Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция
Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.
Цели и задачи изучения темы:
1) определить цели и задачи учебной дисциплины;
2) показать актуальность решения проблемы профилактики наркомании;
3) ознакомить с содержанием понятия «профилактика наркомании» как научной отрасли знаний;
4) изучить подходы к обеспечению уровня и качества жизни населения.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции |
Индекс образовательного результата |
Образовательный результат |
ОК-14 |
З-1 |
Знает методы анализа и синтеза информации, полученной из любых источников |
ОК-2 |
У-1 |
Умеет применять правовые и этические нормы |
ПК-6 |
В-1 |
Готов самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата |
За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины – психиатрии, перешла в разряд важнейших социальных проблем общества. По данным ВОЗ, в современном мире отмечается:
1) непрерывно нарастающая тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические вещества, особенно среди молодежи,
2) активизируется
употребление нетрадиционных
3) в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.
Наркотические вещества употребляются человеком с древнейших времен, но проблема наркомании, как заболевания, проявилась лишь в настоящее время.
Распространению наркотиков и расширению наркобизнеса в условиях современного мирового сообщества способствуют:
1) информационный
взрыв, обусловленный бурным
2) упрощение международных связей,
3) совершенствование транспортных средств,
4) открытие границ между странами,
5) либерализация торговли и финансов.
Иммунитета к смертельно опасным последствиям злоупотребления наркотиками и деятельности наркобизнеса нет ни у одной нации или народа. В этом отношении наиболее уязвимы страны со слабой социальной и государственной организацией. В России проблемы роста нелегального оборота наркотиков и злоупотребления ими совпали с периодом перехода государства от авторитаризма к демократии в девяностые годы двадцатого столетия.
Наркотики связаны как со спасением жизни, так и с ее утратой. История использования наркотических веществ с ритуальными целями и в медицине известна с глубокой древности, а история распространения наркомании среди населения и расширения масштабов нелегального наркооборота насчитывает всего несколько десятилетий.
По определению ВОЗ наркотик – психоактивное вещество, которое при его приеме изменяет восприятие, настроение, сознание, поведение или двигательные функции. Термин «наркотики» первоначально применяли ко всем химическим веществам, которые подавляли чувствительность организма к внешним стимулам через депрессирование активности ЦНС. Сегодня этот термин применяют, прежде всего, к опиатам, которые относят к токсичным ядам.
Опиаты – это вещества, извлекаемые из опиумного мака, и их производные – опиоиды, которые являются синтетическими химическими веществами, способными вызывать психофизиологические эффекты схожие с влиянием опиатов на организм.
Сегодня термин «наркотик» имеет два значения:
1) юридическое, которое определяет наркотики как вещества, за изготовление, хранение, распространение, и, в ряде случаев, за их употребление, предусмотрена ответственность перед законом;
2) медицинское, которое рассматривает наркотики как вещества, вызывающие химическую зависимость, болезненное пристрастие или наркоманию, разрушая психику и организм человека в целом.
Люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, так как в современном мире:
1) наркотик
стал доступным, и его стремятся
реализовать как товар
2) социальная среда, ближайшее окружение не видят в этом ничего противоестественного и, тем самым, поощряют к этому человека, у которого нет внутренних ресурсов к сопротивлению;
3) оказываемое биохимическое воздействие наркотика на центральные структуры мозга сходно с нормальными физиологическими процессами, происходящими в нем, и, соответственно, воспринимаемые сознанием сигналы об опасности воздействия наркотика на организм игнорируются.
Люди не употребляют наркотики и не становятся наркоманами, так как
1) полностью осознают опасность последствий употребления наркотиков;
2) умеют
ответственно относиться к
3) умеют различать свои чувства и свои истинные намерения;
4) умеют решать иным путем проблемы, возникающие в их жизни.
Актуализация в России проблемы злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами, особенно среди детей, подростков и молодежи, определила переход государственных и общественных институтов от состояния декларативного признания необходимости активного проведения профилактики наркомании, к позиции активных действий по её осуществлению. Концентрация внимания общества на данной проблеме способствует определению основных стратегических и научно-практических подходов к разработке и реализации разнообразных программ по профилактике и преодолению всех форм наркомании.
Разработаны методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании. Определены факторы устойчивости личности к наркотизации и факторы риска, способствующие её началу, на их основе сформированы задачи и направления профилактики наркомании, разработаны основы построения действенных профилактических программ и система современных технологий их реализации на практике.
В области первичной, вторичной и третичной профилактики выделены:
1) медико-психологические технологии направлены на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы;
2) социальные и педагогические технологии обеспечивают грамотное предоставление населению информации, направленной на формирование у каждого человека мотивации на ведение ЗОЖ, формирование в микросоциальных условиях социально-поддерживающей системы благоприятного климата определяющей системах у сверстников, родителей и учителей безопасное и адаптивное поведение.
В школах и медико-психологических центрах различных городов и областей России действуют профилактические программы, направленные на конкретные группы людей:
1) детей, подростков и молодежи различных возрастов;
2) родителей;
3) учителей;
4) сверстников.
