Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:30, лекция

Описание работы

Проблема наркомании в современном мире.
Актуальность проблемы профилактики наркомании.
Концептуальная основа профилактика наркомании.

Файлы: 1 файл

Konspekt_lektsy.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Если возможно, не давайте ему своего адреса и даже телефона.

Очень советую не лгать наркоманам и не изменять своему слову. Чужие обещания наркоманы помнят очень хорошо, и нарушение их расценивают как разрешение на мошенничество. К тому же у многих из них существует — правда, своеобразное — «чувство уважения» к честным людям, всегда выполняющим свои обещания (такие люди являются недостижимым идеалом для наркоманов).

6.4. Угроза проявления «созависимости» у родных и близких наркомана

 

Психиатры считают, что в результате совместно жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе настоящую психическую патологию (которая, в свою очередь, вызывает и другие болезни), и даже придумали для близких наркомана диагноз «созависимость».

Созависимостью называется комплекс особых черт характера, мешающих нормальной и счастливой жизни, появляющийся у родственников близких наркомана в результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней.

Например: неуверенность в своих силах и своей правоте; чувство вины  за поведение ребенка, забота о нем в ущерб интересам других членов cемьи; неискренность в отношениях с окружающими, усталость и истощаемость; тревожность, нервозность, обидчивость и раздражительность.

Для выявления у родственников наркомана созависимости используют различные тесты. В частности, для оценки проявления степени созависимости у мам наркоманов им предлагают пройти ниже представленный тест. Если мать наркомана согласна хотя бы с пятью из ниже следующих утверждений теста, то, скорее всего, она являетесь созависимой.

1) Моя жизнь вращается только вокруг жизни моего ребенка.

2) Если хорошо ему, значит, хорошо и мне.

3) Моя самооценка зависит только от его одобрения или неодобрени

4) Основная часть моей разумной деятельности направлена на то, чт( бы ограждать его от неприятностей и стараться нравиться ему.

5) Когда я хорошо о нем забочусь, я вырастаю в своих глазах.

6) Я всегда готова отложить мои любимые занятия и разделять с ним его.

7) Большая часть моих усилий направлена на решение его проблем облегчение его жизни.

8) Я больше знаю о том, что он чувствует, чем о том, что я чувствую.

9) Я больше знаю о том, что он хочет, чем о том, что я хочу. Если же я знаю, а он не говорит, то я могу «прочесть» его мысли.

 

10) Мои мечты о будущем основаны на его рассуждениях и мечтах.

11) Страх быть покинутой определяет все, что я делаю и говорю.

12) Я боюсь его гнева, поэтому подстраиваюсь под его желания, когда говорю или делаю что-либо.

13) Моя уступчивость — это моя защита, так мне спокойнее.

14) Я часто откладываю важные для меня вещи, лишь бы быть с ним.

15) Я ценю его мнение и образ действий больше своего.

Но, следует помнить, что даже отрицательный ответ в силу субъективизма не даёт однозначного ответа на отсутствие созависимости.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Перечислите факторы риска употребления наркотиков.

2. Укажите  факторы защиты от риска употребления психоактивных веществ.

3. Какова  цель профилактики наркомании.

4. Какие особенности индивидуального анамнеза указывают на склонность к наркомании?

5. Опишите  биологические факторы- предикторы  анамнеза.

6. Опишите социальные факторы- предикторы анамнеза.

7. Опишите  комбинированные факторы- предикторы  анамнеза.

8. Опишите  психологический портрет наркомана.

9. Какой должна быть стратегия общения с наркоманом.

10. Что представляет  собой созависимость?

Задания для самостоятельной работы

1. Выполнить во внеаудиторное время самостоятельную работу №6 по оценке предрасположенности .

2. Подготовить  сообщение о стратегиях поведения и взаимоотношений с наркоманом.

3. Подготовить информацию о негативных последствиях проявления созависимости у родственников наркомана.

4. Изучить  теоретический материал темы. Рассмотреть  вопросы, вынесенные на самостоятельное  изучение, используя основную и  дополнительную литературу.

5. Пройти  текущее компьютерное самотестирование  по теме.

 

Тема 7. Оказание помощи при угрозе или заболевании наркоманией.

Цели и задачи изучения темы:

1) рассмотреть концептуальную основу профилактики наркомании;

2) изучить уровни профилактики наркомании;

3) ознакомить  с принципами разработки и апробацией программ профилактики наркомании;

4) изучить задачи профилактики наркомании.

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-2

У-1

Умеет применять правовые и этические нормы

ОК-14

З-1

Знает методы анализа и синтеза информации, полученной из любых источников

ПК-15

В-1

Способен передавать результат в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления


 

7.1. Концептуальная основа профилактика  наркомании 

 

Человек является объектом исследования целого ряда наук. Каждая отрасль научного знания, включая профилактику, психологию, наркологию, психиатрию, психотерапию, педагогику, социологию, культурологию – имеет лишь определенные отдельные представления о человеке и часто  не признает знания о нем других наук. Находясь в плену собственной ограниченности, они упрямо отстаивают только тот методологический аппарат и знания, которым владеют. Но для успешности решения целей и задач профилактики наркомании необходима целостная концепция человека, объединяющая знания всех научных дисциплин о человеке в единую действенную систему теоретических и практических основ профилактики.  Нельзя сводит профилактику злоупотребления наркотиков только к системе действий, акций, слов, призывов, и другой неорганизованной активности.

Важнейшей задачей специалиста в области профилактики является оказании помощи человеку, идущему по дороге осознания себя и своего жизненного смысла, по пути формирования самосознания на каждом этапе его жизни. Решение этой задачи требует знания содержания всех направлений и технологий профилактической работы, подходов к разработке и профессионального проведения разных типов программ профилактики: информационных, формирования жизненных навыков или альтернативной активности, когнитивного или эмоционального развития личности. Профессиональность программы профилактики наркомании характеризуют следующие признаки:

1. Наличие концептуальной основы и адекватности программы современным проблемам общества.

2. Четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы.

3. Направленность  на уменьшение факторов риска, усиление протективных и адаптационных  факторов.

4. Направленность  основной цели программ на  предупреждение употребления разных  видов психоактивных веществ.

5. Развитие индивидуальных ресурсов личности.

6.  Развитие  социальной среды:  включение  в программу профилактики модулей  для работы с родителями, учителями, воспитателями, подростками, позволяющими  инициировать внутрисемейное обсуждение  и выработку четкой внутрисемейной  политики в отношении различных форм зависимости.

7. Формирование эффективных и безопасных стратегий поведения.

8. Применение  интерактивных и тренинговых  методов работы: ролевые игры, моделирование  ситуаций, дискуссии, обратная связь  и т.п.

9. Соответствие программ профилактики возрастным категориям населения.

10. Сопровождение  действующих программ в средствах  массовой информации.

11. Содержание  блока правового регулирования  – повышение правовой компетентности.

12. Привлечение общественного внимания к актуальной проблеме.

13. Возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений и на другие группы населения.

14. Долгосрочность, цикличность программ, их повторяющееся  воздействие.

15. Интенсивность и четкий алгоритм.

16. Учет местной специфики.

17. Развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение.

18. Мониторинг и контроль над эффективностью программы.

19. Конкретность формулировки ожидаемых результатов.

20. Экономическая эффективность программ.

 

7.2. Уровни реализации профилактики наркомании

 

В мире существует определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Ор-ганизацией Здравоохранения (ВОЗ), в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, имеющих эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.

Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Различают две её формы:

1) тип «А» – направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости.

2) тип «Б», именуемая как четвертичная, направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

7.3. Разработка и апробация программ профилактики наркомании

 

Разработка и апробация различных программ профилактики наркотической зависимости среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением во всем мире, в том числе и в

России. Однако с большими трудностями идет формирование её эффективных профилактических стратегий. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически строго обоснованных моделей, отсутствием достаточного количества апробированных техник, неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д.

Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего  психосоциальные

и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации. Анализ содержательной стороны различных подходов имеет не только теоретический, но и практический интерес.

 

7.3.1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках

 

Данный подход является наиболее распространенным типом профилактических стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Обучающие программы ориентированы на познавательные и когнитивные аспекты принятия решения, как особенно важные в поведенческом плане. Считается, что повышение качества знаний и информированности человека, особенного в подростковом и юношеском возрастах, о последствиях употреблении психоактивных веществ, является эффективным фактором, способным изменить его отношение и поведение к наркотикам.

Существуют три различных варианта информационного подхода:

1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании;

2) стратегия  запугивания, инициирования страха, её целью является предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные и опасные стороны употребления наркотиков;

3) предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных.

В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркотиков. Большинство этих программ не включает в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, недостаточно интенсивны и краткосрочны.

В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения, эффективность которого отечественные и зарубежные специалисты оценивают как низкую. Необходимо изменить традиционную ориентацию указанного метода на негативные аспекты различных факторов риска в сторону упора на сознательно формируемые возможности приобретения знаний и навыков, обеспечивающих здоровье. Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для «фокусных» групп населения, ориентироваться как на индивида, так и на отдельные конкретные контингенты, слои, общество в целом.

 

7.3.2. Аффективное обучение как компонент профилактики

 

Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять ими, так как зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, выявляющих личностные факторы риска – низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решений. Поэтому её целью является:

1) повышение самооценки;

2) определение значимых личностных ценностей;

3) развитие навыков распознавания и выражения эмоций;

4) развитие навыков принятия решений;

5) формирование способности справляться со стрессом.

Основная часть данной модели стала центральным компонентом популярных в настоящее время программ развития «жизненных навыков».

 

7.3.3. Роль социальных факторов в профилактике наркомании

 

Профилактические стратегии, учитывают, что в большей степени влияние сверстников и семьи на процессе наркотизации, способствуя или препятствуя её началу. Его основу составляет теорию социального научения А. Бандуры, утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих (родителей, других родственников или значимых лиц из окружения).

Информация о работе Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни