Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, доклад
Объектами моего исследования стали труды проф. А.В. Петровского, А.А. Смирнова, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Ф. Лёзера, Вильяма В. Аткинсона, А.Г. Маклакова, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже и мн.др.
Задачи исследования: изучить память как психический процесс, изучить её виды, выявить особенности памяти дошкольника, ознакомиться с методиками изучения памяти и её процессов.
Ответ можно считать правильным
только при условии, что слово
воспроизводится вместе с его
порядковым номером. Например, воспроизведение
слова «украинец» без указания номера
«1» рассматривается как
На запоминание 20 слов даётся 40 секунд. По истечении этого времени запишите все слова (вместе с их номерами), которые сможете вспомнить.
9. Глина19. Свеча 10.Словарь20. Вишня
Теперь вычислите
число правильно воспроизведённых слов
20 * 100%= ...%
Тест 2: запоминание чисел
Запомните приведённые ниже 20 чисел вместе с их порядковыми номерами. На запоминание даётся 40 секунд. После нужно записать те числа, которые вы запомнили.
1. 435. 819. 9613. 8617. 78
. 576. 7210. 714. 5618. 61
. 127. 1511. 3715. 4719. 83
4. 33 8. 44 12. 18 16. 6 20. 7
Рассчитайте продуктивность запоминания по формуле
число правильно воспроизведённых чисел
20 * 100%= ...%
Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями
Запомните изображённые ниже 10 лиц с их именами и фамилиями. В вашем распоряжении 30 секунд.
Затем перейдите к следующему рисунку (на стр. 51), на котором изображены те же лица, но в другой последовательности, причём их имена и фамилии не указаны. Подсчитайте, для скольких лиц вы сможете назвать имя и фамилию. Ответ считается правильным только в том случае, если безошибочно названы как имя, так и фамилия. Подсчитайте продуктивность запоминания по формуле
число правильных ответов
10 * 100%= ...%
Запоминание связанного текста
Для успешного запоминания
связанного материала используются
смысловые "узелки на память". Это
ключевые слова, которые помогут
воспроизвести смысл выбранного
отрывка. Их можно выписать, затем
по ним постараться воспроизвести
запомненный текст, затем сравнить
его с первоисточником и
Тест 3: запоминание логически связанного материала
Теперь вы сможете проверить возможности своей памяти по отношению к книжному тексту. Прочитайте предлагаемый ниже текст, в котором 10 главных мыслей выделены жирным шрифтом и пронумерованы. Вы должны воспроизвести их, сохраняя ту же последовательность 1, 2, 3, ... . На запоминание вам отводится 60 секунд.
«Автоматы, формирующие нормы поведения
Автоматы, способные
анализировать состояние
По истечении 60 секунд запишите главные мысли текста с учётом их логической последовательности. Продуктивность запоминания вычислите по формуле
число правильно воспроизведённых мыслей
10 * 100%= ...%
Средняя продуктивность запоминания
Теперь на основании выполненных
тестов вычислите среднюю
Тест 1 . . . %
Тест 2 ... %
Тест 3… %
Тест 4 ... %
Сумма
= ...%
4
Например, если при выполнении четырёх тестов вы имели следующие результаты: 40, 60, 30 и 700 %, то средняя продуктивность запоминания составит
200
= 50 %
4
Приложение 3
Тренировка различных видов памяти
Объём оперативной памяти
Испытуемому предъявляется на короткое время ряд из 5 однозначных чисел. Их следует запомнить. Потом в уме сложить первое число со вторым, и записать результат; второе число с третьим, и записать результат; третье число с четвертым, и записать результат; четвертое число с пятым, и записать результат. Всего записывается четыре суммы. Тестирование повторяется с десятью рядами чисел. Оценка результатов производится на основании количества правильно произведенных вычислений. Абсолютные значения переводятся в балльные оценки.
Параметры: Число правильных ответов От 0 до 10.
Объём оперативной памяти От 0 до 10.
Как тренировать память на числа и хронологию
Лицам со слабыми способностями памяти рекомендуется купить самую элементарную математику, употребляемую в первых классах школ, и внимательно изучить её, проделывая каждую данную задачу. Такая практика приносит отличные результаты, и развитие, приобретённое таким путём, устойчиво, а способность будет продолжать развиваться и в будущем, занося более ясные впечатления цифр и всего, связанного с ними.
Хронология
Запоминающим или
Ясное умственное изображение может нарисовать всякий средний человек, а при сильном впечатлении - числа, сопровождаемого изображением лица или предмета. Последнее будет воспринято и удержится, а появление его в сознании вызовет и ассоциированный с ним год.
Вышеуказанный способ применялся с большой пользой лишь теми, у кого хорошая «зрительная память». Лицам же с хорошей «слуховой памятью» лучше повторять год вслух для его запоминания. Некоторые же находят более лёгким запоминание дат с помощью стихов, которые и выучивают наизусть.
Средний ученик без труда может сочинить подобные стишки; многие важные годы и события запоминались таким путём.
Цены
Вышеуказанный способ образования воображаемой картины - ассоциированием числа с предметом - очень важен для конторщиков, продавцов и пр., работа которых требует запоминания цен товаров. Во многих случаях конторщику действительно можно «видеть» цену товара, оживляя впечатления несколько раз взглядом на соответствующий товар. При желании ассоциировать цену с видом товара умственное представление последнего повлечёт за собой воспоминание о первом, причём даже сами числа явятся перед «умственными глазами».
Числа
Прочие числа, кроме хронологии и цен, могут ассоциироваться со всяким предметом, с которым они естественно связаны. Но раз такой подходящий предмет, с которым можно было бы связать число, отсутствует, то нужно ограничиться лишь методом простого «созерцания». Этот метод состоит в том, что данное число фотографируется в уме, пока последний не воспроизведёт все детали и форму числа, как детали и общий вид какой-нибудь картины. Вам следует представить себе числа, написанные жирным белым шрифтом на чёрном поле. Не упускайте умственной картины, пока вы не будете полностью видеть её своими «умственными глазами». Искусство это возрастает с практикой. Но, однако, было бы лучше ассоциировать числа с какими-нибудь подходящими предметами. Теория такого «созерцательного» метода с ассоциацией или без неё основана на том факте: 1) что многие умы воспринимают и удерживают зрительные впечатления гораздо скорее и лучше, чем простую абстрактную идею без конкретного изображения, и 2) что закон ассоциации даёт умственной картине с числом возможностей легко возвращаться в поле сознания, когда эту картину требует мысль о предмете.
Как тренировать память на места
При слабой памяти на места
и слабой способности ориентироваться
вам следует развить в себе
таковые. Для этого вы должны внушать
себе «интерес» к местам и направлениям.
Вам следует подмечать и
Изучайте дорожные или
обыкновенные карты и совершайте
по ним воображаемые путешествия. Проследите
направление рек от начала до устья.
Делайте в воображении
Если вы находитесь в большом городе, приобретите план последнего и внимательно изучайте его. Начните с какого-нибудь определённого места на карте и идите к какому-нибудь другому пункту, замечая названия улиц, по которым вы идете, не забывая заметить и направление их. Затем пройдите обратно по той же дороге, тщательно соблюдая должные повороты. Совершите ту же прогулку по карте, но другим путём. Такое упражнение удивительно обостряет чувство местности и направления. Следует запоминать названия улиц и в том порядке, как они обозначены на плане. Таким образом вы вполне сможете ознакомиться с городом, где вы живёте. В своё свободное время или когда вы предпринимаете большую прогулку или путешествие, возьмите свою карту, прежде чем двинуться в путь, проследите по ней линию предстоящего путешествия и изучите её. Когда вы пойдёте потом по тому же направлению, вы невольно заметите пересекающиеся улицы; благодаря предшествующей прогулке по карте даже незначительная практика этого рода покажется вам интересной, если, к тому же, прогуляться по незнакомому кварталу.
Имейте в виду, что ходите и путешествуете вы с открытыми глазами, а потому и должны замечать, куда идёте, а после воображаемых путешествий по карте такая задача будет уже интересовать вас.
Карты, изученные с интересом,
становятся для вас реальными
и составляют связь между действительностью
и мысленной картиной. Нужно помнить,
что, упражняясь, как указано здесь,
вы развиваете не только память, но и
ту способность, от умения которой удерживать
ясные впечатления зависит
Всякая способность может развиться с помощью интереса и практики. Раз вы помните это, ключ ко всякому самосознанию находится в ваших руках.
Как тренировать память на лица
Человек, желающий развить в себе эту способность, должен начать с изучения лиц, интересоваться ими и относиться к ним со вниманием. Таким образом, вся наблюдательность будет сосредоточена на внешности и наружности людей, и вскоре будет заметен большой успех. Для развития наблюдательности в отношении лиц вам следует изучать лицо каждого встречающегося человека, постоянно думая: «Я узнаю вас, когда опять увижу». Такая мысль побудит волю приобрести ясное и отчетливое впечатление.
Взгляните на первого встречного
человека и отметьте для себя детали
его лица. Поступайте так при виде
всякого лица, примечайте подробности,
как будто вам нужно составить
о нём доклад, и ваша карьера
как бы зависит от полного и
правильного отчёта. Изученное таким
образом лицо человека не забывается.
Несколько подобных упражнений очень
полезны для развития недостающей
вам способности. Вы начнете различать
черты лица и, понятно, воспринимать
их, потому что заинтересовались этим.
Пробудившийся интерес даст ясное
впечатление, а последнее приведёт
и к более лёгкому
Затем упражняйтесь в вызывании в уме лиц встречавшихся вам людей, рисуя их в воображении. Усвоив искусство воспроизводить мысленный образ встречаемых вами лиц, вам будет легко узнать человека даже после значительного промежутка времени. Повторное же оживление мысленного изображения равнозначно встречам с данным лицом. Вы, наверное, замечали, как легко вспомнить и нарисовать мысленное изображение фотографии или портрета и как трудно вызвать в уме то же лицо, как оно есть в действительности. Однако всё дело в привычке, и после нескольких упражнений вам будет так же легко припомнить живое лицо, как и его портрет.
Способность замечать и помнить лица может развиваться как всякие другие способности, и что тайна этого развития лежит в следующем: интересуйтесь лицами, изучайте их, внимание последует за интересом, а память - за вниманием.
Как тренировать память на имена
Неоднократно случалось, что хорошо помогает при этом повторение вслух имени лица, с которым мы только что познакомились, т.е. здесь мы прибегаем к памяти слуха. Ошибка многих заключается ещё и в том, что они не думают об именах встречающихся с ними людей. Они не дают самому имени запечатлеться в уме, потому что всё внимание направлено на общий вид или наружность незнакомца, его занятия, поступки и т.д.
Такая небрежность приводит всегда к тому, что мы не в состоянии бываем позднее припомнить имя. Но это не было бы ещё так худо, если бы только мы, привыкнув небрежно относиться к именам других, не потеряли бы и ту память на лица, которой обладаем, так как подобное небрежное отношение ни на чём так скоро не отражается, как на памяти, которая, по-видимому, действует согласно правилу: если человек не интересуется тем, что имеет, то ей незачем заботливо сохранять это.