Важным аспектом успешной реализации данных программы является подготовка специалистов в области профилактики из числа психологов, врачей, педагогов, социальных работников, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, волонтеров из молодежной среды. С этой целью проводятся системные семинары-тренинги, научно-практические модельные проекты по созданию системы профилактики в конкретных городах и регионах, направленные на стимулирование собственной профилактической активности у указанных групп населения.
В Министерстве образования России создан и действует экспертный межведомственный совет по проблемам развития системы профилактики наркомании – мультидисциплинарной системы научных знаний, имеющей четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий.
Выделяются семь основных стратегий профилактической деятельности:
1. Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы.
2. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях.
3. Профилактика, основанная на работе с семьей.
4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи.
5. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми.
6. Подготовка специалистов в области профилактики.
7. Проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.).
1.2.3. Пути повышения эффективности профилактики наркомании
Профилактика наркомании может быть действенной и эффективной в масштабах страны, но для этого необходимо обеспечить:
1) системный и повсеместный характер действий в области профилактики наркомании;
2) повышение уровня профессионализма – специальная подготовка и соответствующее образование у лиц, разрабатывающих и реализующих профилактические программы;
3) создание в России образовательных учреждений по подготовке специалистов в области профилактики наркомании;
4) подготовка специалистов, способных:
5) координация деятельности многочисленных общественных организаций с деятельности государственных структурам в области профилактики наркомании.
Вопрос об участии средств массовой информации (СМИ) в профилактике наркомании, особенно среди молодого населения страны, является актуальным и требует направленного развития. Периодические выступления специалистов в печати, на радио, единичные и непрофессиональные с точки зрения профилактики антинаркотические программы на телевидении, не могут заменить регулярной и научно обоснованной работы СМИ в этом направлении.
Не менее значимы комплексные научные исследования с разработкой общетеоретических и специальных аспектов роли семьи и образовательных учреждений:
1) в профилактике употребления наркотиков;
2) выявления причин формирования групп риска и разработки соответствующих профилактических и терапевтических программ.
3) разработка и апробация программ для школьников различных возрастных групп, безнадзорных и бездомных детей;
4) разработка методологии и методов обучения различных категорий специалистов в области профилактики наркомании.
Следовательно, эффективность профилактической работы среди детей, подростков и молодежи по сокращение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества должна осуществляться на единых научных и практических основах различными социальными институтами страны, включая все СМИ.
Человек является объектом исследования целого ряда наук. Каждая отрасль научного знания, включая профилактику, психологию, наркологию, психиатрию, психотерапию, педагогику, социологию, культурологию – имеет лишь определенные отдельные представления о человеке и часто не признает знания о нем других наук. Находясь в плену собственной ограниченности, они упрямо отстаивают только тот методологический аппарат и знания, которым владеют. Но для успешности решения целей и задач профилактики наркомании необходима целостная концепция человека, объединяющая знания всех научных дисциплин о человеке в единую действенную систему теоретических и практических основ профилактики. Нельзя сводит профилактику злоупотребления наркотиков только к системе действий, акций, слов, призывов, и другой неорганизованной активности.
Важнейшей задачей специалиста в области профилактики является оказании помощи человеку, идущему по дороге осознания себя и своего жизненного смысла, по пути формирования самосознания на каждом этапе его жизни. Решение этой задачи требует знания содержания всех направлений и технологий профилактической работы, подходов к разработке и профессионального проведения разных типов программ профилактики: информационных, формирования жизненных навыков или альтернативной активности, когнитивного или эмоционального развития личности. Профессиональность программы профилактики наркомании характеризуют следующие признаки:
1. Наличие
концептуальной основы и
2. Четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы.
3. Направленность на уменьшение факторов риска, усиление протективных и адаптационных факторов.
4. Направленность основной цели программ на предупреждение употребления разных видов психоактивных веществ.
5. Развитие индивидуальных ресурсов личности.
6. Развитие социальной среды: включение в программу профилактики модулей для работы с родителями, учителями, воспитателями, подростками, позволяющими инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики в отношении различных форм зависимости.
7. Формирование эффективных и безопасных стратегий поведения.
8. Применение интерактивных и тренинговых методов работы: ролевые игры, моделирование ситуаций, дискуссии, обратная связь и т.п.
9. Соответствие программ профилактики возрастным категориям населения.
10. Сопровождение действующих программ в средствах массовой информации.
11. Содержание блока правового регулирования – повышение правовой компетентности.
12. Привлечение общественного внимания к актуальной проблеме.
13. Возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений и на другие группы населения.
14. Долгосрочность, цикличность программ, их повторяющееся воздействие.
15. Интенсивность и четкий алгоритм.
16. Учет местной специфики.
17. Развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение.
18. Мониторинг и контроль над эффективностью программы.
19. Конкретность формулировки ожидаемых результатов.
20. Экономическая эффективность программ.
Для полноценного развития личности и охраны её здоровья необходимы надлежащие жизненные условий и уровень жизни, которые в значительной степени зависят от общественно-экономического уклада.
Жизненный уровень, или жизненный стандарт, являясь, в сущности, экономической категорией, выражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, обеспеченности их потребительскими благами в количественном выражении. Он включает следующие показатели: размер оплаты труда, реальный доход, объем потребительских благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, здравоохранения, культуры и т. д.
Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни