Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция

Описание работы

Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Введение в дисциплину «Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни».

Цели и задачи изучения темы:

1) определить цели и задачи учебной дисциплины;

2) показать актуальность решения проблемы профилактики наркомании;

3) ознакомить  с содержанием понятия «профилактика наркомании» как научной отрасли знаний;

4) изучить  подходы к обеспечению уровня  и качества жизни населения.

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-14

З-1

Знает методы анализа и синтеза информации, полученной из любых источников

ОК-2

У-1

Умеет применять правовые и этические нормы

ПК-6

В-1

Готов самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата


 

1.1. Проблема наркомании в современном мире

1.1.2. Наркомания как социальная проблема

За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины – психиатрии, перешла в разряд важнейших социальных проблем общества. По данным ВОЗ, в современном мире отмечается:

1) непрерывно  нарастающая тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические вещества, особенно среди молодежи,

2) активизируется  употребление нетрадиционных наркотиков, среди которых наиболее опасными  являются синтетические их аналоги,

3) в употребление  наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.

Наркотические вещества употребляются человеком с древнейших времен, но проблема наркомании, как заболевания, проявилась лишь в настоящее время.

Распространению наркотиков и расширению наркобизнеса в условиях современного мирового сообщества способствуют:

1)  информационный  взрыв, обусловленный бурным развитием  средств информации,

2) упрощение  международных связей,

3) совершенствование  транспортных средств,

4) открытие  границ между странами,

5) либерализация  торговли и финансов.

Иммунитета к смертельно опасным последствиям злоупотребления наркотиками и деятельности наркобизнеса нет ни у одной нации или народа. В этом отношении наиболее уязвимы страны со слабой социальной и государственной организацией. В России проблемы роста нелегального оборота наркотиков и злоупотребления ими совпали с периодом перехода государства от авторитаризма к демократии в девяностые годы двадцатого столетия.

Наркотики связаны как со спасением жизни, так и с ее утратой. История использования наркотических веществ с ритуальными целями и в медицине известна с глубокой древности, а история распространения наркомании среди населения и расширения масштабов нелегального наркооборота насчитывает всего несколько десятилетий.

По определению ВОЗ наркотик – психоактивное вещество, которое при его приеме изменяет восприятие, настроение, сознание, поведение или двигательные функции. Термин «наркотики» первоначально применяли ко всем химическим веществам, которые подавляли чувствительность организма к внешним стимулам через депрессирование активности ЦНС. Сегодня этот термин применяют, прежде всего, к опиатам, которые относят к токсичным ядам.

Опиаты – это вещества, извлекаемые из опиумного мака, и их производные – опиоиды, которые являются синтетическими химическими веществами, способными вызывать психофизиологические эффекты схожие с влиянием опиатов на организм.

Сегодня термин «наркотик» имеет два значения:

1) юридическое, которое определяет наркотики как вещества, за изготовление, хранение, распространение, и, в ряде случаев, за их употребление,  предусмотрена ответственность перед законом;

2) медицинское, которое рассматривает наркотики как вещества, вызывающие химическую зависимость, болезненное пристрастие или наркоманию, разрушая психику и организм человека в целом.

Люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, так как в современном мире:

1) наркотик  стал доступным, и его стремятся  реализовать как товар нелегального  рынка;

2) социальная  среда, ближайшее окружение не видят в этом ничего противоестественного и, тем самым, поощряют к этому человека, у которого нет внутренних ресурсов к сопротивлению;

3) оказываемое биохимическое воздействие наркотика на центральные структуры мозга сходно с нормальными физиологическими процессами, происходящими в нем, и, соответственно, воспринимаемые сознанием сигналы об опасности воздействия наркотика на организм игнорируются.

Люди не употребляют наркотики и не становятся наркоманами, так как

1) полностью  осознают опасность последствий употребления наркотиков;

2)  умеют  ответственно относиться к своей  личности и безопасности;

3) умеют  различать свои чувства и свои  истинные намерения;

4) умеют  решать иным путем проблемы, возникающие  в их жизни.

1.2. Актуальность проблемы профилактики наркомании

1.2.1. Система современных технологий профилактика наркомании

Актуализация в России проблемы злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами, особенно среди детей, подростков и молодежи, определила переход государственных и общественных институтов от состояния декларативного признания необходимости активного проведения профилактики наркомании, к позиции активных действий по её осуществлению. Концентрация внимания общества на данной проблеме способствует определению основных стратегических и научно-практических подходов к разработке и реализации разнообразных программ по профилактике и преодолению всех форм наркомании.

Разработаны методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании. Определены факторы устойчивости  личности к наркотизации и факторы риска,  способствующие её началу, на их основе сформированы задачи и направления профилактики наркомании, разработаны основы построения действенных профилактических программ и система современных технологий их реализации на практике.

В области первичной, вторичной и третичной профилактики выделены:

1) медико-психологические технологии направлены на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы;

2) социальные и педагогические технологии обеспечивают грамотное предоставление населению информации, направленной на формирование у каждого человека мотивации на ведение ЗОЖ, формирование в микросоциальных условиях социально-поддерживающей системы благоприятного климата определяющей системах у сверстников, родителей и учителей безопасное и адаптивное поведение.

В школах и медико-психологических центрах различных городов и областей России действуют профилактические программы, направленные на конкретные группы людей:

1) детей, подростков и молодежи различных возрастов;

2) родителей;

3) учителей;

4) сверстников.

Важным аспектом успешной реализации данных программы является подготовка специалистов в области профилактики из числа психологов, врачей, педагогов, социальных работников, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, волонтеров из молодежной среды. С этой целью проводятся системные семинары-тренинги, научно-практические модельные проекты по созданию системы профилактики в конкретных городах и регионах, направленные на стимулирование собственной профилактической активности у указанных групп населения.

1.2.2. Стратегии профилактики наркомании

В Министерстве образования России создан и действует экспертный межведомственный совет по проблемам развития системы профилактики наркомании – мультидисциплинарной системы научных знаний, имеющей четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий.

Выделяются семь основных стратегий профилактической деятельности:

1. Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы.

2. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях.

3. Профилактика, основанная на работе с семьей.

4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи.

5. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми.

6. Подготовка специалистов в области профилактики.

7. Проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.).

 

1.2.3. Пути повышения эффективности профилактики наркомании

Профилактика наркомании может быть действенной и эффективной в масштабах страны, но для этого необходимо обеспечить:

1) системный и повсеместный характер действий в области профилактики наркомании;

2) повышение уровня профессионализма – специальная подготовка и соответствующее образование у лиц, разрабатывающих и реализующих профилактические программы;

3) создание в России образовательных учреждений по подготовке специалистов в области профилактики наркомании;

4) подготовка специалистов, способных:

  1. решать междисциплинарные задачи;
  2. проводить исследования с учетом современных требований науки и практики;
  3. разрабатывать и внедрять обучающие программы;
  4. проводить квалифицированную подготовку кадров для работы в области профилактики наркомании.

5) координация деятельности многочисленных общественных организаций с деятельности государственных структурам в области профилактики наркомании.

Вопрос об участии средств массовой информации (СМИ) в профилактике наркомании, особенно среди молодого населения страны, является актуальным и требует направленного развития. Периодические выступления специалистов в печати, на радио, единичные и непрофессиональные с точки зрения профилактики антинаркотические программы на телевидении, не могут заменить регулярной и научно обоснованной работы СМИ в этом направлении.

Не менее значимы комплексные научные исследования с разработкой общетеоретических и  специальных аспектов роли семьи и образовательных учреждений:

1) в профилактике употребления наркотиков;

2) выявления  причин формирования групп риска и разработки соответствующих профилактических и терапевтических программ.

3) разработка и апробация программ для школьников различных возрастных групп, безнадзорных и бездомных детей;

4) разработка методологии и методов обучения различных категорий специалистов в области профилактики наркомании.

Следовательно, эффективность профилактической работы среди детей, подростков и молодежи по сокращение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества должна осуществляться на единых научных и практических основах различными социальными институтами страны, включая все СМИ.

1.3. Концептуальная основа профилактика наркомании

 

Человек является объектом исследования целого ряда наук. Каждая отрасль научного знания, включая профилактику, психологию, наркологию, психиатрию, психотерапию, педагогику, социологию, культурологию – имеет лишь определенные отдельные представления о человеке и часто  не признает знания о нем других наук. Находясь в плену собственной ограниченности, они упрямо отстаивают только тот методологический аппарат и знания, которым владеют. Но для успешности решения целей и задач профилактики наркомании необходима целостная концепция человека, объединяющая знания всех научных дисциплин о человеке в единую действенную систему теоретических и практических основ профилактики. Нельзя сводит профилактику злоупотребления наркотиков только к системе действий, акций, слов, призывов, и другой неорганизованной активности.

Важнейшей задачей специалиста в области профилактики является оказании помощи человеку, идущему по дороге осознания себя и своего жизненного смысла, по пути формирования самосознания на каждом этапе его жизни. Решение этой задачи требует знания содержания всех направлений и технологий профилактической работы, подходов к разработке и профессионального проведения разных типов программ профилактики: информационных, формирования жизненных навыков или альтернативной активности, когнитивного или эмоционального развития личности. Профессиональность программы профилактики наркомании характеризуют следующие признаки:

1. Наличие  концептуальной основы и адекватности программы современным проблемам общества.

2. Четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы.

3. Направленность на уменьшение факторов риска, усиление протективных и адаптационных факторов.

4. Направленность основной цели программ на предупреждение употребления разных видов психоактивных веществ.

5.  Развитие  индивидуальных ресурсов личности.

6.  Развитие  социальной среды:  включение  в программу профилактики модулей для работы с родителями, учителями, воспитателями, подростками, позволяющими инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики в отношении различных форм зависимости.

7.  Формирование  эффективных и безопасных стратегий поведения.

8. Применение интерактивных и тренинговых методов работы: ролевые игры, моделирование ситуаций, дискуссии, обратная связь и т.п.

9.  Соответствие  программ профилактики возрастным категориям населения.

10. Сопровождение  действующих программ в средствах массовой информации.

11. Содержание  блока правового регулирования – повышение правовой компетентности.

12. Привлечение общественного внимания к актуальной проблеме.

13. Возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений и на другие группы населения.

14. Долгосрочность, цикличность программ, их повторяющееся воздействие.

15. Интенсивность и четкий алгоритм.

16. Учет местной специфики.

17. Развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение.

18. Мониторинг и контроль над эффективностью программы.

19. Конкретность формулировки ожидаемых результатов.

20. Экономическая эффективность программ.

1.4. Уровень и качество жизни

 

Для полноценного развития личности и охраны её здоровья необходимы надлежащие жизненные условий и уровень жизни, которые в значительной степени зависят от общественно-экономического уклада.

Жизненный уровень, или жизненный стандарт, являясь, в сущности, экономической категорией, выражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, обеспеченности их потребительскими благами в количественном выражении. Он включает следующие показатели: размер оплаты труда, реальный доход, объем потребительских благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, здравоохранения, культуры и т. д.

Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни