рассказ» и др.

 

Заключение

 

Изучив данную тему, я могу сделать выводы, что память - это  очень сложный психический процесс, требующий глубокого и серьёзного изучения.

Память - это не просто какая-то отдельная функция нашей психики, а целый механизм, без которого любая наша деятельность немыслима.

Память, её механизмы и  процессы привлекали внимание учёных ещё с самых давних пор. Пытаясь  разгадать эту загадку, они разрабатывали  различные научные теории, в которых  пытались объяснить, как происходят эти сложные процессы.

Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении памяти. Было дано определение памяти как психическому процессу. Были выявлены виды памяти, зависимость  их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид  памяти превалирует в том или  ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь  различных видов памяти, её закономерности.

Очень подробно были изучены  процессы памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и сохранение.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного  материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение  и припоминание. Главной характеристикой  забывания является зависимость  его от времени, а сохранение имеет  избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого  отрезка времени находится в  обратно пропорциональном отношении  к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность деятельностной концепции памяти, которая  определяет основное направление при  изучении вопросов памяти в отечественной  психологической науке.

Значительных успехов  достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития памяти в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается память в различных видах детской  деятельности.

Проблема памяти - одна из наиболее важных на сегодняшний день. Хорошо известно, что любая деятельность немыслима без опоры на то, что  уже познано ранее и что  затем так или иначе сохраняется  в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые  удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас  в отдельности, но и на широком  социальном опыте, на опыте, накопленном  другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Показателем весьма важного  значения, какое придавалось памяти ещё с давних пор, является тот  огромный интерес, который всегда вызывали к себе проявления исключительной памяти, а также и «искусство запоминания».

 

Список использованной литературы

 

1.Алфёров А.Д. «Общая  психология». Курс лекций. М.: Гуманит.  изд. центр «Владос», 2003. 446с.

2.Аткинсон Вильям В.  «Познай себя. Развитие памяти  и интеллекта». СПб.: «Респекс», 1994. 382с.

.Белкина В.Н. «Психология  раннего и дошкольного детства». Ярославль: ЯГПУ, 1998. 248с.

.Венгер Л.А., Мухина В.С.  «Психология». Учебное пособие для  педагогических училищ. М.: «Просвещение», 1988. 336с.

.Выготский Л.С. «Вопросы  детской психологии». СПб.: Союз, 1997. 222с.

.Выготский Л.С. «Лекции  по психологии». СПб.: Союз, 1997. 140с.

.Данилова Е.Е. «Практикум  по возрастной и педагогической  психологии». М.: Академия, 1999. 159с.

.Кулагина И.Ю., Колюцкий  В.Н. «Возрастная психология. Развитие  человека от рождения до поздней  зрелости». М.: Творч. центр «Сфера», 2001. 463с.

.Лёзер Ф. «Тренировка  памяти». М.: изд. «Мир», 1979. 164с.

.Маклаков А.Г. «Общая  психология». Учебник для ВУЗов.  СПб.: «Питер», 2000. 540с.

.Марцинковская Т.Д., Изотова  Е.И., Счастная Т.Н. «Детская практическая  психология». М.: Гардарики, 2003. 252 с.

.Петровский А.В. «Общая  психология». Учебник для ВУЗов.  М.: «Просвещение», 1977. 479с.

.Пиаже Ж., Инхельдер Б.  «Психология ребёнка». СПб.: Питер, 2003. 159с.

.Смирнов А.А. «Психология  запоминания». М.: изд-во Академии  Пед. наук РСФСР, 1948. 327с.

.Смирнова Е.О. «Психология  ребёнка». Учебник для педагогических  ВУЗов и училищ. М.: Школа-пресс, 1997. 383с.

.Шаграева О.А. «Детская  психология. Теоретический и практический  курс». Учебное пособие для  ВУЗов. М.: Гуманит. изд. центр  «Владос», 2001. 367с.

.Эльконин Д.Б. «Детская  психология». М.: «Госуд.Учпедгиз», 1960. 414с.

18.http://www.art-of-mind. ru/wordpress

.http://www.vspomni. info/

20.http://effection. ru/68.html/

21.http://slovari.yandex.ru/

22.http://revolution.allbest.ru/

23.http://www.examen.ru/

24.http://www.apteka63.com.ua/


Информация о работе Память ребенка