Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция
Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.
Концепция уровня жизни, предложенной ООН (1961), учитывает следующие компоненты:
Политические механизмы влияют на условия жизни населения через конкретную социальную политику, которая в данном аспекте является основной характеристикой уровня жизни.
Предложенная ООН трактовка концепции уровня жизни включает следующие аспекты:
Во-первых, отдельным показателям каждого компонента должен быть придан определенный вес (допустимо и его нулевое значение) в системе политических предпочтений. Следует отказаться от конструирования какого-либо обобщающего показателя, как тотального измерителя благосостояния населения.
Во-вторых, концепция в большей степени ориентирована на анализ того, каким образом индивид распоряжается имеющимися возможностями, чем на то, как удовлетворяются его потребности.
В-третьих, для обеспечения сбалансированности основных и существенных дополнительных элементов первых двух аспектов, включается третий, характеризующий политические возможности.
Четвертым важным моментом, отличающим данную концепцию от так называемого утопического или унифицированного подхода, является разделение входящих в нее компонентов. Это означает, что подкомпоненты каждого из этих компонентов должны быть выявлены и рассмотрены в определенной последовательности.
Программа основных областей принятия решений, предложенная Советом организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД, 1973), соответствует задачам совершенствования механизмов управления обществом. В рамках данной программы выделены восемь позиций и соответствующие им 24 фундаментальных социальных объекта мониторинга за динамикой благосостояния:
А. Здоровье.
1. Возможности здоровой жизни на всех ступенях жизненного цикла.
2. Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц.
Б. Индивидуальное развитие путем обучения.
3. Усвоение
детьми основных знаний и
4. Возможности продолжения самообразования и умение использовать эти возможности.
5. Использование
и развитие индивидуумами
6. Удовлетворенность человека процессом своего развития посредством обучения.
7. Сохранение
и развитие культурного
В. Занятость и качество трудовой жизни.
8. Наличие выгодной работы для тех, кто стремится ее получить.
9. Характер трудовой деятельности.
10. Удовлетворенность индивидуума своей трудовой деятельностью.
Г. Время и досуг.
11. Возможность выбора своего времяпрепровождения.
Д. Возможность приобретения товаров и пользования услугами.
12. Личная
возможность приобретения
13. Количество людей, испытывающих материальные лишения.
14. Степень
равенства в распределении
15. Качество,
возможность выбора и
16. Защита индивидуумов, семей при возникновении экономических трудностей.
Е. Физическая среда.
17. Жилищные условия.
18. Подверженность населения влиянию вредных и (или) неприятных загрязнений.
19. Выгода,
получаемая населением от
Ж. Личная безопасность и правовые органы.
20. Насилие, преследование и беспокойство, причиняемое индивидууму.
21. Справедливость и гуманность правовых органов.
22. Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам.
3. Социальные возможности и
23. Степень социального неравенства.
24. Степень
возможного участия в
Общим знаменателем всех позиций программы являются условия жизни в системе «человек – окружающая среда». Совокупной эффект предлагаемых показателей должен быть выше уровня выживаемости человека. Эта программа предполагает оптимизацию условий реального развертывания генетической программы каждого индивидуума под управлением компетентных общественных институтов. Научный подход в планировании и исполнительский талант ответственных лиц должны иметь одну и ту же направленность: многосторонний охват условий жизни, отвечающий требованиям и в особенности жизненно важным потребностям индивидуумов.
Специалисты считают, что количественные показатели уровня жизни сами по себе являются не конечной целью, а лишь инструментом создания лучших условий жизни. При этом большее внимание должно быть уделено качественным аспектам удовлетворения человеческих потребностей и выработки политики стран с учетом предполагаемого роста объема ресурсов каждого общества.
Термин «качество жизни» фиксирует качественную сторону удовлетворения человеческих потребностей. С точки зрения отечественных ученых, качество жизни – это, прежде всего, социально-медицинское понятие, имеющее политические грани. Оно может рассматриваться как система потребностей для обеспечения оптимальной жизни человека. Однако на человека, являющегося элементом этой системы, влияет применение новых технологий, в результате чего качество жизни может не только улучшаться, но и ухудшаться, например, вследствие появления новых профессиональных болезней, инвалидности, сопутствующих становлению высокотехнологического общества.
Современное урбанизированное общество влияет на здоровье человека путем создания чрезмерного комфорта или дискомфорта, большого напряжения физиологических и психических сил или стрессовых ситуаций. Основными составляющими качества жизни являются:
1) потребление (с ним связаны и экология, и гигиена производства),
2) продолжительность жизни (смертность), неразрывно связанная с заболеваемостью,
3) риск как
биологическое и социальное
4) потомство (семья),
5) медико-санитарное состояние общества (здравоохранение),
6) информационное обеспечение человека (печать, радио, телевидение, общение).
Среди них потребление и здравоохранение являются социально-экономическими индикаторами, продолжительность жизни и потомство – биологическими, риск и информационное обеспечение – социально-биологическими. Использование данных показателей позволяет оценивать качество жизни как популяции в целом, так и отдельных групп населения и индивидуумов.
Восприятие качества жизни на разных уровнях неоднозначно. Между ними могут существовать противоречия. Например, атомная энергетика для обществу необходима. При этом отказаться от атомной энергетики нельзя, так как без развития энергетики и увеличения энергопотребления нельзя поднять жизненный уровень. Однако, некоторые общественные субъекты или группы населения видят в ней лишь источник различных экологические проблем. Это лишь одно из противоречий, связанных с улучшением качества жизни.
Таким образом, о качестве жизни как глобальном понятии можно говорить при наличии единых принципов определения этого понятия, однако значительные различия условий жизни в разных регионах сужают возможности разработки универсального понятия качества жизни, а значит, оно будет неодинаковым для разных стран, регионов, разных социальных групп и пр.
Важным аспектом восприятия качества жизни является взаимодействие между средой, человеком и производством (технологией), которые можно рассматриваться с трех позиций, отражающих разные приоритеты:
1) среда – человек – технологии;
2) человек – среда – технологии;
3) технологии – человек – среда.
В первом случае приоритет отдается экологии, во втором – человеку, в третьем – производству. Третий путь, с точки зрения качества жизни бесперспективен: производство не может быть самоцелью. Второй путь – эгоцентристский. Разумный уровень возможен лишь при соблюдении оптимального баланса интересов технологии и экологии.
С точки зрения перспективы выживания человека наиболее приемлем первый вариант – приоритетность экологии. Однако в этом случае требуется разумное ограничение потребностей. Этот путь психологически сложен для человека, поэтому отдельные индивидуумы могут толкать общество на пренебрежение к экологии. В то же время такие показатели среды, как высокая радиация или электромагнитное излучение, вызывают страх перед их воздействием на человека. В результате этого может формироваться психология коллективного неприятия новых технологий, следствием чего является «борьба за чистоту окружающей среды».
Качество жизни в значительной степени зависит от уровня потребления продуктов производства. Однако потребление тесно связано с ухудшением экологии, а, следовательно, и здоровья населения. При этом совершенно очевидно, что компоненты системы «ресурсы Земли – рост потребления – отходы» находятся в едином невозобновляемом круговороте. Большую тревогу вызывает у общества факт ограниченности существующих невозобновляемых органических энергоресурсов, что ведет к деградации окружающей среды, экологической нестабильности и к возникновению неравенства людей, влияя на главные составляющие качества жизни человека.
Хорошо известно, что улучшение бытовых условий часто сопряжено с дополнительным риском для здоровья и жизни. Так, от использования автомобильного и авиационного транспорта резко возрастает загрязнение окружающей среды. Использование в быту СВЧ-печей, сотовых телефонов, стиральных машин, телевизоров, видеомониторов, и других технических объектов приводит к сильному повышению электромагнитных полей.
Эти примеры подтверждают прямую связь между здоровьем и творчеством, здоровьем и состоянием среды обитания, здоровьем и культурой питания и др. Научное решение вопроса о возможности изменения качества жизни с помощью такого показателя, как здоровье, вытекает из характера взаимозависимости здоровья и жизнедеятельности.
1. Что является предметом учебной дисциплины?
2. Объясните, почему в настоящее время проблема наркомании рассматривается, прежде всего, как социальная?
3. Дайте определение Термина «наркотик».
4. Какой
смысл имеет современное
5. В каком
направлении реализуются
6. В каком
направлении реализуются
7. Перечислите
стратегии профилактики
8. Каковы пути повышения эффективности профилактики наркомании в масштабах страны?
9. Каково
содержание и направление
10. Укажите признаки, отражающие профессионализм программы профилактики наркомании.
11. Что означает термин «жизненный уровень»?
12. Охарактеризуйте концепцию уровня жизни, предложенной ООН (1961).
13. Рассмотрите
показатели благосостояния
14. Охарактеризуйте основные показатели качества жизни.
15. Рассмотрите основные формы взаимоотношения между средой, человеком и производством.
1. Подготовить сообщение о современном состоянии наркомании среди детей и подростков в РФ.
2. Подготовить сообщение о современном состоянии наркомании в молодежной среде в РФ.
3. Изучить теоретический материал темы. Рассмотреть вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение.
4. Пройти текущее компьютерное самотестирование по теме.
Цели и задачи изучения темы:
1) рассмотреть сущность и основные аспекты понятия «здоровье» «модель здоровья».
2) изучить уровни, основные компоненты и их характеристики;
3) изучить показатели здоровья и методы их определения и оценки;
4) изучить классы функционального состояния организма;
5) изучить факторы определяющие злоровье.
Результат освоения темы:
Индекс компетенции |
Индекс образовательного результата |
Образовательный результат |
ОК-2 |
У-1 |
Умеет применять правовые и этические нормы |
ОК-14 |
З-1 |
Знает методы анализа и синтеза информации, полученной из любых источников |
ОК-14 |
В-1 |
Владеет методами анализа и синтеза информации, полученной из любых источников |
ПК-6 |
У-1 |
Умеет самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата |
ПК-6 |
В-1 |
Готов самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата |
ПК-15 |
З-1 |
Знает, как передавать результат в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления |
Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни