Проблема профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.
Теперь определим , что является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

Задачи:
1. Изучение теоретического материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального самоопределения.
2. Определение методов профориентации и подбор соответствующих методик.
3.Проведение психологического исследования.
4. Интерпритация полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
1.1 Особенности взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками………………………………………..………………...3
1.2 Психическое и физическое развитие старшего школьника…………..11
1.3 Профессиональное самоопределение старшего подростка………………………………………………………………….....13
1.4. Формы, методы и средства профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37
Приложение 1………………………………………………………..………39
Приложение 2………………………………………………………….…….40
Приложение 3………………………………………………………………..41
Приложение 4…………………………………………………………..……42
Приложение 5……………………………………………………….……….43
Приложение 6………………………………………………………………..44
Приложение 7………………………………………………………………..45
Приложение 8………………………………………………………………..64
Приложение 9………………………………………………………………..68

Файлы: 1 файл

курсовая по прфориентации - копия.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

                                           Содержание.

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1.   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ    РАБОТЫ В ШКОЛЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ)

1.1 Особенности взаимодействия  школьного психолога с подростками  и старшеклассниками………………………………………..………………...3

1.2 Психическое и физическое  развитие старшего школьника…………..11

1.3 Профессиональное самоопределение  старшего подростка………………………………………………………………….....13

1.4. Формы, методы и средства  профориентационной работы психолога в старшей школе……………………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….36

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………...………..…..37

Приложение 1………………………………………………………..………39

Приложение 2………………………………………………………….…….40

Приложение 3………………………………………………………………..41

Приложение 4…………………………………………………………..……42

Приложение 5……………………………………………………….……….43

Приложение 6………………………………………………………………..44

Приложение 7………………………………………………………………..45

Приложение 8………………………………………………………………..64

Приложение 9………………………………………………………………..68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Введение.

 

Проблема профориентации существует очень давно. Она заключается  в том, что государство волнует  вопрос о занятости населения, с  целью обеспечения его трудовыми  ресурсами. Также существует необходимость поиска средств  служащих  повышению удовлетворенности трудом, для продуктивного использования своих  возможностей, которые будут служить достижению высокого уровня профессиональной деятельности. А это возможно только в том случае, когда имеется взаимосответствие человека и профессии.

В связи с этим необходимо обладать информацией о профессиях и о человеке—как субъекте труда. Информация о профессиях включает в  себя знания о мире профессий, о классификациях профессий, о формах профессионального  обучения. Также необходимо иметь представление о характеристиках психологических требований, предъявляемых разными типами профессий к человеку.

Информация о человеке должна содержать данные о возрастных особенностях его развития и стадиях  профессионального становления., характеристики индивидуальных особенностей (личностных, психологических  и телесных). Важно обращать внимание на развитие способностей для постепенного формирования профессионального плана.

Еще, на мой взгляд, проблема заключается в том, что в школах существует потребность в профориентации, в подготовке старшеклассника к первичному выбору профессии, но реально она не проводится. Несколько десятилетий назад профориентация еще имела место, она существовала на очень низком уровне и отношение к ней было не серьезное. Поэтому необходимо возрождать и разрабатывать стратегию проведения  мероприятий по профориентации т. к. несмотря ни на что, первичный выбор профессии все равно имеет место быть в ранней юности и работа психолога в этом направлении в школе—очень важна.

На основании вышеизложенного цель данной работы  будет заключатся в разработке содержания профориентации и этапов помощи психолога в личностном и профессиональном самоопределении старшеклассника.

Теперь определим , что  является объектом, предметом и сформулируем гипотезу.

   Объект—психологические аспекты профориентации.

   Предмет—профессиональная деятельность школьного психолога в рамках профориентации.

   Гипотеза—Готовность к первичному выбору профессии сформирована выше у оптантов, имеющих высокое личностное самоопределение.

Задачи:

1. Изучение теоретического  материала, касающегося профориентации, личностного и профессионального  самоопределения.

2. Определение методов  профориентации и подбор соответствующих  методик. 

3.Проведение психологического исследования.

4. Интерпритация полученных результатов.

 

Методы:

Для достижения поставленной цели , будет  применен метод тестирования

Используемые методики:

1.Исследование самооценки  по методике Дембо-Рубенштейна  в модификации А.М. Прихожан [ 19 , 51] .

2. ‘’Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия’’. (СССР) [16, с.340].

3. Методика  '' Ценностные  ориентации'' М. Рокича [18 , с.637]

4.Методика''Дифференциально-диагностический опросник'' ДДО Е.А.Климова. [ 18 ,с.569]

5. Методика '' Карта интересов'' [ 18 , с.573]

6. Тест Д.Голланда по  определению типа личности. [  11, с.295]

7. ОПГ (Опросник профессиональной  готовности) Л.И.Кабардовой. [8 ,с.122].

8. Тест-опросник самоотношения.[   6  , с. 150].

1.1 Особенности  взаимодействия школьного психолога с подростками и старшеклассниками.

 

Для того чтобы определить особенности взаимодействия школьного  психолога со старшеклассниками  и подростками рассмотрим сначала  понятие” взаимодействие” с точки  зрения науки.

    “…Жизнь есть  процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел”

[ 14 , с.160].

 В процессе любого  взаимодействия сторон живой  материи существует основная  характеристика---это активность. Чем  сложнее организация  материи,  тем разнообразнее у нее формы  активности. Человек представляет собой высшую форму развития  живой материи, и поэтому активность у него проявляется на всех уровнях его организации. Теперь рассмотрим подробнее существующие виды активности :

Во-первых, это интеллектуальная активность, к ней относится: выдвижение гипотез, формирование стратегий, прием , обработка и оценка поступающей информации по каналам прямой и обратной связи  и т.д.,  что особенно явно представлено в общении.

Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесс, явление) .

В-третьих, это общеповеденческая активность, проявляющаяся во всем многообразии ее поведенческих и деятельностных форм (вербальных, невербальных).

Активность характеризует  обе стороны взаимодействия. Они обе имеют качество субъектности.

  Во взаимодействии  людей выявляются такие существенные  его характеристики, как осознанность  и целеположенность. Они определяют  и формы этого взаимодействия, например сотрудничество( в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме труда) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в образовательном процессе.

Важно также отметить, что образовательная система, например школьное образование, взаимодействует  с системой “семья”(родители, родители родителей) и с системой”общественность”. Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосредственно в классе. Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть проекция системы их ценностей на характер учебной деятельности. Учебное взаимодействии рассматривается, как активность всех его участников, приводящая к успешному достижению поставленных целей. В последние годы, схема учебного взаимодействия представляет собой субъект-субъектные отношения, таким образом, она представляет собой многоярусное образование, прочность которого основывается на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия. [ 10,  c.309]

      Психологический  контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу взаимодействующих сторон. Психическое состояние определяется в психологии, как целостная характеристика психической деятельности человека в определенный период времени, показывающая своеобразие протекания его психических процессов, предшествующего состояния и свойств личности. Контакт осознается и переживается субъектами как положительный подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Другими словами, внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание,  содействие.

В основе  эмоционального сопереживания лежит психическое  явление” заражения”, механизм которого рассматривается в социальной психологии как способ интеграции групповой  деятельности. Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей. [  17  ,c.258].

  Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Следует отметить. Что эмоциональное сопереживание как механизм контакта вызывается, в первую очередь, личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью предмета взаимодействия, отношением сторон к этому процессу. Это обеспечивает взаимопонимание  и общность, согласованность взаимодействия. Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов.

    Контакт—это условие и следствие продуктивного взаимодействия его субъектов, повышающее эффективность этого процесса и его результата. В учебном взаимодействии психологический контакт определяет возможность естественного, незатрудненного общения, наличие которого важно для продуктивного сотрудничества его субъектов.[ 1   ,c.175].

     Психологическая служба образования—это своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми(администрация, врачи. Социальные педагоги), в центре этого взаимодействия находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Практический психолог образования безусловно принимает тот факт, что любой ребенок самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь. Каждый ребенок интересен сам по себе: послушный и непослушный, успевающий и неуспевающий. Красивый и не очень и др. Поэтому практический психолог относится к ребенку с точки зрения индивидуального подхода, как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся личности.

    Под индивидуальными особенностями личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают данную личность от другой. При одних и тех же целях, программах, методах  воспитания и обучения мы видим у всех детей индивидуальнее особенности, индивидуальное своеобразие. С возрастом, чем образованнее и воспитаннее  становится человек, тем ярче, интереснее, значительнее его индивидуальные особенности.

     В основе  обсуждаемого принципа лежат  важнейшие психологические закономерности: постепенность, неравномерность,  индивидуальное своеобразие всех психических процессов и свойств личности, асинхронность психического развития, индивидуальные варианты  прохождения возрастных этапов онтогенеза. Поэтому нельзя зацикливаться на сегодняшней неудаче, слабости ребенка. Если до недавнего времени основное внимание при обучении и воспитании уделялось наиболее слабым местам, “зонам отставания”, имеющимся у ребенка, то теперь признается иное: опора на субъективно успешную (интересную, привлекательную, любопытную) для ребенка область знания или деятельности оказывает прогрессивное влияние на становление его личности, позволяет развиваться его интересам, уверенности в своих силах, способностям.

   Задача индивидуального подхода заключается в наиболее полном выявлении индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, в укреплении его собственной активности, раскрытии неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход  нужен благополучным детям не меньше, чем трудным. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. Вообще развитие способностей  у ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а изучать, развивать потенциальные  возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития личности. Ребенку необходимо дать шанс, возможность осушествления самого себя, дать почувствовать, что у него все хорошо и в него верят. Но, чтобы дать ему этот шанс, необходимо знать уровень развития той или иной психической функции или всех функций, того или иного психического свойства или качества. Это сложно, поэтому требует больших интеллектуальных затрат и профессионального мастерства.

   Для того, чтобы понять сущность личности, надо попытаться ответить на три вопроса –это :

  1. Что хочет человек? Ответ на этот вопрос раскроет направленность личности—ее потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки.
  2. Что может человек? Это вопрос о способностях: общих и специальных, об уровне этих способностей: таланте, гениальности и др.
  3. Что он есть? Вопрос о характере человека: можно многое желать. На многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности из-за особенностей  характера, который определяет нравственное и волевое отношение к себе, к людям, к миру.[  20 ,c.514]

Информация о работе Проблема профессионального самоопределения